Решение
Именем Российской Федерации
1 февраля 2024 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Ахриевой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> (далее –Администрация) о возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
Прокуратурой <адрес> проведена проверка на предмет соответствия автомобильных дорог установленным требованиям законодательства, а именно в части соответствия дорожных ограждений на мостовых сооружениях установленным законом техническим регламентам. В ходе проверки сотрудниками ОГИБДД ОМВД произведено обследование мостовых сооружений расположенных на <адрес> АО Гамурзиевский <адрес> и на <адрес> АО Альтиевский <адрес>, по результатам проверки выявлены нарушения требований ГОСТа Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». ГОСТ Р 52289-2019 г. «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждении и направляющих устройств», ГОСТ Р 33129-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные». Просит обязать ответчика устранить нарушения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Исследовав и изучив доказательства, установлено следующее.
В силу ст. 130 Конституции РФ органы местного самоуправления в Российской Федерации обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. Одним из основных принципов обеспечения дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическим результатом хозяйственной деятельности, что закреплено в статьях Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Установлено, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка на предмет соответствия автомобильных дорог установленным требованиям законодательства, а именно в части соответствия дорожных ограждений на мостовых сооружениях установленным законом техническим регламентам.
В ходе проверки сотрудниками ОГИБДД ОМВД произведено обследование мостовых сооружений расположенных на <адрес> АО Гамурзиевский <адрес> и на <адрес> АО Альтиевский <адрес>, по результатам проверки выявленны следующие недостатки:
При обследовании мостового сооружения на <адрес> АО Гамурзиевский <адрес> (участок улично-дорожной сети находится на балансе администрации <адрес>)
- отсутствует дорожное ограждение;
-отдельные повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части;
-разрушение барьерного ограждения;
-загрязнения покрытия проезжей части мелкой фракцией;
-отсутствует горизонтальная дорожная разметка;
-отсутствую дорожные знаки 3.11 «Ограничение массы», 3.24 «Ограничение максимальной скорости».
Вышеуказанные факты свидетельствуют о нарушении требований ГОСТа Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». ГОСТ Р 52289-2019 г. «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждении и направляющих устройств», ГОСТ Р 33129-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные».
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами данного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание I автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 17 Закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 13 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, а также вопросы дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, доводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, что закреплено в Федеральном законе № 196-ФЗ.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении на указанных участках муниципальных автодорог требований ГОСТа Р-50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности движения»; ГОСТа Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»; ГОСТа Р 33129-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные».
Таким образом, административные исковые требования обоснованы, основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию <адрес> устранить следующие нарушения мостовых сооружений расположенных на <адрес> АО Гамурзиевский <адрес>:
-установить дорожное ограждение;
-устранить отдельные повреждения асфальтобетонного, покрытия проезжей части;
-восстановить барьерное ограждение;
-произвести очистку загрязнения покрытия проезжей части от мелкой фракции гравия;
-нанести горизонтальную дорожную разметку;
-установить дорожные знаки 3.11 «Ограничение массы», 3.24 «Ограничение максимальной скорости».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна. Судья