Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-271/2023 от 27.09.2023

Дело № 12-271/2023

64MS0118-01-2023-004515-32

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

09 ноября 2023 года                         г. Саратов

Судья Фрунзенского районного суда г. Саратова Рослова О.В.,

при секретаре судебного заседания Нигмятуллиной В.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Невесенко О.А.,

защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, Шпырко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, заместителя управляющего отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Сидорова А.И. –
Шпырко А.А. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Фрунзенского района г.Саратова от 07 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя управляющего отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Саратовской области Сидорова а.и., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №3 Фрунзенского района г.Саратова от 07 сентября 2023 года заместитель управляющего отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Сидоров А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник Сидорова А.И. –
Шпырко А.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи 07 сентября 2023 года, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование поданной жалобы указано, что обстоятельства дела исследованы судом не полностью, дана неверная оценка действиям лица, привлекаемого к административной ответственности. Меры, направленные на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, были предприняты заместителем управляющего Отделением СФР Сидоровым А.И. в полном объеме. В целях обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Отделением СФР проводится процедура закупок в соответствие с ФЗ от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Своевременное исполнение обязательств Отделением СФР в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации зависит от результатов закупочных процедур. В целях обеспечения инвалидов слуховыми аппаратами цифровыми заушными мощными Отделением СФР неоднократно в период с 21.11.2022 года по 07.07.2023 года проводились запросы ценовых предложений, однако, ответы от потенциальных поставщиков не поступали, в связи с чем, начальная максимальная цена контракта была сформирована с использованием реестра исполненных контрактов. Извещение о проведении процедуры закупки слуховых аппаратов было размещено 24.07.2023 года. По результатам состоявшегося аукциона на основании протокола подведения итогов определения поставщика от 02.08.2023 года был заключен государственный контракт 105 от 15.08.2023 года с ООО «Академия Слуха «ЦЕНТР». Направления на получения ТСР были выданы инвалидам 16.08.2023 года. В целях обеспечения инвалидов сигнализаторами звука цифровыми с вибрационной и световой индикацией Отделением СФР также неоднократно в период с 15.11.2022 года по 03.07.2023 года проводились запросы ценовых предложений, ценовые предложения не поступали. 07.08.2023 года был проведен запрос ценовых предложений, сформирована начальная максимальная цена контракта. Извещение о проведении процедуры закупки было размещено в единой информационной системе в сфере закупок 15.08.2023 года, срок окончания подачи заявок – 23.08.2023 года. По результатам состоявшего аукциона на основании протокола подведения итогов определения поставщика от 24.08.2023 года был заключен государственный контракт от 04.09.2023 года с ООО «МедПроф». Направления на получение ТСР выданы инвалидам 05.09.2023 года. У Отделения СФР отсутствовала возможность обеспечения инвалидов слуховыми аппаратами и сигнализаторами звука, рекомендованными индивидуальной программой реабилитации в связи с трудностями с заключением государственных контрактов, при этом обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации возможно только по результатам закупочных процедур. В рамках установленных законом процедур невозможно разместить извещение о проведении процедуры закупки до тех пор, пока не поступят предложения на запрос ценовых предложений. Таким образом, исполнение обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации зависит не только от действий Отделения СФР, а также от поступления предложений поставщиков по продаже соответствующих средств реабилитации. Отделением СФР производились все предусмотренные законодательством действия. Кроме того, указывает, что 03.08.2023 года заместителем прокурора Саратовской области Савенко В.А. принято решение о проведении проверки в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области по соблюдению Отделением СФР порядка рассмотрения обращений граждан и требований законодательства при обеспечении граждан техническими средствами реабилитации, а также при получении ими компенсации за самостоятельное приобретение данных изделий. Полагает, что в рамках одной указанной проверки
Сидоров А.И. неоднократно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ (на основании постановления мирового судьи №3 Фрунзенского района г. Саратова от 22.08.2023 года по делу №5-593/2023, постановления мирового судьи №3 Фрунзенского района г. Саратова от 07.09.2023 года по делу №5-617/2023, постановления мирового судьи №3 Фрунзенского района г. Саратова от 22.09.2023 года по делу №5-618/2023), что противоречит ч. 5 ст. 4.1, ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ. Полагает, что действия Сидорова А.И. образуют одно событие единого нарушения, что подлежало установлению в рамках одной проверки и подразумевало возбуждение одного административного производства, включающего все выявленные нарушения.

В судебном заседании защитник Шпырко А.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление мирового судьи отменить.

Прокурор отдела прокуратуры Саратовской области Невесенко О.А. полагала, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию сроком на шесть месяцев; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо дисквалификацию сроком на шесть месяцев.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 131-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от
24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с пунктом 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).

Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.

Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.

Кроме того, Приказом Фонда социального страхования РФ от 16.05.2019 г. № 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

Согласно п. 11 указанного регламента срок предоставления государственной услуги исчисляется с даты представления заявления о предоставлении государственной услуги, форма которого предусмотрена приложением к Административному регламенту (далее - заявление), и полного комплекта документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги.

При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением территориальный орган Фонда в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделием) и документов, указанных в
п. 18, 21 Административного регламента, в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением территориальный орган Фонда:

- высылает (выдает) заявителю направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные территориальным органом Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении территориальным органом Фонда указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта;

- в случае необходимости проезда заявителя (сопровождающего его лица) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальные талоны и (или) именные направления на соответствующие виды транспорта.

Согласно п. 12 указанного регламента, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) территориальный орган Фонда:

- одновременно с указанным в п. 11 Административного регламента уведомлением о поставке на учет информирует заявителя о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;- в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявителем заявления размещает извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок;

- в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта высылает (выдает) заявителю документы, предусмотренные п. 11 Административного регламента.

Срок обеспечения заявителя техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения заявителя в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением заявителя и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено мировым судьей и следует из представленных материалов, прокуратурой Саратовской области проведена проверка нарушений законодательства об организации предоставления государственных услуг. В результате проверки было выявлено, что Сидоров А.И., занимая должность заместителя управляющего отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее – Фонд), и в соответствие с трудовым договором от 29 июля 2022 года, являясь ответственным за организацию предоставления Фондом государственных услуг, допустил нарушение ч. 1, 2 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п.п. 11, 12 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом ФСС РФ от 16.05.2019 года №256.

16 февраля 2023 года Казанова Н.С. обратилась в фонд с заявлением для получения государственной услуги по обеспечению сигнализатором звука цифровым с вибрационной и световой индикацией.

В нарушение положений п. 12 Административного регламента, п. 5 Правил в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявления инвалидом извещение о проведении закупки сигнализаторов звука цифрового с вибрационной и световой индикацией в единой информационной системе в сфере закупок не размещено.

Извещение о проведении аукциона на поставку сигнализаторов Фондом размещено лишь 15 августа 2023 года. Таким образом, на момент проведения проверки Казанова Н.С. не была обеспечена вышеуказанным техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Аналогичные факты нарушения порядка предоставления государственных услуг, повлекшие непредставление государственной услуги заявителям допущены по заявлениям Ивиной С.Е. от 28.02.2023 года, Стародубцева В.А. от 06.03.2023 года, Климовой Т.П. от 05.04.2023 года, Дубаченко Т.Я., от 10.03.2023 года, Бычковой Е.М. от 06.03.2023 года и еще 40 инвалидов.

Кроме того, допущено несвоевременное размещение извещения о проведении закупок слуховых аппаратов (24 июля 2023 года) по заявлениям о предоставлении указанных технических средств Казановой Н.С. от 16.02.2023 года, Пресняковой С.Н. от 16.02.2023 года, Федотовой Т.И. от 20.02.2023 года, Наурзалиева С.Я. от 21.02.2023 года и еще 77 инвалидов, нуждающихся в обеспечении слуховыми аппаратами, что подтверждается ответом в адрес прокуратуры Саратовской области за подписью заместителя управляющего Отделением Сидорова А.И. от 09.08.2023 года и представленными списками.

Рассматривая дело по существу, мировой судья, пришел к обоснованному выводу о наличии события правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.63 КоАП РФ, и о виновности заместителя управляющего отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области Сидорова А.И. в его совершении и вынес постановление о привлечении к административной ответственности.

Вина Сидорова А.И. подтверждается материалами проведенной проверки, а также письменными материалами дела, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.08.2023 года; приказом от 01.01.2023 года о назначении Сидорова А.И. на должность; трудовым договором от 29.07.2022 года; ответом в адрес прокуратуры Саратовской области за подписью заместителя управляющего Отделением Сидорова А.И. от 09.08.2023 года и представленными списками, скриншотом размещения информации о проведении аукциона на поставку сигнализаторов Фондом от 15.08.2023 года; заявлениями Казановой Н.С., Наурзалиева С.Я., Бычковой Е.М., Климанц А.А., Карташова В.В., Тихоновой Л.Н.. Ногтевой Т.Ю., Кругловой Н.В., Ращенко В.Г., Лошмановой Н.А., Федотовой Т.И., Пресняковой С.Н.

Довод защитника Шпырко А.А. о том, что у Отделения СФР отсутствовала возможность обеспечения инвалидов слуховыми аппаратами и сигнализаторами звука, рекомендованными индивидуальной программой реабилитации в связи с трудностями с заключением государственных контрактов, при этом обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации возможно только по результатам закупочных процедур, а также о том, что в рамках установленных законом процедур невозможно разместить извещение о проведении процедуры закупки до тех пор, пока не поступят предложения на запрос ценовых предложений, которые неоднократно размещались отделением СФР, является несостоятельным по следующим основаниям.

По смыслу ст. 22 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

В соответствие с ч. 2, 5 ст. 22 указанного федерального закона метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Рекомендации).

Согласно п. 3.7 Рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:

- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет");

- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт);

- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям;

- осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится в том числе: информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц, в том числе признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами; информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах; информация о котировках на электронных площадках; данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг; информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях; информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенная в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации; информация информационно-ценовых агентств. При этом в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен; иные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения рынка.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены различные процедуры для получения информации, необходимой для формирования начальной максимальной цены контракта. Отсутствие ответов на запросы ценовых предложений от поставщиков не препятствовало Отделению СФР прибегнуть к иным, предусмотренным законом процедурам получения ценовой информации в рамках применения метода сопоставления рыночных цен (анализа рынка). Доказательств, свидетельствующих об использовании всех возможных процедур для формирования начальной максимальной цены контракта, а также невозможности своевременного размещения извещения о проведении процедуры закупки материалы дела не содержат.

Кроме того, отсутствие заключенного государственного контракта не освобождает лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, от обязанности соблюдать положения административного регламента, которые направлены на обязательное соблюдение гарантированного государством, закрепленного ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», права инвалидов на проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Довод защитника Шпырко А.А. о том, что в рамках одной указанной проверки Сидоров А.И. неоднократно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ (на основании постановления мирового судьи №3 Фрунзенского района г. Саратова от 22.08.2023 года по делу №5-593/2023, постановления мирового судьи №3 Фрунзенского района г. Саратова от 07.09.2023 года по делу №5-617/2023, постановления мирового судьи №3 Фрунзенского района г. Саратова от 22.09.2023 года по делу №5-618/2023), что противоречит ч. 5 ст. 4.1, ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, так как действия Сидорова А.И. образуют одно событие единого нарушения, которое было установлено в рамках одной проверки, и подразумевало возбуждение одного административного производства, включающего все выявленные нарушения, также не может быть принят судом в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела №5-593/2023 об административном правонарушении, предусмотренного ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ, в отношении заместителя управляющего отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Саратовской области Сидорова А.И., в результате прокурорской проверки было выявлено, что Сидоровым А.И., ответственным за организацию предоставления Фондом государственных услуг, было допущено нарушение ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п.6 Порядка, выразившееся в несвоевременном предоставления государственной услуги заявителю Седову С.В., в связи с чем было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от
15 августа 2023 года. Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Фрунзенского района г.Саратова от 22 августа 2023 года заместитель управляющего отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Сидоров А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Как следует из материалов дела №5-618/2023 об административном правонарушении, предусмотренного ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ, в отношении заместителя управляющего отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Саратовской области Сидорова А.И., прокурорская проверка проводилась на основании обращений Глазковой Г.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Глазкова Я.С., от 14 августа 2023 года, Близновой А.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего Близнова А.П., от 14 августа 2023 года, а также Ефремова А.В., действующего в интересах несовершеннолетней Ефремовой Е.А., от 14 августа 2023 года, по результатам которой было выявлено, что Сидоровым А.И., ответственным за организацию предоставления Фондом государственных услуг, было допущено нарушение ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п.6 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н, в связи с чем было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 августа 2023 года.

Из приобщенных к материалам дела документов усматривается, что по настоящему делу об административном правонарушении прокурорская проверка была проведена на основании поручения Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному органу от 04 августа 2023 года в связи с поступившим обращением Малахова П.Е. о нарушениях при обеспечении техническими средствами реабилитации.

Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.

На основании ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора не относится к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю, которые регулирует Закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (п. 7 ч. 3 ст. 1 указанного Закона). Также не применяются (за некоторым исключением) в отношении прокурорских проверок нормы Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в определенных сферах (п. 3 ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 26.3 Закона № 294-ФЗ).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 года № 2-П - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляемая прокуратурой Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается - путем своевременного и оперативного реагирования органов прокуратуры на ставшие известными факты нарушения субъектами права законов различной отраслевой принадлежности - неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции специального (ведомственного) государственного контроля (надзора).

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 294-ФЗ«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указанный закон не применяется при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, материалы дела не позволяют сделать выводы о возможности применения в данном случае положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки мирового судьи, они не опровергают наличие в деянии Сидорова А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.63 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.

Деяние Сидорова А.И. квалифицировано по ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Постановлением мирового судьи от 17 февраля 2023 года заместитель управляющего Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области Сидоров А.И. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ.

В связи с этим, мировой судья при рассмотрении данного дела верно пришел к выводу о том, что Сидоровым А.И., при исполнении своих должностных обязанностей заместителя управляющего отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области, не был соблюден срок оказания государственных услуг инвалиду, тем самым совершено аналогичное правонарушение, подлежащее квалификации по
ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ.

Доказательства, на основании которых установлена виновность Сидорова А.И., получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Сидорова А.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции ч.4 ст.5.63 КоАП РФ в минимальном размере, с соблюдением положений статьи 4.1 названного Кодекса.

Каких-либо процессуальных нарушений мировым судьей при рассмотрении административного дела не допущено.

Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления мирового судьи, а также для удовлетворения поданной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №3 Фрунзенского района г.Саратова от 07 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя управляющего отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Саратовской области Сидорова а.и., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставить без изменения, а жалобу защитника Сидорова А.И. - без удовлетворения.

Судья                                      О.В. Рослова

12-271/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Сидоров Алексей Иванович
Суд
Фрунзенский районный суд г. Саратова
Судья
Рослова Оксана Васильевна
Статьи

ст.5.63 ч.4 КоАП РФ

Дело на сайте суда
fr--sar.sudrf.ru
27.09.2023Материалы переданы в производство судье
18.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее