Дело №
УИД 05RS0№-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(в окончательной формулировке)
31 мая 2024 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джамалдиновой Р.И.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой Г.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саидовой Д. Я. к Администрации ГО «<адрес>», Управлению имущественных отношений <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка; признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Саидова Д. Я. обратилась в суд с иском к Администрации ГО «<адрес>», Управлению имущественных отношений <адрес> с требованиями
о признании незаконным решения Администрации ГО «<адрес>», выраженного в уведомлении от № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении Саидовой Д.Я. земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, СНТ «Ветеран», линия 17, №, кадастровый №;
признании права собственности Саидовой Д.Я. на земельный участок, расположенный по адресу: РД, <адрес>, СНТ «Ветеран», линия 17, №, кадастровый №.
В обоснование заявленных требований указано, что Саидова Д.Я. является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Ветеран» (далее – СНТ «Ветеран»), в котором ей предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: РД, <адрес>, СНТ «Ветеран», линия 17, №. С целью регистрации права собственности на данный земельный участок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Саидова Д.Я. обратилась в Администрацию ГО «<адрес>» с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Постановлением Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образован земельный участок по адресу: РД, <адрес>, СНТ «Ветеран», линия 17, №. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №. Оспариваемым решением Администрации ГО «<адрес>», выраженным в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении земельного участка в собственность Саидовой Д.Я. отказано с указанием на то, что образуемый земельный участок находится за пределами административных границ ГО «<адрес>». Полагая, что решение органа местного самоуправления является незаконным, необоснованным и нарушает ее права и законные интересы, Саидова Д.Я. обратилась в суд с изложенными выше исковыми требованиями.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились и о наличии уважительных причин неявки суду не сообщали. В суд поступило ходатайство истца Саидовой Д.Я., ее представителя Р. А.Р. о рассмотрении настоящего гражданского дела в их отсутствие.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kaspiyskiy.dag.sudrf.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь положениями ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе: из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (пп. 2); в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом (пп. 4); вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий (пп. 9).
На основании п. 2.7 ст. 3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ) до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено п. 2.8 ст. 3 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с п. 2.10 ст. 3 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления или решение о предоставлении в собственность или аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании его предоставления или об отказе в его предоставлении.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных положениями пунктов 2.7 - 2.10 настоящей статьи (п. 2.11 ст. 3 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность без проведения торгов. Согласно части 1 данной статьи предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Саидова Д.Я. с ДД.ММ.ГГГГ принята в члены садоводческого товарищества «Ветеран», в котором ей предоставлен земельный участок № по линии 17 площадью 700 кв.м., что подтверждается представленной выпиской из протокола общего собрания членов СНТ «Ветеран» № от ДД.ММ.ГГГГ, а также членской книжкой садовода.
Согласно архивной выписке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией ГО «<адрес>», решением Каспийского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № садоводческому товариществу «Ветеран» был выделен земельный участок площадью 20 га для ведения коллективного садоводства в районе Аэропорта, утверждены списки членов садоводческого товарищества «Ветеран», земельные участки закреплены за всеми членами садоводческого товарищества «Ветеран» в пожизненно наследуемое владение.
Подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которой предусмотрено образование земельного участка площадью 700 кв.м., расположенного в кадастровом квартале № по адресу: РД, <адрес>, СНТ «Ветеран», линия 17, №.
Постановлением Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за № во исполнение решения Каспийского городского суда РД от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-№ на основании заявления Саидовой Д.Я. от ДД.ММ.ГГГГ постановлено утвердить схему расположения земельного участка, подготовленную в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, СНТ «Ветеран», линия 17, №, в соответствии с которой предусмотрено образование земельного участка площадью 700 кв.м. в кадастровом квартале №, вид разрешенного использования – ведение садоводства.
Земельный участок площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: РД, <адрес>, СНТ «Ветеран», линия 17, №, образован и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
Как следует из неопровергнутых разъяснений истца, Саидова Д.Я. обратилась в Администрацию ГО «<адрес>» с заявлением о предоставлении земельного участка в целях реализации права на приобретение в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным п. 2.7 ст. 3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ.
Уведомлением Управления имущественных отношений Администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ сообщается об отказе Саидовой Д.Я. в предоставлении земельного участка по адресу: РД, <адрес>, СНТ «Ветеран», линия 17, №, в связи с расположением указанного земельного участка за пределами административных границ ГО «<адрес>», в кадастровом квартале №, относящемся к <адрес> РД.
Частью 1. ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из положений приведенных норм права, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории содержит, помимо прочего, сведения о конфигурации и местоположении границ земельного участка. При этом схема расположения земельного участка является обязательным приложением к заявлению о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным п. 2.7 ст. 3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ.
Утвержденной схемой расположения предусмотрено образование земельного участка по адресу: РД, <адрес>, СНТ «Ветеран», линия 17, №. Образование земельного участка, предоставленного Саидовой Д.Я. как члену в садоводческого товарищества, осуществляется из земельного участка, выделенного для организации садоводческого товарищества «Ветеран» решением Каспийского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № также расположен по адресу: РД, <адрес>, СНТ «Ветеран». В этой связи у суда отсутствуют основания для сомнений в расположении спорного земельного участка в пределах административных границ ГО «<адрес>».
В то же время ответчиками не представлено каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих изложенные в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ причины отказа в предоставлении земельного участка. С доводами о расположении земельного участка в кадастровом квартале № суд не может согласиться, поскольку кадастровый номер присваивается объектам в целях осуществления кадастрового и технического учета и не может использоваться для определения местоположения границ муниципальных образований и населенных пунктов.
Оснований для выводов о пересечении границами образуемого земельного участка административных границ ГО «<адрес>» или о расположении земельного участка за пределами административных границ муниципального образования по материалам дела у суда не имеется.
Как установлено статьей 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
В соответствии п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления (пп. 1); восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп. 4).
Поскольку решение Администрации ГО «<адрес>», выраженное в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует требованиям закона и нарушает права Саидовой Д.Я., в том числе препятствуя в реализации права на приобретение в собственность земельного участка в порядке, установленном п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что исковые требования в части требований о признании незаконным указанного решения обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом того, что представленными доказательствами подтверждается наличие законных оснований для возникновения у Саидовой Д.Я. права на приобретение земельного участка с кадастровым номером 05:09:000025:1761 в собственность бесплатно без проведения торгов по основаниям, предусмотренным п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ, а также соблюдение установленной законодательством процедуры предоставления такого земельного участка, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить в полном объеме, признав право собственности истца на спорный земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ «░░░░░░░», ░░░░░ 17, №, ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ «░░░░░░░», ░░░░░ 17, №, ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░░