Дело № 2-345/2022
УИД 79RS0006-01-2022-000604-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Смидович 18 июля 2022 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Пешковой Е.В.
при помощнике судьи Маковской Е.Н.
с участием прокурора Плющевой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 7 п. Николаевка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович, администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области об обязании к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 п. Николаевка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО об обязании к совершению определенных действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Смидовичского района в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 п. Николаевка» законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации, по результатам которой выявлены нарушения.
Из информации администрации Смидовичского муниципального района следует, что капитальный ремонт здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 п. Николаевка», расположенного по адресу: п. Николаевка Смидовичского района ЕАО, ул. Кубанская, 2, с даты его ввода в эксплуатацию (01.09.1984 г.), а также контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания не проводились.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся, в том числе включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Вместе с тем эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляется, что влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, что является недопустимым.
Учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 п. Николаевка» является администрация Смидовичского муниципального района ЕАО. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения муниципального района. Поскольку от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, указанные обязанности возложены на администрацию Смидовичского муниципального района ЕАО.
Прокурор просит обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 п. Николаевка» провести контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания в срок до 01.09.2022 г.; возложить обязанность на администрацию Смидовичского муниципального района ЕАО в срок до 01.08.2022 г. обеспечить финансирование (выделение денежных средств), необходимых для устранения указанных выше нарушений требований законодательства о безопасности зданий, сооружений.
Определением суда от 02.06.2022 года данное исковое заявление принято к производству Смидовичского районного суда и по нему возбуждено гражданское дело. Гражданскому делу присвоен номер 2-345/2022.
Прокурор Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО об обязании к совершению определенных действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Смидовичского района в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации, по результатам которой выявлены нарушения.
Из информации администрации Смидовичского муниципального района следует, что капитальный ремонт здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», расположенного по адресу: п. Николаевка Смидовичского района ЕАО, ул. Комсомольская, 54, с даты его ввода в эксплуатацию (16.09.1940), а также контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания не проводились.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся, в том числе включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Вместе с тем эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляется, что влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, что является недопустимым.
Учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» является администрация Смидовичского муниципального района ЕАО. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения муниципального района. Поскольку от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, указанные обязанности возложены на администрацию Смидовичского муниципального района ЕАО.
Прокурор просит обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» провести контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания в срок до 01.09.2022 г.; возложить обязанность на администрацию Смидовичского муниципального района ЕАО в срок до 01.08.2022 г. обеспечить финансирование (выделение денежных средств), необходимых для устранения указанных выше нарушений требований законодательства о безопасности зданий, сооружений.
Определением суда от 02.06.2022 года данное исковое заявление принято к производству Смидовичского районного суда и по нему возбуждено гражданское дело. Гражданскому делу присвоен номер 2-346/2022.
Прокурор Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО об обязании к совершению определенных действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Смидовичского района в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович» законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации, по результатам которой выявлены нарушения.
Из информации администрации Смидовичского муниципального района следует, что капитальный ремонт здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович», расположенного по адресу: п. Смидович Смидовичского района ЕАО, ул. Лермонтова. 2, с даты его ввода в эксплуатацию (01.09.1953), а также контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания не проводились.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся, в том числе включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Вместе с тем эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляется, что влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, что является недопустимым.
Учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович» является администрация Смидовичского муниципального района ЕАО. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения муниципального района. Поскольку от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, указанные обязанности возложены на администрацию Смидовичского муниципального района ЕАО.
Прокурор просит обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович» провести контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания в срок до 01.09.2022 г.; возложить обязанность на администрацию Смидовичского муниципального района ЕАО в срок до 01.08.2022 г. обеспечить финансирование (выделение денежных средств), необходимых для устранения указанных выше нарушений требований законодательства о безопасности зданий, сооружений.
Определением суда от 02.06.2022 года данное исковое заявление принято к производству Смидовичского районного суда и по нему возбуждено гражданское дело. Гражданскому делу присвоен номер 2-348/2022.
Определением суда от 18.07.2022 г. гражданские дела №2-345/2022, № 2-346/2022, 2-348/2022 соединены в одно производство. Гражданскому делу присвоен номер 2-345/2022.
В судебном заседании помощник прокурора Смидовичского района ЕАО Плющева Н.С. заявила об отказе от исковых требований к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 п. Николаевка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», администрации Смидовичского муниципального района ЕАО об обязании к совершению определенных действий в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора. Последствия отказа от иска разъяснены и понятны.
Одновременно в судебном заседании помощник прокурора Смидовичского района ЕАО Плющева Н.С. исковые требования уточнила, просила обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович» провести обследование технического состояния здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович» с привлечением специализированной организации в срок до 01.10.2022 г. Возложить на администрацию Смидовичского муниципального района ЕАО обязанность в срок до 01.09.2022 г. обеспечить финансирование мероприятий по обследованию технического состояния здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович».
Представитель ответчика администрации Смидовичского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчиков МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 п. Николаевка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович» в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе, осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации (ч. 6).
На основании п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ч. 1). Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2).
ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят в соответствии с предварительно разработанными программами.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрация, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др).
По информации отдела образования администрации Смидовичского муниципального района ЕАО от 20.04.2022 г. дата ввода в эксплуатацию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович» 01.09.1953 года. Контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения зданий вышеуказанных образовательных учреждений не проводились.
Выявленные нарушения требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в процессе эксплуатации зданий образовательных учреждений отрицательно сказываются на безопасности лиц, пребывающих в образовательных учреждениях, поскольку не позволяют своевременно выявить нарушения в состоянии строительных конструкций зданий и предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций.
Указанные нарушения ответчиками не оспорены, доказательства устранения нарушений ответчиками не представлены.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, финансирование мероприятий по обеспечению безопасности зданий образовательных учреждений является обязанностью органов местного самоуправления.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, а также принцип разумности и необходимость обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, учитывая, что для выполнения решения суда необходимы значительные финансовые затраты и определенное время, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до 01.08.2023 для администрации Смидовичского муниципального района ЕАО в части финансирования мероприятий по обследованию технического состояния зданий и до 01.09.2023 г. для МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович» в части проведения обследования технического состояния здания.
В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В соответствии со ст. 221 ГПК РФ производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Суд считает возможным принять отказ прокурора Смидовичского района ЕАО от исковых требований к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 п. Николаевка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», администрации Смидовичского муниципального района ЕАО об обязании к совершению определенных действий, поскольку данный отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и прекратить производство по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 220-221 ГПК РФ, районный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович» (ИНН 7903002788), администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (ИНН 7903002308) об обязании к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович»» провести обследование технического состояния здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович»» с привлечением специализированной организации в срок до 01.09.2023 г.
Обязать администрацию Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 01.08.2023 г. обеспечить финансирование мероприятия по обследованию технического состояния здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович».
Производство по исковым требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 7 п. Николаевка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области об обязании к совершению определенных действий прекратить в связи с отказом истца от иска.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В.Пешкова
Мотивированное решение суда изготовлено 20.07.2022.