5 – 38/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
с. Майя 02 октября 2023 г.
Судья Мегино - Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) Соловьев А.В., в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Калачева А.П.,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ инспектором (ДПС) ОГАИ ОМВД России по Мегино - Кангаласскому району ФИО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ в отношении Калачева А.П.
Определением Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела были возвращены должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков,
ДД.ММ.ГГГГ после устранения недостатков административный материал в отношении Калачева А.П. вновь поступил в Мегино-Кангаласский районный суд РС (Я).
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Исходя из положений п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно ч.3 ст. 28.7 КоАП РФ, в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
В силу требований части 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
В силу ч.5.1 ст. 28.7 КоАП РФ, в определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.
В нарушение вышеуказанных требований, в материалах дела отсутствуют сведения о дате вручения Калачеву А.П. и потерпевшей ФИО копии определения во возбуждении дела об административном правонарушении от 02.06.2023 г., о продлении срока проведения административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, в результате дорожно – транспортного происшествия, ФИО получила телесные повреждения.
В силу ст. 25.2 ч.1 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
В соответствии со ст. 28.2 ч.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства потерпевших.
В силу ст. 28.2 ч. 3 и ч. 6 КоАП РФ потерпевшему разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе, а также вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В нарушение вышеуказанных требований ст. 28.2 КоАП РФ, потерпевшей ФИО права и обязанности не разъяснены, и не вручена копия протокола об административном правонарушении.
Как следует из представленных материалов, по делу проведено судебно-медицинское освидетельствование потерпевшей ФИО
По смыслу ч.4 ст. 26.4 КоАП РФ до направления определения о назначении экспертизы для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения об ознакомлении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Калачева А.П. с данным определением, и разъяснении ему права заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Кроме того, в силу ст. 26.4 КоАП РФ, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. В нарушение ст. 26.4 КоАП РФ, сведения о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в материалах дела отсутствуют.
Вышеуказанные обстоятельства не могут быть восполнены в суде, и нарушают права участников производства по делу на судебную защиту.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Таким образом, судья приходит к выводу о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившего протокол для исправления указанных недостатков.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л :
Возвратить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Калачева А.П., и материалы дела в ОГИБДД ОМВД России по Мегино - Кангаласскому району.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевшим в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток.
Судья: . Соловьев А.В.
.
.