УИД 11RS0001-01-2023-010891-93 Дело № 12-759/2023
РЕШЕНИЕ
26 сентября 2023 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Койкова Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на постановление заместителя руководителя УФССП России по Республике Коми – заместителя главного судебного пристава Республики Коми Татрова М.А. от ** ** ** №...-АП о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя руководителя УФССП России по Республике Коми – заместителя главного судебного пристава Республики Коми Татрова М.А. от ** ** ** №...-АП Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми обратилось в суд с жалобой, согласно которой просят постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что Министерством предпринимаются все действия для исполнения решения суда, однако ввиду отсутствия достаточного финансирования, в установленные судебным приставом сроки исполнитель решение суда не представлялось возможным.
В судебном заседании представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попова Е.И. доводы, изложенные в жалобе поддержала, указав, что на исполнении находятся несколько десятков решений, Министерством предпринимаются меры для исполнения решения суда, однако ввиду отсутствия достаточного финансирования и отказов Министерства финансов РК включить расходы в бюджет, выделении денежных средств, исполнить решение в установленные судебным приставом сроки не представляется возможным.
УФССП по Республике Коми, надлежаще извещенные о времени, дате и месте рассмотрения жалобы, представителя для участия в деле не направили.
Заслушав объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Поповой ЕИ., исследовав материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, прихожу к следующим выводам.
В силу положений статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».
В силу статьи 105 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела следует, что решением Сыктывкарского городского суда по делу №... от ** ** ** на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» возложена обязанность в срок до ** ** ** обустроить тротуарами участок дороги с ... в границах населенного пункта «...» автомобильной дороги ...
Решение суда вступило в законную силу ** ** **.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми возбуждено исполнительное производство №...-ИП. Должнику предложено в течение пяти дней исполнить решение суда в добровольном порядке.
** ** ** судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.
** ** ** Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
** ** ** исполнительное производство №...-ИП окончено на основании п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с предоставлением должнику отсрочки исполнения решения суда.
** ** ** судебным приставом МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми возбуждено исполнительное производство №...-ИП.
** ** ** должнику Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми вручено требование судебного пристава-исполнителя от ** ** ** об исполнении решения Сыктывкарского городского суда по делу №... в срок до ** ** **.
При этом, в указанном требовании должнику разъяснены последствия неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
В связи с невыполнением требований неимущественного характера во вновь установленный срок, в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми ** ** ** судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми Стрекаловой А.В. составлен протокол об административном правонарушении №...-АП, по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 04.07.2023 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Оспаривая законность принятого постановления Министерством указывается на отсутствие денежных средств в связи с отсутствием финансирования, неоднократных обращений в Министерство финансов Республики Коми о выделении денежных средств, для исполнения решения суда.
Указанные доводы подтверждаются представленными в распоряжение суда доказательствами.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 05.11.2020 № 540 (далее – Положение), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (Минстрой Республики Коми) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции: по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, организации дорожного движения на территории Республики Коми, управления и распоряжения автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми.
В соответствии с пунктом 4 Положения, финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу части 1 статьи 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 №402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» работы по обустройству тротуаров на улицах автомобильных дорог входят в состав мероприятий по капитальному ремонту автомобильных дорог и в соответствии с Градостроительным кодексом РФ осуществляется на основании разработанной и получившей положительное заключение ГАУ РК «Государственная экспертиза» проектной документации.
Из пояснений представителя Министерства следует, что в силу Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.11.2020 № 540, осуществление дорожной деятельности, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в функции Министерства не входит. Дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми осуществляет специально созданное Правительством Республики Коми учреждение - ГКУ РК «УправтодорКоми». Для осуществления указанной выше деятельности ГКУ РК «УправтодорКоми» по акту приема- передачи, согласно Решению Дорожного агентства Республики Коми № 1 от 01.01.2015, в оперативное управление переданы все автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, в том числе автомобильная дорога, указанная в решении суда.
На основании изложенного, исполнение решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу №... осуществляется силами ГКУ РК «УправтодорКоми», которое в соответствии с Уставом самостоятельно размещает заказы на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, определяет объем и перечень работ, заключает государственные контракты на выполнение дорожных работ, а также осуществляет контроль за их исполнением.
Финансирование дорожной деятельности, в том числе работ по капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществляется за счет средств Дорожного фонда Республики Коми. Министерство в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации принимает на себя расходные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований.
Исходя из выделенного объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Коми до ГКУ РК «УправтодорКоми» ежегодно своевременно и в полном объеме доводятся денежные средства (лимиты бюджетных обязательств), которыми ГКУ РК «УправтодорКоми» в силу предоставленных Уставом полномочий самостоятельно распоряжается в соответствии с их целевым назначением.
В настоящее время сформирован перечень автомобильных дорог, подлежащих капитальному ремонту в 2023-2025 годах. Вместе с тем предложений от Управления о включении автомобильной дороги ... в Перечень ремонтов на 2023-2025 г.г. не поступало.
** ** **, ** ** **.г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в адрес Министерства финансов Республики Коми направлялись предложения по включению в состав предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период дополнительных средств, в том числе на программу «Развитие транспортной системы»; исполнение вступивших в законную силу решений суда; увеличения объема финансирования дорожного фонда; выделения дополнительных средств из Республиканского бюджета для выполнения судебных решений. В удовлетворении просьб о выделении дополнительного финансирования отказано.
Анализируя представленные Министерством доказательства относительно положений части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры поих соблюдению.
На основании Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года N 2478-О положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе рассмотрения жалобы достоверно установлено принятие Министерством всех зависящих от него мер для выполнения решения суда в установленный срок. Должником неоднократно направлялись письма о выделении денежных средств с целью исполнения решения суда и производстве ремонта, включении расходов на исполнение решения суда в бюджет, в чем неоднократно было отказано, в том числе по причине отсутствия денежных средств.
С учетом представленных доказательств, а также направленных в адрес МОСП по ИОВИП УФССП по РК доказательств истребования дополнительного финансирования на выполнение решений суда, оспариваемое постановление не содержит выводов, по которым представленные доказательства и доводы не приняты во внимание, либо отклонены.
С учетом того, что уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа, прихожу к выводу, что постановление о привлечении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а производство по делу прекращению по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 24.5, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя руководителя УФССП России по Республике Коми – заместителя главного судебного пристава Республики Коми Татрова М.А. от ** ** ** №...-АП, вынесенное в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми по делу об административном правонарушении ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми прекратить на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Т.А. Койкова