Дело № 2-4108/2022
УИД: 03RS0004-01-2022-003948-92
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 октября 2022 года г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего – судьи Касимова А.В.,
при секретаре судебного заседания – Латыповой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мамотова А. А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Мамотов А. А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Башкортостан о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований истец указал, что он органами предварительного следствия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 – п. «б» ч.3 ст. 228.1 УК РФ, соответственно к нему были применены меры процессуального принуждения, он был взят под стражу на время проведения предварительного следствия и до момента провозглашения приговора Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца была избрана мера пресечения содержание под стражей. Приговором Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ действия подсудимого Момотова А.А. переквалифицировали с ч. 3 ст. 30 п. «б» ч.3 ст. 228.1 УК РФ на ч.1 ст. 228 УК РФ, как законное хранение без цели сбыта наркотического средства в значительном размере. Обвинение в том, что Мамотов А.А. хранил наркотические средства с целью их дальнейшего сбыта не нашло своего подтверждения. Мера пресечения содержания под стражей по ч.1 ст. 228 УК РФ не предусмотрено, так как относится к преступлению небольшой тяжести.
В связи с изложенным, истец просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда и нравственных страданий, а также компенсацию материального вреда в размере 250 000 рублей.
В судебном заседании истец Мамотов А.А., участвующий в рассмотрении гражданского дела путем использования системы видеоконференц-связи, заявленные исковые требования поддержал.
Старший помощник прокурора Ленинского района г. Уфы представитель прокуратуры Республики Башкортостан Мосякина Я.Г. (доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в порядке передоверия по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) требования истца посчитала частично обоснованными.
Представитель ответчика на судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд на основании статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело при указанной явке.
Выслушав истца, представителя прокуратуры, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьёй 1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста или исправительных работ возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями, посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав.
Как следует из материалов дела, Мамотов А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее не судимый, в ДД.ММ.ГГГГ был осужден приговором Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ незаконное хранение без цели сбыта наркотического средства по статье 228 часть 1 Уголовного кодекса РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Этим же приговором Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ действия подсудимого Момотова А.А. переквалифицированы в ч. 3 ст. 30 – п. «б» ч.3 ст. 228.1 УК РФ на ч.1 ст. 228 УК РФ, как незаконное хранение без цели сбыта наркотического средства в значительном размере.
В соответствии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу, обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Учитывая изложенное, суд считает, что при обстоятельствах, установленных приговором Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, истец необоснованно привлекался к уголовной ответственности и, следовательно, он имеет право на денежную компенсацию морального вреда в соответствии с положениями пункта 1 статьи 1070 ГК РФ, так как он незаконно был подвергнут уголовному преследованию.
Принимая во внимание пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» вред, причиненный гражданину в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования, возмещается государством независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда за счет казны Российской Федерации.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает все фактические обстоятельства по делу, а именно то, что Момотов А.А. необоснованно привлекался к уголовной ответственности органами следствия, но судом первой инстанции его права были восстановлены; фактически он совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 228 УК РФ, за что был осужден к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, что характеризует личность истца и влияет на характер и степень причиненных истцу нравственных страданий.
Кроме того, истец осужден к реальному сроку лишения свободы.
Вместе с тем, суд принимает во внимание и то, что истец совершил преступление впервые.
Руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 7000 рублей.
Министерство финансов Российской Федерации уполномочено выступать в судах от имени казны Российской Федерации по делам о взыскании денежных средств за счет казны в соответствии со статьёй 1071 ГК РФ при предъявлении исков о компенсации морального вреда, поэтому суд считает, что причиненный вред подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
суд
решил:
исковые требования Мамотова А. А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Мамотова А. А. компенсацию морального вреда в размере 7 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Мамотова А. А. о взыскании компенсации морального вреда в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья А.В. Касимов