Дело № 2-2199/2024 (2-14164/2023)
УИД 03RS0003-01-2023-014009-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2024 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО3,
с участием истца ФИО1
представителя истца ФИО4,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и назначении пенсии.
В обоснование исковых требований истец указала, что она обратилась к ответчику с заявлением об исправлении описки в стаже в электронном документе и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Пенсионным органом ответами от 05 декабря 2022 года №, от 01 февраля 2023 года № №, от 22 апреля 2023 года №л, истцу отказано в исправлении описки в стаже в электронном документе и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Ответом Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан от 25 апреля 2023 года № внесены изменения в электронный стаж истца, в назначении досрочной пенсии по старости отказано.
Из решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан от 25 апреля 2023 года № следует, что в назначении досрочной пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 17 лет, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера – 12 лет, отсутствием требуемого возраста 54 года.
Пенсионным органом учтен страховой стаж истца 31 год 9 месяцев 29 дней: стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (МКС) – 16 лет 2 месяца 28 дней (пункт 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) – 6 лет 8 месяцев 2 дня.
Истец с решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан не согласна, считает, что период ее работы с 24.03.1993 по 22.03.1996 подлежит включению в подсчет специального стажа.
На основании изложенного, истец просит суд обязать признать незаконным решение ответчика № об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в ее страховой стаж периоды работы с 06.12.1992 по 23.03.1993 в должности кухонного рабочего в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (сделать полный перерасчет по стажу); обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 19 сентября 2022 года по достижении 50 лет.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО4 исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО5 в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.
Выслушав участвующие в деле стороны, исследовав материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ указано, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому федеральному закону).
Статья 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает случаи сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами Федерального закона, одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 к 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на оснований сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
По смыслу действующего правового регулирования индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец ФИО1 05 сентября 2022 года обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (Уфимский район) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (Уфимский район) от 05 декабря 2022 года № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием стажа в районе Крайнего Севера продолжительностью не менее 12 лет или стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера продолжительностью не менее 17 лет, требуемого возраста 54 года.
Пенсионным органом безусловно учтен страховой стаж истца продолжительностью 31 год 9 месяцев 29 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 6 лет 8 месяцев 2 дня, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 14 лет 10 месяцев 4 дня.
Письмом Пенсионного органа от 01 февраля 2023 года исх. № ФВ-02-10/828л истцу разъяснено, что право на досрочную пенсию истец приобретает в возрасте 54 года (50 лет + 48 месяцев), то есть не ранее 19 сентября 2026 года.
Истец повторно обратилась к ответчику с заявлением от 06 сентября 2022 года № о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан от 25 апреля 2023 года № истцу отказано в установлении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа в районах Крайнего Севера продолжительностью не менее 12 лет или стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера продолжительностью не менее 17 лет, требуемого возраста 54 года.
Пенсионным органом учтен страховой стаж истца 31 год 9 месяцев 29 дней, стаж работы в районе Крайнего Севера – 6 лет 8 месяцев 2 дня, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 16 лет 2 месяца 28 дней.
Письмом Пенсионного органа от 27 апреля 2023 года исх. №л истцу разъяснено, что в связи с поступлением документов уточняющих факт работы в решении об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 05 декабря 2022 года № внесены изменения. Стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера составил 16 лет 2 месяца 28 дней (дополнительно учтен период работы в МКС с 28.10.1994 по 22.03.1996).
Истец просит суд обязать ответчика включить в ее страховой стаж периоды работы с 06.12.1992 по 23.03.1993 в должности кухонного рабочего в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (сделать полный перерасчет по стажу).
Из материалов пенсионного дела следует, что Пенсионным органом включен период работы истца с 08.08.1991 по 22.03.1993, как работа, протекающая в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (1 год 7 месяцев 15 дней).
В период с 23.03.1993 по 22.09.1994 (1 год 6 месяцев), с 07.06.1991 по 06.12.1992 (1 год 6 месяцев), истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.
Таким образом, спорные периоды работы истца с 06.12.1992 по 23.03.1993 включены ответчиком в подсчет стажа истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости, что следует из данных о стаже, Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии).
Законодатель определил условия назначения досрочной страховой пенсии по старости для женщин, родивших двух и более детей, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, в том числе установил продолжительность стажа работы в указанных районах.
При этом возможности полного или частичного суммирования однородных неблагоприятных условий труда, в частности, когда при недостающем стаже работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (менее сложных климатических условиях), он мог бы быть учтен посредством сложения его со стажем, выработанным в районах Крайнего Севера (более сложных климатических условиях), законодатель не предусмотрел.
Для назначения пенсии по указанному основанию при подсчете необходимого специального стажа работы в районах Крайнего Севера (12 лет) или приравненных к нему местностях (17 лет) не применяются правила суммирования стажа работы в МКС и РКС, установленные пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В связи с отсутствием у истца необходимого календарного стажа работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, или в районах Крайнего Севера на дату обращения с заявлением о назначении пенсии, ФИО1 было обоснованно отказано в назначении страховой пенсии.
На основании изложенного, исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и назначении пенсии оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 15 февраля 2024 года.
Судья Т.Н. Искандарова