Дело № 2-84/2022
10RS0006-01-2022-000123-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 16 мая 2022 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при ведении протокола помощником судьи Кузьминовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лихачева Михаила Андреевича к администрации Лахденпохского муниципального района, Лихачевой Наталье Михайловне и Собко Валентине Михайловне о признании права собственности в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Лихачев М.А. обратился в суд с иском к администрации Лахденпохского муниципального района об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО14 и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования.
Иск мотивирован тем, что истец является единственным наследником после смерти своего дедушки ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ составил завещание в пользу истца, по которому завещал истцу все свое имущество. В состав наследственного имущества входит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. б\н, площадью 64,2 кв.м., инвентарный №, регистрационное удостоверение №. На момент смерти дедушки истец был несовершеннолетним, фактическое принятие наследства и управление им производилось матерью истца, периодически производились ремонтные работы жилого дома. Истец и его мать периодически проживают в указанном доме. С целью получения свидетельства о праве на наследство по завещанию истец обратился к нотариусу, который отказал в выдаче свидетельства со ссылкой на отсутствие зарегистрированного права собственности наследодателя на жилой дом.
На основании изложенного, ссылаясь на ст. 1111, 1118, 1152-1154 ГК РФ, истец просил установить факт принятия наследства после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ его внуком Лихачевым М.А., и признать за Лихачевым М.А. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. б\н, площадью 64,2 кв.м., инв. №, регистрационное удостоверение №.
16.03.2022 от представителя истца Севериной Н.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ поступило письменное заявление об увеличении исковых требований, в котором, кроме ранее заявленных требований, представитель истца также просила включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. б\н, площадью 64,2 кв.м., инв. №, регистрационное удостоверение №.
Определением суда от 14.03.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Лихачева Н.М. и Собко В.М.
В судебном заседании представитель истца Федорова О.Н., действующая на основании ордера, заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в заявлении об изменении заявленных требований. Представитель истца дополнительно пояснила, что дому присвоен кадастровый номер №, и именно на этот дом претендует истец. Правопритязаний со стороны третьих лиц не имеется. Все знакомые и родственники всегда считали, что дом оформлен на истца. Также дополнительно пояснила, что кроме ранее заявленных работ в доме истцом и его матерью производился ремонт полов и частичная замена кровли.
Представитель истца Северина Н.В. и истец Лихачев М.А., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика администрации Лахденпохского муниципального района, извещенный надлежащим образом, не явился. Возражений относительно заявленных требований не направил. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя АЛМР.
Ответчики Лихачева Н.М. и Собко В.М., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В ранее направленных отзывах на иск указали, что не претендуют на имущество, оставшееся после смерти ФИО2, просили удовлетворить заявленный иск Лихачева М.А.
Третьи лица Нотариус Лахденпохского нотариального округа Республики Карелия Шкуро А.В. и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, извещенные надлежащим образом, не явились. Возражений относительно заявленных исковых требований и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего и наследственного дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2 (л.д. 120).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 составлено завещание, согласно которому он все имущество, которое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, завещал истцу Лихачеву Михаилу Андреевичу (л.д. 124).
На момент смерти ФИО2 истец Лихачев М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся несовершеннолетним.
Нотариусом Лахденпохского нотариального округа отказано истцу в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на вышеуказанный жилой дом, поскольку право собственности на жилой дом с КН № в ЕГРН не зарегистрировано на имя наследодателя ФИО2 Заявителю рекомендовано обратиться в суд с иском о включении имущества в наследственную массу (л.д. 145).
Указанный отказ нотариуса явился основанием для обращения за судебной защитой.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.ст. 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.
В силу п. 5 ст. 1118 ГК РФ завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
Согласно п. 1 ст. 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами настоящего Кодекса о наследовании, отменить или изменить совершенное завещание.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Частью 2 ст. 218 ГК РФ определено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п. 36 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В п. 8 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 года № 9, разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В судебном заседании установлено, что ЕГРН содержит сведения о жилом доме с КН №, дата присвоения КН – ДД.ММ.ГГГГ, адрес (местоположение): <адрес>, д. б\н, площадь – 64,2 кв.м., инвентарный №. Сведения о зарегистрированных правах, отсутствуют (л.д. 113-114).
Из материалов реестрового дела следует, что основанием для постановки указанного дома на кадастровый учет явился технический паспорт на дом, который расположен по адресу: <адрес>, д. б\н, площадь – 64,2 кв.м., инвентарный №. В сведениях о правообладателе указан ФИО2 (л.д. 151-165).
По сообщению Управления Росреестра по Республике Карелия за регистрацией прав на жилой дом с КН № никто не обращался (л.д. 166).
В материалах наследственного дела имеется регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное ГУП РК РГЦ «Недвижимость», в котором указано, что ФИО2 является правообладателем одноэтажного жилого дома, инв. №, расположенный по адресу: <адрес>, д. б\н. на основании Постановления Главы местного самоуправления Лахденпохского района от ДД.ММ.ГГГГ №. Запись зарегистрирована в реестровой книге № (л.д. 129).
По мнению суда, указанные обстоятельства подтверждают возникновение у ФИО2 при жизни права собственности на спорный жилой дом, в связи с чем, в состав наследственного имущества, оставшегося после его смерти, подлежит включению жилой дом с КН №.
Также, из материалов наследственного дела №, заведенного после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Лихачев М.А. является наследником всего имущества после смерти ФИО2, согласно завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. Иные наследники в права на наследство не вступали.
В судебном заседании свидетель Свидетель №1 пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году прибрел дом в <адрес>, который расположен по соседству с домом истца. Лихачева Н.М. (мать истца) в составе своей семьи – двух дочерей и сына – истца Лихачева М.А. приезжали в соседний дом. В момент приобретения свидетелем дома Лихачев М.А. был несовершеннолетним. Сам он приезжал в <адрес> не часто, но каждый раз встречался с матерью истца и ее семьей. Сначала мать истца, а затем и сам истец делали в доме ремонт, занимались хозяйственной деятельностью. Свидетель помогал соседям строительным материалом и инструментом для замены полов, так как поблизости других соседей нет. Дом истца неблагоустроенный, электроэнергия в дом не подается. Свидетель всегда полагал, что это дом истца, не знал, что документы до конца не оформлены.
Не доверять показаниям указанного свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда оснований не имеется.
В материалах дела также имеется протокол допроса свидетеля ФИО9, удостоверенный врио. нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга Радомировой М.С. Согласно пояснениям данного свидетеля, она знакома с Лихачевой Н.М. и истцом Лихачевым М.А. С Лихачевой Н.М. состоит в дружеских отношениях с ДД.ММ.ГГГГ года. Ей известно, что дом по адресу: <адрес>, д. б/н – это дом родителей Лихачевой Н.М. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года они совместно с Лихачевой Н.М. приезжали туда в конце лета – начале осени. Лихачева Н.М. просила свидетеля о помощи в уборке дома и участка. Как ей известно, Лихачев М.А. и Лихачева Н.М. пользовались данным домом, дом пригоден для проживания, неблагоустроенный.
Анализ представленных доказательств позволяет прийти к выводу, что истец фактически, сразу после смерти наследодателя, вступил в права наследования.
Так, совокупность представленных по делу доказательств свидетельствует о том, что истец Лихачев М.А., являющийся наследником по завещанию к имуществу умершего ФИО2, на момент его смерти являлся несовершеннолетним, достиг десятилетнего возраста. Его законный представитель Лихачева Н.М. в течение установленного законом шестимесячного срока к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обратилась, однако, по мнению суда, действуя в интересах несовершеннолетнего сына (истца), совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства: поддерживала надлежащее состояние спорного дома, осуществляла его ремонт и содержание, что подтверждается, в том числе показаниями свидетелей.
Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, спорный дом с КН №, расположенной по адресу: <адрес>, д. б\н., входит в состав наследственной массы, оставшейся после смерти ФИО2, и подлежит наследованию.
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Доказательств того, что наследодатель или наследник отказался от своих прав на имущество или совершил действия, являющиеся основанием для прекращения прав на него, суду не представлено. Притязаний на оспариваемое имущество от иных лиц не имеется.
Учитывая, что срок принятия наследства, установленный ст. 1154 ГК РФ истек, а иные наследники не обращались за принятием наследства, и не имеют правопритязаний, суд полагает необходимым признать за наследником Лихачевым М.А. право собственности в порядке наследования на жилой дом с №, расположенный в <адрес> Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. б/н, площадью 64,2 кв.м., инвентарный №, кадастровый номер №.
Признать за Лихачевым Михаилом Андреевичем, рожденным ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности в порядке наследования на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. б/н, площадью 64,2 кв.м., инвентарный №, кадастровый номер №.
Решение является основанием для регистрации уполномоченными органами за Лихачевым Михаилом Андреевичем права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. б/н, площадью 64,2 кв.м., инвентарный №, кадастровый номер №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца с даты составления решения в окончательной форме.
Судья И.В. Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 23.05.2022.