дело № 5-75/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
23 июля 2020 года село Малые Дербеты
Судья Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия Чумаков Ю.А., изучив при подготовке к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Мучкаева Андрея Бадмаевича, родившегося <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ врио УУП МО МВД России «Малодербетовский» ФИО5 в отношении Мучкаева А.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ - невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в котором последнему вменялось, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут он в нарушение пункта 6.1.1 Указа Главы Республики Калмыкия от 26 июня 2020 г. № 157 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Калмыкия от 27 марта 2020 г. № 88», находился без использования средства индивидуальной защиты органов дыхания на улице в месте массового скопления людей, а именно около <адрес> с. Малые Дербеты Малодербетовского <адрес> Республики Калмыкия, в период объявленного режима повышенной готовности на территории Республики Калмыкия в связи угрозой распространения новой коронавирусной инфекции 2019-nCOV.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу подпункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 КоАП РФ).
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно подпунктам 6,7 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации. Порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, согласно п.п. «а, б» ч. 3, п. «в» ч. 4 при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающую угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» указанный Перечень дополнен пунктом 16 о коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).
Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 18 марта 2020 года № 77-р в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Республике Калмыкия введен режим повышенной готовности с 18 марта 2020 года.
Главой Республики Калмыкия принят Указ от 27 марта 2020 года № 88 «О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) на территории Республики Калмыкия» (с изменениями от 26 июня 2020 г. № 157), в соответствии с которым с 28 марта по 12 июля 2020 года граждане Республики Калмыкия обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, повязки, респираторы или иные изделия, их заменяющие) при нахождении на улице в местах массового скопления людей, а также при нахождении в местах общего пользования: во всех видах транспорта общего пользования городского, пригородного и местного сообщения, в том числе такси, а также на станциях и остановках, в зданиях (строениях, сооружениях) автовокзалов, железнодорожного вокзала, аэропорта; при посещении: аптек и аптечных пунктов, объектов розничной торговли, зданий (строений, сооружений), помещений других организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с обслуживанием (оказанием услуг) населения, деятельность которых не приостановлена; территориальных органов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, органов государственной власти Республики Калмыкия, иных государственных органов Республики Калмыкия, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Калмыкия (п. 6.1.1).
Как следует из протокола <адрес> об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут Мучкаев А.Б., находясь около <адрес> <адрес> с. Малые Дербеты Малодербетовского <адрес> Республики Калмыкия, в нарушение п. 6.1.1 Указа Главы Республики Калмыкия от 27 марта 2020 года № 88 «О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Калмыкия» (с изменениями от 26 июня 2020 года № 157) не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, повязки, респираторы или иные изделия, их заменяющие) при нахождении в месте массового скопления людей, чем нарушил правила поведения при введении режима повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Республики Калмыкия.
Из письменных объяснений Мучкаева А.Б. следует, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 13 часов 00 минут он, возвращаясь без средств индивидуальной защиты органов дыхания от ФИО4, проживающей по пер. <адрес> с. Малые Дербеты, был замечен сотрудником полиции, который составил в отношении него по данному факту административный протокол по статье 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно рапорту врио УУП МО МВД России «Малодербетовский» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут им было установлено, что Мучкаев А.Б. находился возле <адрес> <адрес> с. Малые Дербеты без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, повязки, респиратора или иных изделий, их замещающих) в месте массового скопления людей, чем нарушил правила поведения, установленные п. 6.1.1 Указа Главы Республики Калмыкия от 27 марта 2020 года № 88 «О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) на территории Республики Калмыкия» (с изменениями от 26 июня 2020 года № 157).
Между тем, сведений о том, что жилой <адрес> <адрес> с. Малые Дербеты является местом массового скопления людей, материалы дела не содержат. Также должностным лицом не приведены доказательства о массовом скоплении людей у данного домовладения в момент нахождения там Мучкаева А.Б.
При изложенных в протоколе об административном правонарушении обстоятельствах нахождение Мучкаева А.Б. у жилого <адрес> <адрес> с. Малые Дербеты без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, повязки, респиратора или иных изделий, их замещающих) не является нарушением правил поведения, установленных п. 6.1.1 Указа Главы Республики Калмыкия от 27 марта 2020 года № 88 «О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) на территории Республики Калмыкия» (с изменениями от 26 июня 2020 года № 157), поскольку в соответствии с указанным пунктом граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания при нахождении на улице в местах массового скопления людей. Следовательно, в действиях Мучкаева А.Б. признаков административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, не имеется.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях Мучкаева А.Б. основного признака объективной стороны - прямого умысла на невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории республики, исключают вывод о виновности Мучкаева А.Б. в совершении административно наказуемого деяния, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, что не было учтено должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствие с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Мучкаева А.Б. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его деянии состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мучкаева Андрея Бадмаевича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия в течение 10 суток со дня получения постановления через Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия.
Судья Ю.А. Чумаков
Копия верна: Судья Ю.А. Чумаков