РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2023 года Куйбышевский районный суд города Иркутска
в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,
при секретаре Хахановой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-907/2023 по исковому заявлению ДДД к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области о перерасчете дополнительной компенсации денежных средств, взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Истец ДДД обратилась в суд с исковыми требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области), которая в связи реорганизацией является правопреемником Межрайонной ИФНС России №13 по Иркутской области, где она, истец, проходила службу в должности заместителя начальника отдела общего обеспечения согласно служебному контракту. Приказом от <дата> <номер> она освобождена от занимаемой должности в связи с сокращением в соответствии с пунктом 8.2. статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ). При увольнении, нанимателем была произведена выплата денежных средств в виде компенсации 4-х месяцев в размере в размере 229 727,44 рублей, а также компенсации за неиспользованный отпуск в размере 56 465,10 рублей. При этом нанимателем не включены выплачиваемые средства материального стимулирования и разовые премии, что является нарушением требований статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Решением Куйбышевского районного суда города Иркутска от <дата> по делу <номер> установлен размер недоплаченной суммы компенсации 4-месячного денежного содержания при сокращении в размере 195 242,12 рублей, т.е. по 48810,53 рублей за каждый месяц.
По решениям Министерства труда и занятости Иркутской области ОГКУ ЦЗН города Усть-Кута от <дата> и <дата> истцу выплачена дополнительная компенсация денежного содержания за 5 и 6 месяцы инспекцией из расчета 57431,86 руб. * 2 = 114863,72 рублей. Недоплаченная сумма денежного содержания за 5 и 6 месяцы составила 48810,53рублей * 2 = 97621,06 рублей.
Истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет дополнительной компенсации денежного содержания за 5 и 6 месяцы, выплачиваемые при сокращении штатной численности в соответствии с пунктом 3.2 статьи 37 ФЗ №7-ФЗ от 27.07.2004; взыскать с ответчика в пользу истца недоплаченные суммы за 5 и 6 месяцы месячного денежного содержания в размере 97621,06 рублей.
Истец ДДД в судебное заседание не явилась, извещена путем направления судебной повестки, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области ААА в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на исковое заявление, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве на иск указала, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России. Часть 10 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ предусматривает правило о возможности выплаты гражданским служащим других выплат, предусмотренных федеральными законами и нормативными актами, однако это не означает, что такие выплаты подлежат включению в состав денежного содержания. Такие отдельные выплаты не наделяются свойством основного средства материального обеспечения гражданского служащего (часть 1 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ), поскольку не являются частью денежного содержания и носят разовый характер. Данные выплаты не включаются в состав денежного содержания и не связаны с выполнением трудовых функций (например: единовременное поощрение в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, суммы материальной помощи на компенсацию стоимости проезда к месту нахождения лечебно-оздоровительного учреждения, суммы материальной помощи в случае смерти членов семьи и др.). Из буквального толкования положений Правил №562 следует, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ. Таким образом, материальное стимулирование не относится к премиям в понятии пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ, подпункта «д» пункта 2 Правил №562, выплаты которых производятся исключительно в пределах установленного фонда оплаты труда, в связи с чем обоснованно не учтены Инспекцией при определении размера денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска и при расчете компенсации за неиспользованные отпуска. Выплаты, входящие в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и выплачиваемые за счет фонда оплаты труда, установлены в процентном соотношении к должностному окладу. Тогда как размер материального стимулирования не зависит от размера должностного оклада служащего, а выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и личного вклада конкретного служащего в обеспечение исполнения функций налогового органа за определенный период (квартал, месяц). Средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания истца, соответственно, не могут учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в отпуске и компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск. Письмо Министерства Финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 №238-7» не носит обязательного характера и не регулирует спорные правоотношения. Следовательно, положения данного письма не применимы к спорным выплатам. Ни нормы Федерального закона №79-ФЗ, ни Указ Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих», ни Правила №562, ни Положение о премировании, утвержденное Приказом Управления ФНС по Иркутской области №07-03-10/17ахд@, не предусматривают включение средств материального стимулирования в фонд оплаты труда, и, как следствие, не приравнивают данные выплаты к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий. В рассматриваемом случае дополнительное материальное стимулирование осуществлялось в качестве иной выплаты, что подтверждается расчетными листами истца, расчетами отпускных, где спорные выплаты обозначены как средства материального стимулирования (СМС), а не премия за выполнение особо важных и сложных заданий. Таким образом, задолженность по заработной плате перед истцом у налогового органа отсутствует. Кроме того, учет материального стимулирования, при расчете денежного содержания служащего на период отпуска по Инспекции в целом, повлечет превышение доведенного до налогового органа фонда оплаты труда. Вместе с тем, фонд оплаты труда доводится до Инспекции в фиксированном размере и не подлежит изменению в течение года (фонд оплаты труда может быть изменен только в случае увеличения или уменьшения штатной численности и изменения размера должностного оклада).
В судебное заседание представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области не явился, извещен надлежащим образом путем направления судебной повестки.
В соответствии со статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии истца, ответчика, третьего лица.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательств, суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 названного Федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
При этом, в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Судом установлено, что ДДД на основании приказа <номер> от <дата> замещала должность государственной гражданской службы – заместителя начальника отдела общего обеспечения Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области. <дата> с истцом был заключено дополнительное соглашение <номер> к служебному контракту <номер>.
Согласно раздела IV Служебного контракта <номер> от <дата> в состав ежемесячного денежного содержания ДДД в редакции дополнительного соглашения от <дата>, с учетом приказа МИФНС России №13 по Иркутской области от <дата> <номер>, с <дата> входят: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 5 637 руб., месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы, который составляет оклад за классный чин в размере 1 977 руб. в месяц, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 30% этого оклада, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 90% этого оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь; ежемесячная надбавка к должностному окладу за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%, районного коэффициента в размере 30%, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, заключенный с ДДД служебный контракт в редакции дополнительного соглашения, не противоречит части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ и допускает включение в ежемесячное денежное содержание иных выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Судом также установлено, что приказом <номер> от <дата> с ДДД расторгнут служебный контракт <номер> от <дата>, она освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы <дата>, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.
При увольнении ДДД выплачена компенсация 4-х месячного денежного содержания в размере 229 727,44 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 56 465,10 рублей
При этом, выплаченные истцу суммы материального стимулирования не были учтены при расчете вышеуказанных компенсаций, что не оспаривается ответчиком.
Решением Куйбышевского районного суда г.Иркутска от <дата> по гражданскому делу <номер> исковые требования ДДД удовлетворены частично. Судом постановлено возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области обязанность произвести перерасчет выплаченных сумм отпускных в периоде с <дата> по <дата>, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации 4-х месячного денежного содержания, выплачиваемых при сокращении штатной численности, и осуществить выплату ДДД недоплаченной суммы 4-х месячного денежного содержания в размере 195 242,12 рублей, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 49 976,62 рублей, отпускных в размере 91 225,46 рублей, в удовлетворении В удовлетворении требований о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области в пользу ДДД недоплаченной компенсации 4-х месячного денежного содержания в большем размере, – отказано.
Судом дана оценка доводам ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не должно учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, которые признаны судом несостоятельными.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что на основании решений ОГКУ ЦЗН г.Усть-Кута от <дата> и от <дата> истцу начислена и выплачена компенсация за пятый и шестой месяцы в размере ежемесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.2 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.
Размер компенсации в соответствии с частью 3.2 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ за 5 и 6 месяц со дня увольнения составляет 212484,78 рублей, с учетом произведенных выплат в размере 114863,72 рублей, размер компенсации денежного содержания за 5 и 6 месяцы составил 97621,06 рублей.
При этом истцом заявлены требования о взыскании недоплаченной суммы денежного содержания за 5 и 6 месяцы в размере 97621,06 рублей, в связи с чем, суд, в соответствии с положениями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по заявленным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ДДД удовлетворить.
Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области обязанность произвести перерасчет компенсации денежного содержания за 5 и 6 месяцы, выплачиваемые в соответствии с частью 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области в пользу ДДД недоплаченную компенсацию денежного содержания за 5 и 6 месяцы, выплачиваемые в соответствии с частью 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в размере 97621,06 рублей
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Акимова