Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1358/2023 ~ М-788/2023 от 28.04.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 июня 2023 года                                               г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи            Просолова В.В.

при секретаре                        Скулкиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельчаковой Т. Б. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, третьи лица: Правительство города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения города Севастополя и лесного хозяйства», о признании права собственности на земельный участок, об установлении границ земельного участка и об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости,

установил:

Мельчакова Т.Б. обратилась в Балаклавский районный суд города Севастополя с иском, в котором просила признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 800 кв. м, кадастровый ; установить границы земельного участка, принадлежащего Мельчаковой Т.Б., согласно координатам характерных точек границ данного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее в том числе ЕГРН); признать реестровой ошибкой пересечение границы земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:36 с земельным участком истца; исключить контур земельного участка истца из границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь <адрес>, квартал 27-29, квартал 30, выдел 1, 3-6, 8, 24-26, 33, 38, 39, квартал 31, выдел 11, 19, 20, 21, квартал 32, выдел 1-8, 10-22, 24-38, квартал 33-40, квартал 41, выдел 1-4, 6-18, квартал 42, выдел 8-11, 15-19, 23-25, квартал 43-52, квартал 53, выдел 1-20, 23-28, квартал 54-61, квартал 62, выдел 11 Орлиновского участкового лесничества, с кадастровым номером 91:01:000000:36 (земельного участка лесного фонда); обязать Управление государственной регистрации прав и кадастра Севастополя выполнить предусмотренные ст. 16 закона № 218-ФЗ действия: в течение пяти рабочих дней с даты поступления вступившего в законную силу этого судебного акта, осуществить государственную регистрацию права собственности Мельчаковой Т.Б. на земельный участок с кадастровым номером 91:03:057001:58 и внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:36 без заявления собственника земельного участка.

В обоснование исковых требований истец указала, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 800 кв.м, кадастровый в качестве наследницы умершей ДД.ММ.ГГГГ Мельчаковой А.Я., которой спорный земельный участок принадлежал на праве собственности на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯИ .

ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя при осуществлении государственной регистрации права собственности Мельчаковой Т.Б. на земельный участок выдано Уведомление за № КУВД/1 с выводами о том, что представленное на государственную регистрацию Свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Свидетельство) выдано на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, который был выдан на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> образом, Свидетельство не является документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации, и на государственную регистрацию не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером 91:01:057001:58.

Поскольку истец считает, что она приобрела право собственности на спорное недвижимое имущество на законных основаниях, то за защитой своих прав обратилась в суд.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.

В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

        Учитывая задачи судопроизводства, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, неявка лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах.

        В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ каждая сторона обязана добросовестно пользоваться процессуальными правами, не явившиеся в судебное заседание стороны распорядились процессуальными правами по своему усмотрению. При изложенных обстоятельствах, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, исходя из того, что реализация участниками своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, а также принимая во внимание сроки рассмотрения гражданских дел, установленных ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств для рассмотрения искового заявления, по существу.

        Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, так как о времени и месте проведения судебного заседания они извещены в установленном процессуальным законом порядке.

Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 566-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 888-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р в собственность Мельчаковой А.Я. передан земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>А, площадью 0,08 га.

На основании вышеуказанного распоряжения органа государственной власти Мельчаковой А.Я. выдан государственный акт серии ЯИ на право собственности на вышеуказанный земельный участок.

Государственный акт был зарегистрирован в Книге записей регистрации государственный актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли под .

ДД.ММ.ГГГГ Мельчакова А.Я. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Как наследнику, принявшему наследство, нотариусом города Севастополя Егоровой С.И. выдано Мельчаковой Т.Б. свидетельство о праве на наследство по закону, состоящее из земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>А, кадастровый .

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок имеет площадь 800 кв. м, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, местоположение: город Севастополь, <адрес>.

В Едином государственном реестре недвижимости содержатся соответствующие координаты характерных точек границ спорного земельного участка, в связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования об установлении границ земельного участка являются излишне заявленным и не подлежащими удовлетворению, поскольку не приведут к восстановлению нарушенного права истца.

При обращении истца в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственной регистрации прав в отношении спорного земельного участка регистрирующим органом принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности Мельчаковой Т.Б., поскольку в силу положений статьи 7 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» представленное для регистрации свидетельство о праве на наследство выдано на основании государственного акта, в свою очередь выданного на основании решения Севастопольской городской государственной администрации, а следовательно не является документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав.

Отказ регистрирующего органа и невозможность защиты права собственности истца иным способом послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно выводам Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09.07.2019г. «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации», суды общей юрисдикции и арбитражные суды определяют право, применимое к правоотношению на основании норм международного частного права в случае, когда участником гражданско-правового отношения является иностранное лицо либо гражданско-правовое отношение осложнено иным иностранным элементом, в том числе когда объект гражданских прав находится за границей (пункт 1 статьи 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При разрешении споров, осложненных иностранным элементом, суды применяют нормы Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормы международных договоров и акты международных организаций, внутригосударственные нормы права Российской Федерации и права других государств (иностранное право), обычаи, признаваемые в Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом (часть 1 статьи 1206 ГК РФ).

Следовательно, к правоотношениям, связанным с возникновением права собственности на спорный земельный участок, подлежат применению положения ранее действовавшего на территории города Севастополя законодательства Украины.

Данная позиция неоднократно изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2014г. по делу -ЭС14-1405, от 15.01.2015г. по делу -ЭС14-6648, от 27.01.2015г. по делу -КГ14-3, от ДД.ММ.ГГГГ по делу -КГ14-7.

Согласно ст. 25 Земельного Кодекса Украины при приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций земельные участки передаются работникам этих предприятий, учреждений и организаций, работникам государственных и коммунальных учебных заведений, культуры, здравоохранения, расположенных на территории соответствующего совета, а также пенсионерам из их числа определением каждому из них земельной доли (пая).

Согласно ст. 118 Земельного Кодекса Украины, граждане – работники государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельные участки, которые находятся в постоянном пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайством о приватизации этих земель соответственно в сельский, поселковый, городской советы или районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрации.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 126 Земельного Кодекса Украины право собственности и право постоянного пользования земельным участком возникает после получения его собственником или пользователем документа, который удостоверяет право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его регистрации. Право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственными актами. Форма государственных актов утверждается Кабинетом министров Украины.

    Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок на основании действовавших норм земельного законодательства был уполномоченным органом передан в собственность Мельчаковой А.Я., наследником которой является истец, что впоследствии было удостоверено путем выдачи соответствующего государственного на право собственности на данный участок.

    Впоследствии право собственности на спорный земельный участок в порядке универсального правопреемства перешло к Мельчаковой Т.Б. как наследнику умершей Мельчаковой А.Я.

Частью 2 ст. 6.1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после ДД.ММ.ГГГГ и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.

    Решением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-28/2019, вынесенного по административному исковому заявлению, в том числе и истца, о признании недействующей части 2 статьи 6.1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ –ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в редакции Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», установлено, что государственная регистрация прав на землю, возникших на основании актов Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданных после ДД.ММ.ГГГГ и не связанных с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), в связи с принятием оспариваемой нормы не заблокирована и возможна, если такие права будут установлены решением суда.

    Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона -ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

    Нормой пункта 9 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    В постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ Конституционный суд Российской Федерации указал, что закрепленные в Конституции Российской Федерации гарантии охраны частной собственности, предусматривающие недопустимость лишения имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права, нашедшие реализацию и в принципах гражданского законодательства, которое основывается помимо прочего на неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав (пункт 1 статьи 1 ГК Российской Федерации), действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, в том числе в течение всего переходного периода.

    Всесторонне исследовав фактические обстоятельства, на которых основывается иск, оценивая правомерность приобретения правопредшественником истца в 2010 году права собственности на спорный земельный участок, с точки зрения соблюдения норм законодательства, действовавшего на тот момент, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о признании за Мельчаковой Т.Б. права собственности на спорный земельный участок.

    Кроме того, суд при принимает во внимание, что сам по себе факт приобретения спорного земельного участка, на основании решения органа публично-правового образования (Севастопольской городской государственной администрации), принятого с превышением компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа при наличии зарегистрированного права собственности, подтвержденного соответствующим документом, не может являться доказательством, свидетельствующим о незаконном приобретении наследодателем права собственности на спорный земельный участок.

    Как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, нарушение порядка предоставления земельных участков и спор о компетенции государственных органов в данном случае сами по себе не свидетельствуют о том, что имущество выбыло помимо воли собственника. На основании изложенного, суд приходит к убеждению, что нарушение порядка компетенции государственных органов и порядка издания документов само по себе не означает выбытия имущества из владения помимо воли собственника.

Статьей 12 Федерального конституционного закона ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Следовательно, право собственности истца на земельный участок возникло до введения на территории города Севастополя в действие законодательства Российской Федерации и на сегодняшний день является юридически действительным.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 91:00:000000:36 входит в состав земель Мекензиевского участкового лесничества, поставлен на кадастровый учет на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ, которым определена категория земельного участка – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «Отдых (рекреация)» (код 5.0), «Использование лесов» (код 10.0).

Таким образом, указанный земельный участок сформирован значительно позже участка истца и на момент формирования границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:36 границы земельного участка истца уже были определены.

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, что предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещения (часть 2 статьи 8 Закона).

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (Далее ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу положений статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в числе прочего являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с образование объекта недвижимости.

В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (п.5 ст. 15 Закона о регистрации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.

установлено судом и следует из материалов дела, что земельный участок истца имеет пересечение с границами участка с кадастровым номером 91:00:000000:36. При этом земельный участок истца на кадастровый учет поставлен ранее и расположен в координатах характерных точек, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений.

Как уже указывалось выше, согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4 статьи 212 ГК РФ).

Защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, в том числе, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу положений подп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 61 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" под ошибками, содержащимися в ЕГРН, понимаются:

техническая ошибка в записях - техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН;

реестровая ошибка - воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.

В силу положений части 1 и части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ исправление регистрирующим органом как технической ошибки в записях, так и реестровой ошибки, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Согласно части 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 91:00:000000:36, являющегося землями леса, произведена позднее постановки на кадастровый учет земельного участка истца, при этом границы формируемого земельного участка с истцом не согласованы, определены без учета границ ранее учтенного земельного участка истца, право собственности которого на земельный участок подтверждено, что привело к реестровой ошибке в сведениях о координатах границ лесного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 27-29, квартал 30, выдел 1, 3-6, 8, 24-26, 33, 38, 39, квартал 31, выдел 11, 19, 20, 21, квартал 32, выдел 1-8, 10-22, 24-38, квартал 33-40, квартал 41, выдел 1-4, 6-18, квартал 42, выдел 8-11, 15-19, 23-25, квартал 43-52, квартал 53, выдел 1-20, 23-28, квартал 54-61, квартал 62, выдел 11 Орлиновского участкового лесничества.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -КГ15-7535, по смыслу Закона о кадастре установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством.

Как разъяснено в пунктах 1 и 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении», решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело.

Исходя из приведенных выше положений статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» реестровая ошибка подлежит исправлению.

При установлении факта реестровой ошибки, без принятия судом решения об ее исправлении, дело не может считаться разрешенным (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу -КГ19-156).

Суд полагает, что, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о характерных точках границы земельного участка, принадлежащего истцу, нарушенное право его может быть восстановлено путем исключения из земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:36 контура, соответствующего границам земельного участка с кадастровым номером 91:01:057001:24, по координатам данного земельного участка согласно ЕГРН.

Решение суда является основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 91:01:000000:36 в части сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом границ земельного участка с кадастровым номером 91:01: 057001:58 без согласования с правообладателем земельного участка.

Суд также учитывает, что границы смежных землепользователей установлены в ЕГРН и настоящим судебным актом не меняются, т.е. права смежных землепользователей не нарушаются. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Между тем, суд полагает, что исковые требования о возложении на Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя обязанности зарегистрировать за истцом право собственности на указанный объект недвижимости и исключить сведения из ЕГРН являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Возложение обязанности на ответчика совершить действия по государственной регистрации может иметь место только в случаях, когда действия (бездействие) и решения Управления оспорены в судебном порядке. Так, оспариванию в суде подлежат отказ или уклонение Управления от регистрации (п. 8 ст. 8.1 ГК РФ, ст. 29 Закона о регистрации N 218-ФЗ).

При удовлетворении указанных требований суд в своем решении возлагает на соответствующий орган (его должностное лицо) обязанность устранить допущенные нарушения прав и свобод заявителя.

Таким образом, требование о возложении обязанности на Управление совершить регистрационные действия возможно только при установлении судом каких-либо незаконных действий (бездействия) со стороны Управления, связанных с отказом или уклонением от государственной регистрации перехода права собственности. Между тем, гражданско-правовой спор о праве собственности на земельный участок являлся предметом настоящего судебного разбирательства, в рамках которого исковых требований о признании незаконными действий регистрирующего органа не заявлялось.

Каких-либо достоверных доказательств, способных объективно свидетельствовать о нарушении каких-либо прав истца со стороны Управления государственной регистрации права и кадастра Сеастополя суду представлено не было.

Учитывая изложенное, исковые требования о возложении на Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя обязанности зарегистрировать за истцом право собственности на объект недвижимости и исключении сведений из ЕГРН не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 218, 1142, 1153, 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. ст. 6, 12, 56, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Мельчаковой Т. Б.– удовлетворить частично.

Признать за Мельчаковой Т. Б. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 800 кв. м, кадастровый .

Признать реестровой ошибкой наложение границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:36 (земли лесного фонда), расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 27-29, квартал 30, выдел 1, 3-6, 8, 24-26, 33, 38, 39, квартал 31, выдел 11, 19, 20, 21, квартал 32, выдел 1-8, 10-22, 24-38, квартал 33-40, квартал 41, выдел 1-4, 6-18, квартал 42, выдел 8-11, 15-19, 23-25, квартал 43-52, квартал 53, выдел 1-20, 23-28, квартал 54-61, квартал 62, выдел 11 Орлиновского участкового лесничества, на границы земельного участки с кадастровым номером 91:01:057001:58, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 800 кв.м.

Исключить контур земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 800 кв.м, кадастровый , принадлежащего Мельчаковой Т. Б., согласно сведениям о характерных точках границ земельного участка, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, из границ земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, квартал 27-29, квартал 30, выдел 1, 3-6, 8, 24-26, 33, 38, 39, квартал 31, выдел 11, 19, 20, 21, квартал 32, выдел 1-8, 10-22, 24-38, квартал 33-40, квартал 41, выдел 1-4, 6-18, квартал 42, выдел 8-11, 15-19, 23-25, квартал 43-52, квартал 53, выдел 1-20, 23-28, квартал 54-61, квартал 62, выдел 11 Орлиновского участкового лесничества, с кадастровым номером 91:01:000000:36 (земельного участка лесного фонда).

Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:36 (земельного участка лесного фонда) без заявления собственника (правообладателя) данного земельного участка.

Ращение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                            Просолов В.В.

2-1358/2023 ~ М-788/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мельчакова Татьяна Борисовна
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Другие
ГБУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения города Севастополя и лесного хозяйства"
Правительство города Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд города Севастополя
Судья
Просолов Виктор Викторович
Дело на странице суда
balaklavskiy--sev.sudrf.ru
28.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2023Передача материалов судье
28.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2023Судебное заседание
14.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее