Р Е Ш Е Н И Е
21 августа 2024 года пгт Оричи Кировской области
Адм. дело № 12-20/2024
Судья Оричевского районного суда Кировской области Капустей И.С.,
при секретаре Жвакиной Т.И.,
с участием: законного представителя юридического лица администрации Оричевского района Кировской области по доверенности Комиссарова П.А.,
лица, составившего протокол об административном правонарушении, Королева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации Оричевского района Кировской области Комиссарова Павла Анатольевича на постановление мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского судебного района Кировской области от 24 июня 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Оричевского района Кировской области,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского судебного района Кировской области от 24 июня 2024 года администрация Оричевского района Кировской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Согласно вышеуказанному постановлению 23 апреля 2024 года в 16 часов 05 минут администрацией Оричевского района Кировской области, расположенной по адресу: Кировская область, пгт Оричи, ул. Карла Маркса, д. 12, не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодорог, не приняты меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, а именно: в нарушение пунктов 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 автомобильная дорога в асфальтобетонном исполнении «Зенгино-Быстрица», протяженностью 1 км., проходящая по улице Московская деревни Таборы Оричевского района Кировской области, имеет дефекты проезжей части, а именно:
ул. Московская (напротив д. 15 ул. Новая) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 15,12 м2, площадью 6,11 м2, площадью 100,98 м2, площадью 8,75 м2, площадью 13,28 м2.;
ул. Московская (напротив д. 13 ул. Новая) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 2,39 м2, площадью 5,52 м2, площадью 4,05 м2, площадью 41,0 м2.;
ул. Московская (напротив д. 13 ул. Новая) имеются дефекты в виде выбоины площадью 0,55 м2 и глубиной 5см, площадью 1,03 м2 и глубиной 8см, площадью 2,8 м2 и глубиной 8см.;
ул. Московская (напротив д. 1 ул. Новая) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 15,0 м2, площадью 7,14 м2, площадью 16,34 м2, площадью 36,27 м2.;
ул. Московская (напротив д. 11 ул. Новая) имеются дефекты в виде выбоины площадью 2,17 м2 и глубиной 7 см.;
ул. Московская (напротив д. 2) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 178,2 м2, площадью 1,89 м2, площадью 7,6 м2.;
ул. Московская (напротив д. 2) имеются дефекты в виде выбоины площадью 1,0м2 и глубиной 6 см.;
ул. Московская (напротив д. 4) имеются дефекты в виде выбоины площадью 1,04м2 и глубиной 8см.;
ул. Московская (напротив д. 4) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 9,0 м2, площадью 4,95 м2, площадью 45.0 м2.;
ул. Московская (напротив д. 6) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 13,72 м2, площадью 6,66 м2, площадью 198 м2.;
ул. Московская (напротив д. 6) имеются дефекты в виде выбоины площадью 1,3м2 и глубиной 6см. площадью 1,62 м2 и глубиной 7 см.;
ул. Московская (напротив д. 8) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 369,6 м2, площадью 10,0 м2, площадью 15,96 м2.;
ул. Московская (напротив д. 12) имеются дефекты в виде выбоины площадью 0,64м2 и глубиной 5 см.;
ул. Московская (напротив д. 14) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 8,75 м2.;
ул. Московская (напротив д. 16) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 5.0 м2.;
ул. Московская (напротив д. 16) имеются дефекты в виде выбоины площадью 0,54м2 и глубиной 5см.;
ул. Московская (напротив д. 18) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 4,8 м2.;
ул. Московская (напротив д. 18-20) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 528,0 м2.;
ул. Московская (напротив д. 20-22) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 323,4 м2.;
ул. Московская (напротив д. 22) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 4,2 м2.;
ул. Московская (напротив д. 24) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 2,0 м2, площадью 1,21 м2, площадью 3,0 м2, площадью 2,86 м2.;
ул. Московская (напротив д. 26) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 3,0 м2, площадью 1,0 м2, площадью 1,26 м2.;
ул. Московская (напротив д. 26) имеются дефекты в виде выбоины площадью 0,24м2 и глубиной 5см, площадью 0,24 м2 и глубиной 5см.;
ул. Московская (напротив д. 28 «а») имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 19,44 м2.;
ул. Московская (напротив д. 30) имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 79,8 м2, площадью 3,41 м2, площадью 5,61 м2.;
ул. Московская (напротив д. 30) имеются дефекты в виде выбоины площадью 0,72м2 и глубиной 6см.;
ул. Московская (напротив д. 32 «а») имеются дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия площадью 277,2 м2.;
ул. Московская (напротив д. 32 «а») имеются дефекты в виде выбоины площадью 0,36м2 и глубиной 5см, площадью 0,64м2 и глубиной 6см, площадью 0.48м2 и глубиной 5см, площадью 0,2м2 и глубиной 6см, площадью 0,28м2 и глубиной 5см, площадью 0,8м2 и глубиной 7см, площадью 0,48м2 и глубиной 6см, площадью 2,56м2 и глубиной 7см, площадью 0,3м2 и глубиной 5см.;
ул. Московская (напротив д. 34) имеются дефекты в виде выбоины площадью 0,2м2 и глубиной 4см. площадью 0,64м2 и глубиной 5 см., площадью 0,2 м2 и глубиной 4 см., площадью 0,6м2 и глубиной 7см, площадью 0,48 м2 и глубиной 5 см., площадью 0,48м2 и глубиной 5 см.
В результате нарушены требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.
Представителем администрации Оричевского района Комиссаровым П.А. на постановление мирового судьи подана жалоба, в которой просит постановление отменить, снизить размер административного штрафа до 10000 рублей.
Свои требования мотивирует тем, что автомобильная дорога «Зенгино-Быстрица» имеет асфальтобетонное исполнение протяжённостью 1 км, проходящая по улице Московской деревни Таборы Оричевского района Кировской области. Между администрацией Оричевского района и АО «Вятавтодор» 09.01.2024 года был заключён муниципальный контракт № 105 на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Оричевского района и искусственных сооружений на них в 2024 году. В указанный договор, в том числе, входит и ремонт дороги «Зенгино-Быстрица». Ремонт асфальтобетонных автомобильных дорог в Кировской области в этом календарном году по плану начинается с 01.05.2024 года. Однако, с тем учётом, что температура воздуха в начале мая 2024 года была значительно ниже допустимых показателей для этого времени года и шёл снег, было принято решение отложить ремонт автомобильной дороги на несколько дней до нормализации погодных условий.
Постановлением администрации Оричевского района от 14.03.2024 года №134 было установлено ограничение движения транспортных средств, свыше 10 тонн по автомобильным дорогам Оричевского района для исключения негативных воздействий на дорожные конструкции (дорожное полотно) в связи с оттаиванием грунта, когда дорожное полотно наиболее подвержено разрушению. Тем самым осуществить ремонт автомобильных дорог до 14.05.2024 года не представлялось возможным.
Оричевский муниципальный район на 95% финансируется за счёт поступлений из областного бюджета. Бюджет Оричевского района формируется и закладывается на каждый календарный год. Районный бюджет является дефицитным. Согласно информационному письму Управления финансов администрации Оричевского района от 01.07.2024 года № 231 дефицит районного бюджета составляет 41 859,40 тыс. рублей. С учётом того, что бюджет района является дефицитным денежные средства на реализацию муниципальных программ закладываются в начале календарного года и расходуются по прямому их назначению. Возможность изыскать дополнительные денежные средства не только на реализацию муниципальных программ, но и на выплату наложенных штрафов у администрации Оричевского района отсутствует.
Также обращает внимание, что согласно нормам части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению». Администрацией Оричевского района Кировской области принимается весь исчерпывающий перечень мероприятий для проведения ремонта на участке автомобильной дороги «Зенгино-Быстрица», проходящей по улице Московская деревни Таборы Оричевского района.
Мировой судья судебного участка № 33 Оричевского судебного района Кировской области назначила штраф администрации Оричевского района в размере 100 000 рублей. Указанная сумма является значительной не только для администрации Оричевского района Кировской области, но и для нужд жителей района. Администрация Оричевского района является казённым учреждением и все муниципальные программы, в том числе и ремонт дорог районного значения, осуществляет по утверждённой смете. Смета на ремонт автомобильных дорог разработана и согласована. Мировой судья судебного участка № 33 Оричевского судебного района Кировской области, вынося постановление о привлечении администрации Оричевского района Кировской области к административной ответственности и, налагая административный штраф в размере 100000 рублей, не учёл баланс интересов, принцип разумности и справедливости при определении размера административного штрафа. Администрации Оричевского района будет вынуждена изъять для погашения наложенного административного штрафа, с учётом имеющегося дефицита бюджета, денежные средства с муниципальных программ направленных на развитие социальной сферы в районе, ремонта автомобильных дорог районного значения, поддержки дошкольных и культурных учреждений района, ремонт систем водоснабжения и водоотведения (скважин) и т.д.
Также обращает внимание суда на тот факт, что протокол 43 СН № 627295, был составлен государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Оричевский» капитаном полиции Королёвым А.В. 15.05.2024 года на следующий день после окончания действия постановления № 134 от 14.03.2024 года «Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам в весенний период 2024 года». Устранить выявленные нарушения менее, чем за сутки после окончания действия постановления и начать производить подрядные работы, в которые в том числе входят строительные, технические и др. не представляется возможным.
В судебном заседании законный представитель юридического лица администрации Оричевского района Кировской области по доверенности Комиссаров П.А. доводы жалобы поддержал.
В судебном заседании лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Оричевский» Королев А.В. поддержал обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении.
Заслушав законного представителя юридического лица администрации Оричевского района Кировской области по доверенности Комиссарова П.А.,
лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Королева А.В., изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из положений ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно чч 1, 2 ст. 17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст, установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубину - 5 см и более, площадь 0,06 м2, (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).
В соответствии с пунктом 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 23 апреля 2024 года инспектором безопасности дорожного движения оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Королевым А.В. выявлены недостатки в содержании дорог, а именно нарушение администрацией Оричевского района требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 13 ОП ПДД РФ. Установлено, что автомобильная дорога в асфальтобетонном исполнении «Зенгино-Быстрица», протяженностью 1 км., проходящая по улице Московская деревни Таборы Оричевского района Кировской области, имеет дефекты проезжей части. (л.д. 3-4)
Данные обстоятельства отражены и зафиксированы также в представленной фототаблице (л.д. 14-15)
В силу п. 6 ч. 6 ст. 32 Устава муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области, принятого решением Оричевской районной Думы от 31 мая 2013 года № 28/1, администрация Оричевского района осуществляет следующие полномочия: обеспечивает решение вопросов местного значения. (л.д.48-78)
По данному факту 15 мая 2024 года инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Оричевский» Королевым А.В. в отношении администрации Оричевского района Кировской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3-4)
Таким образом, из материалов дела усматривается, что администрация Оричевского района Кировской области допустила нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Вывод мирового судьи о наличии события правонарушения и виновности администрации Оричевского района Кировской области в совершении данного правонарушения является правильным и обоснованным.
Действия администрации Оричевского района Кировской области правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ограничение администрацией Оричевского района движения транспортных средств по автомобильным дорогам в весенний период 2024 года на период с 25 апреля 2024 года по 14 мая 2024 года (л.д. 152) и составление протокола об административном правонарушении в отношении администрации Оричевского района Кировской области 15.05.2024 года, не исключает административной ответственности ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка на отсутствие в действиях администрации Оричевского района Кировской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виду дефицита районного бюджета (л.д.140) также подлежит отклонению.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, имеющиеся и приобщенные к материалам дела доказательства не подтверждают принятия администрацией исчерпывающей совокупности мер по предотвращению события административного правонарушения.
Отсутствие в бюджете администрации Оричевского района достаточных средств не освобождает администрацию от административной ответственности, учитывая факт совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягающего на безопасность дорожного движения, основными принципами которого являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
В настоящее время администрацией Оричевского района размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки-выполнение работ по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах Оричевского района (л.д. 159-162), то есть по состоянию на 21.08.2024 года ремонт автомобильной дороги не произведен.
Вместе с тем при рассмотрении административного дела мировой судья обоснованно снизил размер назначенного штрафа в соответствии с требованиями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении от 24 июня 2024 года соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского судебного района Кировской области, от 24 июня 2024 года о привлечении администрации Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу представителя администрации Оричевского района Кировской области Комиссарова Павла Анатольевича – без удовлетворения.
Решение по жалобе на постановление мирового судьи вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы могут быть обжалованы в шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья И.С. Капустей