16RS0036-01-2020-001857-44
Подлинник данного решения приобщен к гражданскому делу № 2-1420/2020 Альметьевского городского суда Республики Татарстан
копия дело № 2-1420/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 мая 2020 года г.Альметьевск
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе
судьи Абдрахмановой Л.Н.,
при секретаре Богдановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) к СООО«Кичучат» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан обратилось в суд с иском к СООО «Кичучат» о возложении обязанности, указывая, что 27 января 2020 года в результате проведенной проверки, на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) №205/25-вп/в от 13 января 2020 года в отношении СООО «Кичучат», установлено что не выполнен п.12 предписания № 478/25-п/в от 29 марта 2019 года, а именно не представлено решение об установлении размера санитарно-защитной зоны предприятия.
За выявленные нарушения, постановлением мирового судьи судебного участка №6 по Альметьевскому судебному району РТ Аблаковой Ф.Р. от 12 марта 2020 года, СООО «Кичучат» привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Просит признать бездействия СООО «Кичучат», выразившиеся в неисполнении п.12 предписания № 478/25-п/в от 29 марта 2019 года противоправными и обязать ООО «Кичучат» в срок до 1 марта 2021 года разработать проект санитарно-защитной зоны с расчетами формирования на контуре объекта и за его пределами уровней химического, физического и (или) биологического воздействия, получить санитарно-эпидемиологическое заключение в соответствии проекта санитарным правилам и сообщить об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Альметьевском, Заинском, Лениногорском, Сармановском районах.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просила требования удовлетворить.
Представитель СООО «Кичучат» Илаева Н.Н. с исковыми требованиями согласилась, пояснив о том, что СООО «Кичучат» предпринимаются действия по исполнению предписания.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ст.12 Федерального закона от 30 марта 1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.(ч.1)
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии и земельным законодательством Российской Федерации.(ч.2)
В целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе устанавливать особенности применения отдельных санитарно-эпидемиологических требований, требований, предусмотренных санитарными правилами, либо утверждать отдельные санитарно-эпидемиологические требования, санитарные правила (за исключением минимально необходимых требований для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в том числе входящих в их состав систем и сетей инженерно-технического обеспечения).(ч.2.1)
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.(ч.4)
В соответствии с п.2.1. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п.3.1. указанных правил проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.)(п.4.1)
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
- оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для животноводческих и птицеводческих предприятий.
Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для кладбищ (п.4.2)
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования(п.5.1)
Согласно ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.(ч.1)
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.(ч.2)
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.(ч.3)
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.(ч.4)
В результате проведения плановой выездной проверки по распоряжению заместителя руководителя Управления Роспортебнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) Авдониной Л.Г. №478/25-п/в от 20 февраля 2019 года в СООО «Кичучат» выявлены нарушения законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также причины и условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) людей.
29 марта 2019 года должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей вынесено предписание №478/25-п/в с перечнем мероприятий, для выполнения в установленные предписанием сроки.
Однако до настоящего времени п.12 предписания № 478/25-п/в от 29марта 2019 года не исполнено, а именно не представлено решение об установлении размера санитарно-защитной зоны предприятия СООО «Кичучат».
Постановлением мирового судьи судебного участка №6 по Альметьевскому судебному району РТ от 12 марта 2020 года СООО«Кичучат» привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 Кодекса об административном правонарушении и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Бездействием ответчика нарушаются интересы РФ, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, гарантированные статьями 42 Конституции РФ, статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что исковые требования истца, освобожденного в силу закона от уплаты государственной пошлины, полностью удовлетворены, суд на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ и п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ взыскивает с ответчика, не освобожденного от уплаты расходов, 6000 руб. государственной пошлины в бюджет Альметьевского муниципального района РТ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
иск Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) удовлетворить.
Признать бездействия СООО «Кичучат», выразившиеся в неисполнении п.12 предписания № 478/25-п/в от 29 марта 2019 года противоправными.
Обязать СООО «Кичучат» в срок до 1 марта 2021 года разработать проект санитарно-защитной зоны с расчетами формирования на контуре объекта и за его пределами уровней химического, физического и (или) биологического воздействия, получить санитарно-эпидемиологическое заключение в соответствии проекта санитарным правилам и сообщить об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Альметьевском, Заинском, Лениногорском, Сармановском районах.
Взыскать с СООО «Кичучат» государственную пошлину в доход бюджета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Альметьевского городского суда
Республики Татарстан (подпись) Абдрахманова Л.Н.
Копия верна.
Судья Альметьевского городского суда
Республики Татарстан Абдрахманова Л.Н.
Решение вступило в законную силу «______ »_________________2020 года.
Судья: