Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-22/2023 (2-286/2022;) ~ М-287/2022 от 13.12.2022

Дело № 2-22/2023

        УИД №60RS0006-01-2021-000619-12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2023 года                                                                г.Гдов Псковская область

    Гдовский районный суд Псковской области в составе                                          председательствующего Широкова А.А., при секретаре Кононовой Е.М., с участием Псковского природоохранного межрайонного прокурора Псковской области Самолетова С.Н., начальника юридического отдела Администрации Гдовского района Сергеева К.А., действующего по доверенности от 07.11.2022 года,

             рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Гдовского района и Администрации городского поселения «Гдов» об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов,

У С Т А Н О В И Л:

         В суд обратился заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Гдовского района и Администрации городского поселения «Гдов» об обязании в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на территории земельного участка в границах кадастрового квартала по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований истец указал, что Природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления Гдовского района.

Проверкой, проведенной с выездом на место, установлено на территории земельного участка в границах кадастрового квартала по адресу: <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов площадью 0,3 га.

Согласно данным публичной кадастровой карты несанкционированная свалка находится на земельном участке, собственность на который не разграничена.

Исходя из писем Администрации городского поселения «Гдов» и Администрации Гдовского района расходы по ликвидации данной несанкционированной свалки будут запланированы при формировании бюджета на 2023 год.

Невыполнение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании Псковский природоохранный межрайонный прокурор Псковской области Самолетов С.Н., исковые требования поддержал в полном объёме и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Гдовского района Сергеев К.А. иск признал, никаких возражений суду не предоставил.

Представитель ответчика Администрации городского поселения «Гдов», надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском согласен.

Представитель третьего лица Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, возражений по иску не предоставил.

Суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц, что не противоречит правилам ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав прокурора Самолетова С.Н., представителя Администрации Гдовского района Сергеева К.А., исследовав материалы дела, находит исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ч. 1 ст.9, ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации).

Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, накопление отходов вне границ специально обустроенных контейнерных площадок, в том числе накопление и размещение их на почве запрещено.

Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В судебном заседании установлено, что 28 ноября 2022 года в соответствии с решением от 28.11.2022, в рамках исполнения задания прокуратуры области от 28.04.2022 помощником Псковского природоохранного межрайонного прокурора проведена проверка в целях выявления несанкционированных свалок на территории Псковской области и установлено, что на территории земельного участка в границах кадастрового квартала по адресу: <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов площадью 0,3 га. Согласно данным публичной кадастровой карты свалка располагается на земельном участке, собственность на который не разграничена, что подтверждается актом с выездом на место.

В подтверждение существования несанкционированной свалки к акту обследования приложены фототаблицы.

Согласно примечанию п.7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, веденный постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

На основании п.п.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии п.2 ст.1 Закона Псковской области от 10.12.2014 № 1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Псковской области в качестве вопроса местного значения закрепляется участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В силу п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Исходя из данных правовых норм, обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на землях, право собственности на которые не разграничено, в случае неустановления собственника отходов, возлагается на органы местного самоуправления.

Согласно информации, предоставленной Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области № СТ-09-3186 от 30.11.2022, в рамках реализации основного мероприятия «Ликвидация несанкционированных свалок» подпрограммы «Обращение с твердыми коммунальными отходами» Государственной программы «Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами», утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 28.10.2013 № 504, Администрации Гдовского района в 2021 году было выделено 250 000 рублей. Администрацией Гдовского района данная субсидия была использована не в полном объеме. На ликвидацию несанкционированных свалок в городе Гдове, дер.Добручи, дер.Верхоляне, дер.Островицы, дер.Тупицыно использовано 186 253 рубля, 63 747 рублей возвращены в областной бюджет. В 2022 году субсидия из областного бюджета не предоставлялась.

До настоящего времени несанкционированная свалка не ликвидирована. Факт её существования доказан и не оспаривался в судебном заседании представителем ответчика.

Следовательно, оснований полагать, что ответчики организовали должным образом работу по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов применительно к спорной несанкционированной свалке не имеется. Напротив, можно сделать вывод, что применительно к данной свалке, такая работа ответчиками надлежаще не организована, вопреки их обязанностям.

Таким образом, требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора об обязании Администрации Гдовского района и Администрации городского поселения «Гдов» организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, с учетом мнения сторон, устанавливает срок исполнения данного решения в течении 06 (шести) месяцев со дня его вступления в законную силу, поскольку именно данный срок, по мнению суда, будет в полной мере отвечать как интересам истца, так и самой возможности исполнения решения со стороны ответчиков.

          На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гдовского района и Администрации городского поселения «Гдов» об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов – удовлетворить.

    Обязать Администрацию Гдовского района и Администрацию городского поселения «Гдов» в течении 06 (шести) месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на территории земельного участка в границах кадастрового квартала по адресу: <адрес>

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Гдовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                                               А.А. Широков

2-22/2023 (2-286/2022;) ~ М-287/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зам. Псковского природоохранного прокурора
Ответчики
Администрация ГП "Гдов"
Администрация Гдовского района
Другие
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области
Суд
Гдовский районный суд Псковской области
Судья
Широков Андрей Анатольевич
Дело на сайте суда
gdovsky--psk.sudrf.ru
13.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2022Передача материалов судье
14.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2022Подготовка дела (собеседование)
26.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2023Судебное заседание
16.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2023Дело оформлено
17.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее