Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Забировой З.Т.,
при секретаре судебного заседания Насырове Р.Ш.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Республики Башкортостан Конаревой О.С.,
представителя ответчика МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан в лице заведующей Масагутовой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.о. прокурора <адрес> Республики Башкортостан Чиликина В.А. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан об установлении обязанности по заключению договора,
установил:
И.о. прокурора <адрес> Республики Башкортостан Чиликин В.А. обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан об установлении обязанности по заключению договора, в котором просит признать незаконным бездействие МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по не заключению договора на оказание услуг по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности с федеральным оператором, обязать МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности с федеральным оператором, обратить решение суда к исполнению в течение месяца.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой <адрес> Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан, основным видом деятельности которого является оказание образовательных услуг. При проведении проверки установлено, что в МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан в хозяйственной деятельности используются люминесцентные лампы в количестве 248 шт., что влечет за собой образование отходов 1 класса опасности. В нарушение норм действующего законодательства, договор на оказание услуг по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности с федеральным оператором МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан не заключен. В целях устранения выявленных нарушений, прокуратурой <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года в адрес начальника МКУ Отдел образования городского округа <адрес> внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено. Между тем, по настоящее время меры по заключению договора на оказание услуг по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности не приняты. Выявленные нарушения могут привести к причинению вреда здоровью лиц, в том числе несовершеннолетних.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Республики Башкортостан Конарева О.С. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их по основаниям и изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель ответчика - заведующая МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан Масагутова Р.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований Прокурора <адрес> Республики Башкортостан.
Представители третьих лиц Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, МКУ Отдел образования городского округа <адрес> Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора и представителя ответчика, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, в связи с их надлежащим извещением.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ст. 1 Закона №89-ФЗ, отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона №89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Ртутьсодержащие люминесцентные лампы отнесены к 1 классу опасности в соответствии с п. 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления «СанПиН 2. 1. 7.1386-03) и являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
В силу п. 3.6 СанПиН 2. 1 7. 1322-03, хранение твердых промотходов 1 класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).
Согласно ч. 1 ст. 14.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи (часть 3 указанной статьи).
Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности определяется Правительством Российской Федерации по предложению Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованному с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 14.1 Закона №89-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ №ДД.ММ.ГГГГ №-рфедеральным оператором по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности определено ФГУП «Федеральный экологический оператор».
Как следует из материалов дела, Прокуратурой <адрес> Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан, основным видом деятельности которого является оказание образовательных услуг.
При проведении проверки установлено, что в МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан в хозяйственной деятельности используются люминесцентные лампы в количестве 248 шт., что влечет за собой образование отходов 1 класса опасности.
В нарушение норм действующего законодательства, договор на оказание услуг по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности с федеральным оператором МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан не заключен.
В целях устранения выявленных нарушений, прокуратурой <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года в адрес начальника МКУ Отдел образования городского округа <адрес> внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, что подтверждается письмом МКУ «Отдел образования Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, по настоящее время меры по заключению договора на оказание услуг по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности не приняты. На момент рассмотрения дела доказательств заключения такого договора, представителем ответчика суду не представлено.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Проведенная Прокуратурой <адрес> Республики Башкортостан проверка, не противоречит действующему законодательству, соответствует установленным законодательством обязанностям и полномочиям прокурора.
Судом установлено, что выявленные прокурором нарушения в деятельности дошкольного образовательного учреждения, могут привести к причинению вреда здоровью лиц, в том числе несовершеннолетних.
Поскольку прокурором, как стороной по делу, в силу положений ст. 56 ГПК РФ представлены все необходимые доказательства, подтверждающие факт невыполнения ответчиком требований законодательства по обращению с отходами 1 и 2 класса, что создает угрозу для здоровья обучающихся, причинения вреда окружающей среде, то исковые требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по не заключению договора на оказание услуг по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности с федеральным оператором и обязать МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности с федеральным оператором.
В силу ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполненною.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым возложить на ответчика МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан обязанность по исполнению решения суда по настоящему иску в течение месяца со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования И.о. прокурора <адрес> Республики Башкортостан Чиликина В.А. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан об установлении обязанности по заключению договора – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по не заключению договора на оказание услуг по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности с федеральным оператором.
Обязать МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности с федеральным оператором,
Установить срок исполнения ответчиком МАДОУ «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан решения суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья З.Т. Забирова