К делу № 2-2269/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2024 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе
председательствующего – судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Хурай З.Н.,
с участием прокурора Темзокова А.Р.,
представителя Министерства здравоохранения Республики Адыгея – Жане А.А.,
представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея – Девтерова В.В.,
представителя ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая инфекционная больница» - Хурия Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая инфекционная больница» об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая инфекционная больница» об обязании совершить действия. В обоснование иска указал, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Республики Адыгея проведена проверка о нарушении ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая инфекционная больница» санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере здравоохранения, бюджетного и лицензионного законодательства.
В ходе проверки в деятельности ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая инфекционная больница» (далее - Учреждение) были выявлены нарушения законодательства о здравоохранении. Так, было установлено, что по состоянию на 08.02.2024 износ здания медицинского учреждения составляет 100 %. При этом, проверкой состояния помещений медицинского учреждения установлены нарушения санитарных требований. Так, в боксах 1 отделения (№ № 1 - 5, № № 7 - 11), процедурных кабинетах 1 отделения, коридорах имеет место нарушение целостности внутренней отделки стен, пола, потолка (сколы и трещины кафельной плитки на полу, нарушение покрытия пола, потолка, на стенах - нарушение покрытия, трещины); в помещении 2 отделения: процедурная № 1 (нарушение отделки потолка), процедурная № 2 (на откосах имеются признаки поражения грибком, трещина на подоконнике), коридор (повреждения отделки стен, сколы и трещины кафельной плитки на полу), туалет для сотрудников (нарушение отделки стен и потолка, сколы плитки на полу, инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения имеют следы коррозии, нарушение покрытия), санитарная комната (нарушение отделки стен, дефекты плитки на полу, инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения имеют следы коррозии, нарушение покрытия).
Проверкой ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая инфекционная больница» также было установлено, что вопреки требованиям приказа Минздрава России от 15.11.2012 № 919н, приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 521н имеет место недостаточность в оснащении медицинского учреждения оборудованием: наркозно-дыхательного аппарата; дефибриллятор; передвижной рентгенологический аппарат; аппарат для проведения эластометрии/ эластографии печени.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города 20.04.2024 в адрес Учреждения было внесено представление об устранении указанных нарушений, на которое 28.03.2024 был получен ответ от Учреждения о том, что нарушения не устранены.
С учетом уточненных в ходе судебного разбирательства требований просил обязать ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая инфекционная больница» в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу приобрести оборудование в виде наркозно-дыхательного аппарата, дефибрилятора, передвижного рентгенологического аппарата, аппарата для проведения эластометрии/эластографии печени, а также обеспечить проведение капитального ремонта здания учреждения и его приведение в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика и представители третьих лиц оставили разрешение вопроса на усмотрение суда.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования заместителя прокурора г. Майкопа обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, прокуратурой города была проведена проверка соблюдения ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая инфекционная больница» санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере здравоохранения, бюджетного и лицензионного законодательства.
В ходе проверки в деятельности ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая инфекционная больница» (далее - Учреждение) были выявлены нарушения законодательства о здравоохранении. Так, было установлено, что по состоянию на 08.02.2024 износ здания медицинского учреждения составляет 100 %. При этом, проверкой состояния помещений медицинского учреждения установлены нарушения санитарных требований. Так, в боксах 1 отделения (№ № 1 - 5, № № 7 - 11), процедурных кабинетах 1 отделения, коридорах имеет место нарушение целостности внутренней отделки стен, пола, потолка (сколы и трещины кафельной плитки на полу, нарушение покрытия пола, потолка, на стенах - нарушение покрытия, трещины); в помещении 2 отделения: процедурная № 1 (нарушение отделки потолка), процедурная № 2 (на откосах имеются признаки поражения грибком, трещина на подоконнике), коридор (повреждения отделки стен, сколы и трещины кафельной плитки на полу), туалет для сотрудников (нарушение отделки стен и потолка, сколы плитки на полу, инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения имеют следы коррозии, нарушение покрытия), санитарная комната (нарушение отделки стен, дефекты плитки на полу, инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения имеют следы коррозии, нарушение покрытия).
Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 919н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», а приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 521н утвержден Порядок оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями.
Между тем, проверкой ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая инфекционная больница» также было установлено, что вопреки требованиям названных приказов имеет место недостаточность в оснащении медицинского учреждения оборудованием: наркозно-дыхательного аппарата; дефибриллятор; передвижной рентгенологический аппарат; аппарат для проведения эластометрии/ эластографии печени.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города 20.04.2024 в адрес Учреждения было внесено представление об устранении указанных нарушений, на которое 28.03.2024 был получен ответ от Учреждения о том, что нарушения не устранены.
В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с п. п. 1, 4, 5, 6 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к основным принципам охраны здоровья относятся: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
При изложенных обстоятельствах, учитывая установленным факт ненадлежащего исполнения учреждением положений законодательства о здравоохранении, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных заместителем прокурора исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования заместителя прокурора г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая инфекционная больница» об обязании совершить действия – удовлетворить.
Обязать ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая инфекционная больница» в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу приобрести оборудование виде наркозно-дыхательного аппарата, дефибрилятора, передвижного рентгенологического аппарата, аппарата для проведения эластометрии/эластографии печени, а также обеспечить проведение капитального ремонта здания учреждения и его приведение в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированно
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2024г.
Председательствующий: -подпись- Г.А.Зубков
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2024-003827-52
Подлинник находится в материалах дела № 2-2269/2024 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.