Гражданское дело №2-13/2024 (2-326/2023)
УИД: 91RS0005-01-2023-000708-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2024 года г.Армянск Республика Крым
Армянский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Феденевой Т.Н., при помощнике судьи ФИО6, с участием истца и представителя ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1, ФИО2, ФИО8, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» о признании действий не законными, возложении обязанности произвести перерасчет взносов на капитальный ремонт и пени, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО1, ФИО2, Лопарёва М.В., действующая так же в интересах несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в Армянский городской суд Республики Крым с иском к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», с учетом уточненных требований, о признании действий по начислению взносов на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14021,00 рублей, пени в размере 2695,64 рублей незаконными, о возложении обязанности произвести перерасчет взносов на капитальный ремонт, пени в указанных суммах по лицевому счету №, взыскании судебных расходов в размере 757,16 рублей, государственной пошлины в размере 300 рублей. Исковые требования обоснованы тем, что ФИО1, ФИО2, Лопарёва ФИО5, несовершеннолетние ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>. В июне 2023 года ответчиком впервые направлены квитанции об оплате взноса на капитальный ремонт с наличием долга с августа 2017г. по июль 2023 года и пени, а так же получена претензия ответчика на сумму 28040,09 рублей. Размер взноса на капитальный ремонт составляет 26958,13 рублей, пени 1707,49 рублей. До июля 2023 года квитанции об оплате взносов на капитальный ремонт, претензий ответчиком в адрес истца не направлялось. Отражение задолженности по взносам на капитальный ремонт на лицевом счёте приведет к нарушению прав истцов, так как лишаются возможности получать меры социальной поддержки, обусловленные отсутствием задолженности по оплате жилья. Ответчиком необоснованно создаются условия для начисления должникам пени на просроченную задолженность в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ. В настоящее время «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Республики Крым» утратил возможность реализовать судебный способ защиты нарушенных прав, соответственно не вправе применять иные, внесудебные способы понуждения должника к исполнению обязательств. Истцы вправе требовать пресечения действий, нарушающих их право или создающих угрозу его нарушения на основании ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчик обязан произвести перерасчёт задолженности по взносам на капитальный ремонт с учетом срока исковой давности за три предшествующих года, то есть исключить сумму задолженности, возникшей за период до ДД.ММ.ГГГГ, так как срок внесения платы за октябрь 2020 истекает ДД.ММ.ГГГГ. Требование об оплате взносов на капитальный ремонт может быть выставлено только в пределах срока исковой давности за три предшествующих года. Согласно претензии Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» по лицевому счету № жилое помещение составляет общую площадь 59,90 м2, ежемесячный взнос на капитальный ремонт с сентября 2016 года по декабрь 2020 года составляет 368,98 рублей. Долг по взносам на капитальный ремонт с августа 2017 года по октябрь 2020 года включительно в размере 14021,00 рублей рассчитан необоснованно. Фонды капитального ремонта, согласно закону «О некоммерческих организациях» учреждаются гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Добровольные взносы не могут быть обязательными. Начисление пени за еще не оказанные услуги противоречит основам гражданского права, а также федеральному закону «О защите прав потребителей». Договор с Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» не заключался, согласие на обработку персональных данных не давалось. Заявление о перерасчете взносов на капитальный ремонт, исключении пени ответчиком не удовлетворено. Просит признать незаконными действия Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» по начислению взносов на капитальный ремонт в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 021,00 рублей. Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» произвести перерасчет взносов на капитальный ремонт, исключив задолженность в размере 14021,00 рублей по лицевому счету №. Признать незаконными действия Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» по начислению пени в размере 2 695,64 рублей. Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» произвести перерасчет долга, исключив пени в размере 2 695,64 рублей по лицевому счету №. Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» судебные расходы в размере 300 рублей на оплату государственной пошлины и услуги почты в размере 757,16 рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Просил взыскать судебные расходы в сумме 881,56 рублей. В остальной части от иска отказался.
Истцы ФИО2, Лопарёва М.В., действующая так же в интересах несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уведомлены судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Воспользовались правом ведения дела с участием представителя ФИО1 До рассмотрения дела судом от истцов ФИО2, Лопарёвой М.В. поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика, Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменные возражения, согласно которым иск не признает. Обязанность истца по внесению вносов на капитальный ремонт, сроки их внесения прямо предусмотрены законом. Не получение платежных документов не освобождает истца от обязанности нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества и ответственность за невыполнение данной обязанности. Действуя добросовестно, собственник имел возможность самостоятельно рассчитать взносы на капитальный ремонт и осуществить соответствующие платежи в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки или обратиться к ответчику за соответствующими платежными документами. Согласно положениям пункта 9 части 2 статьи 172 ЖК РФ зональный оператор обязан представлять собственникам помещений в многоквартирных домах платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт своими силами или силами третьих лиц. В соответствии с договором возмездного оказания услуг, заключенным между НО «РФ КРМД РК» и Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымский Республиканский единый информационно-расчетный центр», с сентября 2016 года ежемесячное формирование платежных документов с информацией о ежемесячных взносах в фонд капитального ремонта в отношении собственников общего имущества МКД на территории Республики Крым, печать, фальцевание и их доставку собственнику общего имущества МКД на территории Республики Крым, обеспечивало ГУП РК «КР ЕИРЦ». Срок всех договорных обязательств истек 31.12.2020г. В соответствии с договором возмездного оказания услуг, заключенного между НО «РФ КРМД РК» и ООО «Крымстройхолдинг», в 2021 году обеспечивалось ежемесячное формирование платежных документов с информацией о ежемесячных взносах в фонд капитального ремонта в отношении собственников общего имущества в МКД на территории Республики Крым, фальцевание, их доставку собственникам общего имущества МКД на территории Республики Крым. Срок действия всех договорных обязательств истек ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с договором возмездного оказания услуг, заключенным между НО «РФ КРМД РК» и ФГУП «Почта Крыма», в 2022 году обеспечено ежемесячное формирование платежных документов с информацией о ежемесячных взносах в фонд капитального ремонта в отношении собственников общего имущества в МКД на территории Республики Крым, фальцевание и их доставку собственнику общего имущества МКД на территории Республики Крым. Доставка платежных поручений по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества осуществлялась силами третьих лиц на протяжении всего периода с 2016 года по настоящее время. Доводы истца о пропуске срока исковой давности и незаконности начисления задолженности не обоснованы. Отражение фактически имеющейся задолженности за предыдущий период в выставляемых собственникам жилых помещений платежных документах не может быть признано равнозначным обращению регионального оператора в суд за принудительным взысканием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, в рамках которого возможно применение судом по заявлению стороны сроков исковой давности в целях защиты собственника от необоснованных притязаний просрочившего кредитора. На сегодняшний день ответчик с иском о взыскании задолженности к ФИО1 и другим собственникам жилого помещения не обращался.
В соответствие со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения истца ФИО1, исследовав и оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии с ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным жилым домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется (ч.15,ч.16 ст.155 ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 158 ЖК РФ при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, взнос на капитальный ремонт включен в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, при этом собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещение в этом доме.
В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми в числе прочего: устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1); создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В силу ч. 1 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах обязан представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт по адресу нахождения помещения, за которое вносится взнос.
С этой целью ответчиком заключались договоры с Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымский Республиканский единый информационно-расчетный центр», ООО «Крымстройхолдинг», ФГУП «Почта Крыма» на оказание услуг по подготовке и доставке собственникам общего имущества МКД на территории Республики Крым документов на оплату взносов Региональному оператору.
Отсутствие письменного договора заключенного с собственником, согласно пунктов 11 и 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений установлены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пунктов 8.2 и 8.3 которой к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление минимального размера взноса на капитальный ремонт, определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нашли отражение в разделе IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Пени уплачиваются собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, подлежат перечислению в фонд капитального ремонта (часть 1 ст. 170 ЖК РФ).
В соответствии с ч.4 ст.181 ЖК РФ Региональный оператор уполномочен применять установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», далее НО «РФ КРМД РК», создана на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг. №-р «О создании некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-А «О создании некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым». Основными целями деятельности НО «РФ КРМД РК» является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете НО «РФ КРМД РК». Учредителем НО «РФ КРМД РК» является <адрес>. Полномочия учредителя осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ЖК РФ внесены изменения и норма о заключении договора между собственником и Региональным оператором утратила силу.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена «Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016-2045 годы». Постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на «Официальном и портале правовой информации». Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в «Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Республики Крым на 2016-2045 годы». Обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт у собственников возникла с сентября 2016 года. Согласно постановлению Администрации <адрес> Республики от 16.06.2016г. № «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым» принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов (в соответствии с Приложением 1 к настоящему Постановлению) на счете регионального оператора - некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым". МКД по адресу: <адрес> включен в перечень МКД, формирующих фонд капитального ремонта на счет Регионального оператора.
При исполнении своих обязанностей по формированию фонда капитального ремонта многоквартирных домов, ведению учета средств, поступивших на счет Регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, представлению своими и (или) силами третьих лиц собственнику платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, с учетом п. п. 2,5 ч.1 ст.6, ч.2 ст. 9 Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных», ст.155 ч.15,ч.16 Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» осуществляет сбор, хранение и обработку персональных данных, и вправе использовать в этих целей персональные данные собственников многоквартирного дома, данные ему лицами, указанными в ст.3 Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006г. без согласия собственника персональных данных. В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 182 ЖК РФ НО «РФ КРМД РК» ведет учет средств, поступивших на счет Регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных законом.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.11.2015г.№ «Об установлении на 2016 год минимального размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым» утверждён минимальный размер ежемесячно на капитальный ремонт в 2016 году - 6,16 руб. за квадратный метр общей жилого (нежилого) помещения, принадлежащего собственнику такого помещения. Данный размер взноса установлен и на период с 2017г. по 2020г. в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.№, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Ежемесячный размер взноса на капитальный ремонт за период с 2016 г. по 2020 г. составлял 368, 98 рублей.
Постановлением Совета министров Республики Крым от минимального размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым» утверждён минимальный размер ежемесячно на капитальный ремонт в 2022 году - 7,21 руб. за квадратный метр общей жилого (нежилого) помещения, принадлежащего собственнику такого помещения. Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении на 2023 год минимального размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым» утверждён минимальный размер ежемесячно на капитальный ремонт в 2022 году - 7,21 руб. за квадратный метр общей жилого (нежилого) помещения, принадлежащего собственнику такого помещения. С января 2023 года сумма ежемесячного взноса на капитальный ремонт составляет 431,88 руб./мес.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 ГК РФ).
В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности (пункт 1 статьи 199 ГК РФ).
Исковая давность согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для принятия судом решения об отказе в иске.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 N43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, либо с момента, когда лицо должно было узнать о таком нарушении права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, право общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес> принадлежит истцам: ФИО1, ФИО2, Лопарёвой ФИО5, несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетнему ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора передачи жилого помещения в собственность № от 15.06.2016г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 28.08.2017г. (л.д.11). Задолженность собственников по взносам на капитальный ремонт составляет на 01.06.2023г. 28 665,62 рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт по лицевому счету истцов № составляет 29307,99 рублей, начислено пени ДД.ММ.ГГГГ в размере 2167,65 рублей (л.д.17-18). Истцом направлялась претензия ответчику с просьбой о перерасчете взносов на капитальный ремонт с учетом исковой давности, исключении из задолженности пени. Заявление истца ответчиком не удовлетворено (л.д.19). Истцами произведен расчет задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с августа 2017г. по октябрь 2020 года, подлежащей исключению в сумме 14021,00 рублей, расчет пени не представлен (л.д.82-84). Ответчиком представлен расчет задолженности истцов по взносам на капитальный ремонт за период с 08.2017г. по 11.2020г. в размере 14437,83 рублей и пени с сентября 2017г. по ноябрь 2020г. в размере 6740,73 рублей. Начисление взносов на капитальный ремонт по лицевому счету № по адресу: <адрес> производится с даты приватизации жилого помещения, регистрации права собственности, то есть с 28.08.2017г., из расчета общей площади 59,9 кв.м. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденную постановлением Правительства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Принимая во внимание, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах опубликована ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по своевременной и полной уплате взносов на капитальный ремонт у собственников квартиры возникла с сентября 2016 <адрес> в части начисления взносов на капитальный ремонт между сторонами не заключался, что не противоречит требованиям Жилищного Кодекса Российской Федерации. Сторонами по делу не оспаривается, что собственниками квартиры оплата взносов на капитальный ремонт за весь период начиная с августа 2017 года и на дату вынесения судом решения не вносилась Региональному оператору через кредитную организацию с указанием конкретной цели платежа. Платежный документ, полученный истцом в 2023 г., содержит сведения о размере задолженности по взносам на капитальный ремонт и пени за предыдущие годы, и соответствует требованиям подпункта пунктов 69, 70 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пени в размере 2167,65 рублей по лицевому счету № начислены собственникам по состоянию на август 2023г. за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт согласно части 14.1 статьи 155 ЖК РФ, так как взносы на капитальный ремонт не оплачивались собственниками за весь период их начисления Региональным оператором. Сумма задолженности по взносам на капитальный ремонт, рассчитанная ответчиком в размере 14 437,83 истцом не оспаривается. Размер пени, рассчитанный ответчиком за период с сентября 2017 г. по ноябрь 2020 г., то есть за оспариваемый период в размере 6 740,73 рублей, суд признает правильным. Доказательств в опровержение достоверности расчетов истцом не представлено. Исковые требования об исключении из задолженности пени в размере 2 696,64 рублей не соответствует сумме, которая указана в платежных документах за июнь, июль, август 2023 года, а так же представленному дополнительному расчету ответчиком. Противоречие истцами не устранено, собственного расчета пени, соответствующего заявленным в иске обстоятельствам, истцами не представлено. Региональным оператором указанная в иске сумма пени истцам не предъявлялась.
Учитывая установленные судом обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, включение сведений о задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт в платежный документ на жилое помещение за период, рассчитанный исходя из содержания части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором официально была опубликована утвержденная Региональная программа капитального ремонта, в которую включен указанный многоквартирный дом, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает имущественных прав истца.
Доводы истцов, на котором основаны исковые требования о пропуске срока исковой давности и незаконности начисления задолженности за оспариваемы период, суд признает несостоятельными.
Действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу полномочий должно было узнать о таком нарушении права.
Согласно разъяснениям п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" определено, что общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ) применяется к спорам, по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и подлежит исчислению отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Суд приходит к выводам о том, что отражение фактически имеющейся задолженности за предыдущий период в выставляемых собственникам жилых помещений платежных документах не может быть признано равнозначным обращению регионального оператора в суд за принудительным взысканием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, в рамках которого возможно применение судом по заявлению стороны в споре срока исковой давности в целях защиты собственников от необоснованных притязаний просрочившего кредитора. В настоящем деле региональный оператор со встречными требованиями о взыскании задолженности, с целью защиты от которых, заинтересованными лицами могло быть сделано заявление о применении срока исковой давности, к истцам не обращался. Применение сроков исковой давности в данном деле по заявлению истцов противоречит закону, основано на ошибочном понимании норм права и не подлежит удовлетворению.
Доводы истцов о необоснованности начисления пени в связи с не получением платежных документов опровергаются доказательствами ответчика о заключении договоров с третьими лицами об организации услуг по формированию и направлению собственникам платежных документов третьими лицами. Не получение платежных документов об оплате взносов на капитальный ремонт не является уважительной причиной для освобождения истцов от ответственности в связи с не исполнением установленных законом обязательств. Истцы не были лишены возможности самостоятельно получить платежные документы о начислении взносов на капитальный ремонт в целях своевременного исполнения обязанности по их оплате. В связи с отказом истцов от взыскания задолженности по взносам на капитальный ремонт в размерах, указанных в первоначальном иске, судом принимается решение об отказе в иске в части заявленных первоначальных требований.
Истцами уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей при подаче иска в суд (л.д.37), понесены почтовые расходы в размере 881,56 рублей. Указанные судебные расходы взысканию не подлежат в связи с отказом в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2, ФИО9, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» - отказать.
В удовлетворении первоначальных исковых требований так же отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Крым через Армянский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья подпись Т.Н. Феденева
Копия верна.
Судья Т.Н. Феденева