Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2198/2024 ~ М-1352/2024 от 03.04.2024

Решение в окончательной форме изготовлено 5 июня 2024 года

Дело № 2-2198/2024

УИД 61RS0004-01-2024-002669-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 июня 2024 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Кукленко С.В.

при секретаре Белой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делу по иску Администрации Октябрьского района РО, к ГУ МЧС РО, МЧС России, третьи лица: ТУ Росимущества РО, К.О.А., К.А.А., Ш.Н.А., Ш.Т.П., об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с названным иском, в его обоснование указал, что в ответ на запрос ГУ МЧС России по Ростовской области от 02.09.2020 №7887-2-3-8 МКУ Октябрьского района «Управление ГОЧС» в адрес Главного управления МЧС России по Ростовской области была направлена информация № 89.33/163 от 04.09.2020 о необоснованности учета в качестве защитного сооружения гражданской обороны объекта но адресу. <адрес>. - здание жилого дома (запись № 570). Однако, до настоящего времени от ГУ МЧС России по Ростовской области не поступило ни какого ответа, решение о снятии объекта ЗС ГО с учета не принято. 27.10.2023 Прокуратурой Октябрьского района внесено представление Администрации Октябрьского района Ростовской области об устранении нарушений. В рамках проведенной проверки установлено, что на данный объект паспорт и инженерно-техническая документация о вводе и эксплуатацию отсутствует. Указанное препятствует снять с учета защитное сооружение в административном порядке. Ввиду отсутствия по адресу: <адрес> защитного сооружения гражданской обороны (его включение без надлежащих правовых оснований в журнал учета защитных сооружений гражданской обороны) Администрация Октябрьского района не может выполнять свои обязанности, возложенные на неё Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне », Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Кроме того, учет данного объекта в качестве защитного сооружения нарушает права неопределенного круга лиц, так как вводит в заблуждение граждан относительно защитных свойств объектов в случае наступления необходимости укрытия в них, что в свою очередь создаёт угрозу их жизни и здоровью.

На основании изложенного, с учетом уточнений, просит обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в срок, не превышающий одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу исключить из журнала учёта (реестра) объект, значащийся в журнале учёта, как защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером № 570- 61 по адресу: <адрес>, как необоснованно поставленный на учёт объект в качестве защитного сооружения гражданской обороны;

Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области направить решение суда в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для исключения из реестра объекта, значащегося в журнале учёта, как защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером № 570-61 по адресу: <адрес>, как необоснованно поставленный на учёт объект в качестве защитного сооружения гражданской обороны.

В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В силу ст. 6 данного закона определение порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны возложено на Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1306 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно которому к объектам гражданской обороны относятся защитные сооружения гражданской обороны: убежища, противорадиационные укрытия и укрытия (п. 2).

Пунктом 14 названного Порядка установлено, что МЧС России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Реализуя указанные полномочия, МЧС России приказом от 15.12.2002 № 583 утвердило Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Из содержания данных Правил следует, что защитное сооружение должно обладать соответствующими защитными свойствами, иметь необходимое инженерно-техническое оборудование.

В пункте 1.2 Правил указано, что статус защитного сооружения как объекта гражданской обороны, определяется наличием паспорта защитного сооружения.

Пунктом 2.2 Правил определено, что паспорт защитного сооружения является основанием для ведения учета защитного сооружения; в таком паспорте указываются основные технические характеристики защитного сооружения и перечень оборудования систем жизнеобеспечения; обязательными приложениями к паспорту являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем защитного сооружения и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Из этого же пункта Правил следует, что паспорт защитного сооружения в эксплуатацию, при изменении типа защитного сооружения, по итогам инвентаризации защитного сооружения после его закрепления за эксплуатирующей организацией, при отсутствии паспорта защитного сооружения основанием для учета защитного сооружения являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к защитному сооружению.

Защитному сооружению органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям присваиваются инвентарные номера в соответствии с нумерацией защитного сооружения, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации (п. 2.4 Правил).

С учета снимаются защитные сооружения в следующих случаях: при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов • Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда защитного сооружения; при отсутствии организаций, которым возможна передача защитного сооружения гражданской обороны в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в защитном сооружении гражданской обороны на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 N 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (пункт 2.5 Правил).

При режиме повседневной деятельности защитное сооружения гражданской обороны должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, (п. 3.1.1)

Главное управление МЧС России по Ростовской области является территориальным органом МЧС России специально уполномоченным осуществлять функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 приказа МЧС России от 27.03.2020 № 217), в задачи которого входит учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, расположенных на территории области.

Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

В соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом (пункт 1 Постановлениям 10/22).

В соответствии со ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

При разграничении государственной собственности объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, были переданы в федеральную собственность в силу пунктов 1 и 2 раздела 3 приложения N 1 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1.

Так же Правилами эксплуатации защитных сооружений установлены случаи снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), среди которых фактическое отсутствие ЗС ГО по учетному адресу. Методическими рекомендациями о подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны, утверждёнными МЧС России от 24.02.2022 №2-4-71-5-11, определена процедура снятия ЗС ГО с учета при их фактическом отсутствии по учетному адресу. Документация на снятие с учета (изменение типа) ЗС ГО направляется руководителем, решением которого создана комиссия, в ГУ МЧС России на территории которого находится соответствующее ЗС ГО.

Ранее действовали методические рекомендации, утвержденные МЧС России от 30.12.2020 № 2-4-71-37-11.

Согласно Правил эксплуатации защитных сооружений:

2.6. В целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия решением соответствующего должностного лица: руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, за исключением ЗС ГО, переданных в пользование организациям.

2.8. Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО, оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и но результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение N 20 к настоящим Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО.

Согласно методических рекомендаций:

1.9. Документация на снятие с учета (изменение типа) ЗС ГО направляется руководителем, решением которого создана комиссия, в ГУ МЧС России на территории которого находится соответствующее ЗС ГО. ГУ МЧС России осуществляет проверку документации на соответствие требованиям, изложенным в разделе И Правил, и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Документация направляется ГУ МЧС России в комиссию МЧС России по согласованию актов о снятии с учета (изменении типа) ЗС ГО (далее - Комиссия МЧС России).

1.10. Рассмотрение представленной документации и подготовка решения Комиссии МЧС России осуществляются в соответствии с положением о Комиссии МЧС России, утверждаемым приказом МЧС России. На заседании Комиссии МЧС России рассматривается документация о снятии с учета (изменении типа) ЗС ГО, получившая положительную экспертную оценку федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, федеральный центр науки и высоких технологий».

В ответ на запрос ГУ МЧС России по Ростовской области от 02.09.2020 №7887-2-3-8 МКУ Октябрьского района «Управление ГОЧС» в адрес Главного управления МЧС России по Ростовской области была направлена информация (№ 89.33/163 от 04.09.2020) о необоснованности учета в качестве защитного сооружения гражданской обороны объекта по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, Каменоломненское городское поселение, п. Каменоломни, ул. Калинина, д. 7. - здание жилого дома (запись № 570).

Однако, до настоящего времени от ГУ МЧС России по Ростовской области и МЧС России не исключили из реестра защитных сооружений гражданской обороны здание по адресу: п. Каменоломни, ул. Калинина, д. 7.

27.10.2023 Прокуратурой Октябрьского района внесено представление Администрации Октябрьского района Ростовской области об устранении нарушений. В рамках проведенной проверки установлено, что на данный объект паспорт и инженерно-техническая документация о вводе и эксплуатацию отсутствует. Указанное препятствует снять с учета защитное сооружение в административном порядке.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Ввиду отсутствия по адресу: <адрес> защитного сооружения гражданской обороны (его включение без надлежащих правовых оснований в журнал учета защитных сооружений гражданской обороны) Администрация Октябрьского района не может выполнять свои обязанности, возложенные на неё Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне », Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

Учет данного объекта в качестве защитного сооружения нарушает права неопределенного круга лиц, так как вводит в заблуждение граждан относительно защитных свойств объектов в случае наступления необходимости укрытия в них, что в свою очередь создаёт угрозу их жизни и здоровью.

Таким образом, защитное сооружение под № 570 по адресу: <адрес> подлежит исключению из реестра защитных сооружений гражданской обороны (т.к. было изначально необоснованно включено в реестр).

Исковые требования об обязании ГУ МЧС России по Ростовской области направить решение суда в МЧС России для исключения из реестра объекта, значащегося в журнале учёта, как защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером № 570-61 по адресу: <адрес>, как необоснованно поставленный на учёт объект в качестве защитного сооружения гражданской обороны, удовлетворению не подлежат.

Согласно положениям ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные исковые требования удовлетворить в части.

Обязать МЧС России и ГУ МЧС России по Ростовской области (ИНН 6164228703) и МЧС России (ИНН 7707034952) в срок, не превышающий одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу исключить из журнала учёта (реестра) объект, значащийся в журнале учёта, как защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером № 570- 61 по адресу: <адрес>, как необоснованно поставленный на учёт объект в качестве защитного сооружения гражданской обороны.

В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Кукленко С.В.

2-2198/2024 ~ М-1352/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Октябрьского района РО
Ответчики
ГУ МЧС России по Ростовской области
Другие
Котов Андрей Александрович
Министерство МЧС РФ
Шаркова Наталья Александровна
ТУ Росимущества РО
Шаркова Татьяна Павловна
Котова Ольга Александровна
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Кукленко Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
leninsky--ros.sudrf.ru
03.04.2024Регистрация административного искового заявления
04.04.2024Передача материалов судье
04.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2024[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
18.04.2024Подготовка дела (собеседование)
18.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
05.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее