УИД 17RS0017-01-2023-006718-71 |
Дело № 2-687/2024 |
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кызыл | 11 января 2024 года |
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:
судьи Кужугет М.А. при секретаре Салчак В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> к ФИО3, ФИО2 о прекращении права собственности на оружие, обращении оружия в государственную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> (далее также – Управление Росгвардии по <адрес>) обратилось в суд с иском, указав следующее. При жизни ФИО1, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ, принадлежало оружие модели «<данные изъяты>» калибр № №. После смерти ФИО1 оружие было изъято должностными лицами полиции, наследник ФИО1 – ФИО3 за принятием оружия не обращалась. В иске Управление Росгвардии по <адрес> просило прекратить право собственности ФИО3 на оружие модели «<данные изъяты>» калибр № №, обратить оружие в государственную собственность.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен другой наследник ФИО1 – ФИО2.
В судебное заседание стороны не явились, извещены, о причинах неявки не сообщили. Дело рассмотрено по правилам ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ, умершему ДД.ММ.ГГГГ, при жизни принадлежало оружие модели «<данные изъяты>» калибр № №.
Из наследственного дела от ДД.ММ.ГГГГ №, открытого к имуществу умершего ФИО1 нотариусом Ачинского нотариального округа ФИО6, следует, что с заявлением о принятии наследства обращались дочь ФИО3 и сын ФИО2
Согласно протоколу изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от ДД.ММ.ГГГГ УУП ОУУПиПДН ОП Отдела МВД России по <адрес> ФИО7 изъято у ФИО8 оружие модели «<данные изъяты>» калибр № №. Оружие изъято в связи со смертью собственника оружия ФИО1
До настоящего времени оружие хранится в полиции, ответчики судьбой оружия не интересуются, каких-либо мер к принятию имущества, в том числе путем получения разрешения на ношение оружия, получения лицензии не предпринимают.
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (подпункт 2 пункта 2 статьи 238 ГК РФ)
В силу статьи 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
Часть 4 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» предусматривает, что дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного Федеральным законом основания для приобретения оружия.
В соответствии с п. 1 ст. 1180 ГК РФ принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.
Согласно п. 2 этой же статьи меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 ГК РФ, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
Кроме того, в силу статьи 129 ГК РФ, статей 6, 13, 18 Закона об оружии гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица только с соблюдением требований специального законодательства, в частности Закона об оружии и Правил оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, что исключает возможность его передачи для распоряжения ответчикам.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку после смерти ФИО1 его наследники в течение года и до настоящего времени необходимых действий, направленных на получение разрешения на хранение и ношение оружия, не произвели.
В этой связи с учетом положений Федерального закона «Об оружии», регламентирующих оборот гражданского и служебного оружия, ответчики не могут являться собственниками указанного оружия, потому спорное имущество - оружие подлежит обращению в государственную собственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковое заявление Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> к ФИО3, ФИО2 о прекращении права собственности на оружие, обращении оружия в государственную собственность удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО3, ФИО2 на оружие модели «<данные изъяты>» калибр № №.
Признать право собственности Российской Федерации на оружие модели «<данные изъяты>» калибр № №.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Судья | М.А. Кужугет |
Мотивированное решение
изготовлено 18 января 2024 г.