УИД 51RS0001-01-2021-001123-41
Дело № 2-1127/2021
Принято в окончательной форме 12 августа 2021 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 августа 2021 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Каневой М.В.,
при помощнике судьи Секретаревой Л.Н.,
с участием истца Сагировой Л.А., представителей ответчиков Лешко Т.Б. и Носова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сагирова Л.А. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>», Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Консультационно-методический центр охраны труда» о признании незаконной специальной оценки условий труда, признании права на гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Сагирова Л.А. обратилась в суд с уточненными исковыми требованиями иском к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о признании незаконной специальной оценки условий труда, признании права на гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.
В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работает врачом-окулистом в военном комиссариате <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность врача-офтальмолога военно-врачебной комиссии 1 отдела подготовки, призыва и набора на военную службу по контракту.
ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность врача-офтальмолога центра военно-врачебной экспертизы врач-методист военного комиссариата <адрес>, где и работает по настоящее время.
До <данные изъяты> года условия труда признавались вредными и ей начислялось <данные изъяты>% надбавки к заработной плате и предоставлялся дополнительный отпуск 12 дней.
После проведения <данные изъяты> году специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), ей было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому условия труда признаны допустимыми, в связи с чем надбавка к заработной плате, а также дополнительный отпуск ей не положены, при этом ее условия труда ни в чем не изменились.
Не согласившись с данными выводами, истец обратилась с заявлением в Государственную инспекцию труда в <адрес>.
Проведенной проверкой были выявлены нарушения при проведении СОУТ и работодателю выдано предписание о проведении внеплановой СОУТ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Данное предписание было исполнено, однако результат оказался прежним, и ДД.ММ.ГГГГ ей было предложено для подписания новое дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому условия труда на рабочем месте – класс 2 (допустимые условия труда).
Полагает, что при проведении СОУТ не были учтены все вредные производственные факторы, в связи с чем не верно определен класс условий труда.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, с учетом последних уточнений, просит суд признать незаконными результаты проведенной в <данные изъяты> года специальной оценки условий труда врача-офтальмолога центра военно-врачебной экспертизы г. Мурманск, отраженные в карте № специальной оценки условий труда и признать за ней право на надбавку за вредные условия труда, на дополнительный оплачиваемый отпуск, обязать ответчика заключить трудовой договор с указанием данных условий и произвести перерасчет заработной платы с учетом надбавки за вредные условия труда за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено АНО ДО «КМЦОТ».
Истец Сагирова Л.А. в судебном заседании уточненные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика АНО ДО «КМЦОТ» ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддержал позицию ФКУ «Военный комиссариат <адрес>».
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, допросив свидетеля, изучив материалы проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в <адрес> по заявлению Сагирова Л.А. в отношении ФКУ Военный комиссариат, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст. 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37, ч. 3); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37, ч. 5); каждый имеет право на охрану здоровья (ст. 41, ч. 1).
В сфере труда законодатель, помимо установления мер, направленных на охрану здоровья работников непосредственно в процессе трудовой деятельности, предусматривает введение для тех из них, кто осуществляет трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать негативное воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов.
С учетом этого в Трудовом кодексе РФ для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени (ч. 1 ст. 92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117) и повышенная оплата труда (ч. 1 ст. 146 и ст. 147).
Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (абз. 5 ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации содержится ряд понятий, используемых при реализации работником права на безопасные условия труда, в частности: охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов; опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого может привести к травме.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 11 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01.01.2014 (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п. 1 - 7 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности и представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сагирова Л.А. принята на работу в Военный комиссариат <адрес> на должность врача окулиста военно-врачебной комиссии на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, с ней заключен трудовой договор.
Приказом работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ истец переведена на должность врача-офтальмолога (члена комиссии) военно-врачебной комиссии 1 отдела (подготовки, призыва и набора на военную службу по контракту).
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время занимает должность врача-офтальмолога центра военно-врачебной экспертизы врач-методист военного комиссариата <адрес>.
Имеет высшую квалификационную категорию по специальности «офтальмология».
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в военном комиссариате <адрес> был издан приказ № «О проведении специальной оценки условий труда и формировании комиссии по ее проведению», заключен гражданско-правовой договор со специализированной организацией – АНО ДО «КМ ЦОТ».
В период до ДД.ММ.ГГГГ эксперты АНО ДО «КМ ЦОТ» выполнили оценочные работы, провели инструментальные исследования факторов производственной среды и трудового процесса; изучили техническую документацию, подготовили и оформили материалы (карты) СОУТ.
В соответствии с картой № специальной оценки условий труда рабочего места врача-офтальмолога от ДД.ММ.ГГГГ, оценка условий труда по вредным (опасным) факторам отнесена ко 2 классу (подклассу) условий труда (допустимый).
Не согласившись с результатами СОУТ, истец обратилась с заявлением в Государственную инспекцию труда в <адрес>.
В ходе проведенной Государственной инспекцией труда в <адрес> проверки, на основании заключения № по результатам государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочего места врача-офтальмолога ВВК отдела (подготовки и призыва граждан на военную службу) ВК МО, которым были выявлены нарушения при проведении СОУТ, ДД.ММ.ГГГГ работодателю выдано предписание о проведении внеплановой СОУТ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Данное предписание работодателем ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № «О создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда в <данные изъяты> году».
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» с АНО ДО «КМ ЦОТ» заключен договор №-СОУТ на проведение работ по проведению специальной оценки условий труда в отношении двух рабочих мест: врача-офтальмолога и водителя.
По результатам проведенной специальной оценки условий труда рабочего места врача-офтальмолога, военно-врачебной комиссией ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ оформлена карта №, согласно которой оценка условий труда по вредным (опасным) факторам отнесена ко 2 классу (подклассу) условий труда (допустимый).
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Оспаривая результаты проведенной СОУТ истец указала, что при проведении СОУТ не учтены все производственные факторы, влияющие на класс условий труда, при оценке напряженности трудового процесса не верно определен объем выполняемой истцом работы, не в полном объеме оценен оптический фактор, отсутствует оценка по фактору блескости и биологическому фактору. Просила признать незаконными результаты СОУТ, оформленные картой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в ходе рассмотрения дела возникли вопросы относительно качества проведенной специальной оценки условий труда на рабочем месте врача-офтальмолога военно-врачебной комиссии ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», оформленной картой № от ДД.ММ.ГГГГ, а также фактических условий труда на указанном рабочем месте для ответа на которые необходимы специальные познания, определением Октябрьского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу назначена государственная экспертиза условий труда, производство которой поручено Министерству труда и социального развития <адрес>.
Согласно заключению №-№-СОУТ по результатам государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочего места ФКУ «Военный комиссариат <адрес>, выполненного ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социального развития <адрес> на основании определения суда, качество проведения СОУТ на рабочем месте врача-офтальмолога ИНРМ 78 Военного комиссариата не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда.
Экспертом указано, что при проведении государственной экспертизы условий труда выявлены нарушения требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и по ее заполнению", а именно:
- сведения о средствах измерений, участвовавших в проведении СОУТ не соответствуют данным Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, а также данным, держащимся в свидетельствах о поверке средств измерений (нарушение ч.4 ст. 12 Закона № 426-ФЗ и п.14 Методики);
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов была проведена без учета предложений работника, в связи с чем, сделать вывод о том, что экспертом были идентифицированы все потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте врача-офтальмолога ИНРМ 78, не представляется возможным (нарушение п.4 ч.3 ст.10, ч.2 ст. 12 Закона № 426-ФЗ);
- экспертом организации, проводящим исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов, в протоколах тяжести и напряженности трудового процесса не указано место проведения исследований (испытаний) и измерений (пп.12 п. 16 Методики);
- в проведении исследований (испытаний) и измерений принимали участие лица, не заявленные как эксперты или иные работники организации, проводящей СОУТ (пп.7 п.3 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении СОУТ).
Оснований не доверять указанному заключению, выполненному специалистами Министерства труда и социального развития <адрес> обладающими специальными познаниями, правом проведения государственной экспертизы условий труда, у суда не имеется, экспертиза проведена на основании представленных ответчиком документов, выводы эксперта подробно мотивированы и обоснованы, доказательств обратного ответчиками суду не представлено.
Таким образом, руководствуясь требованиями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает в качестве относимого и допустимого доказательства заключение №-ГЭ-№-СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что специальная оценка условий труда рабочего места истца проведена с нарушением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и ее результаты не могут быть признаны законными, в связи с чем удовлетворяет требования истца о признании незаконной специальной оценки условий труда, оформленной картой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из заключения №-ГЭ-№СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ и сопроводительного письма к нему, поскольку отчет о проведении специальной оценки условий труда в ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» признан не соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда, провести государственную экспертизу условий труда в целях оценки фактических условий труда работника не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, поскольку результаты проведенной специальной оценки условий труда рабочего места - врача офтальмолога военно-врачебной комиссии ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», оформленные картой № от ДД.ММ.ГГГГ, признаны недействительными, то работнику должны предоставляться гарантии и компенсации в том объеме и размере, которые имели место на момент предшествующий СОУТ, то есть, исходя из обстоятельств дела, до специальной оценки условий труда проведенной в <данные изъяты> году и признанной Государственной инспекцией труда в <адрес> не соответствующей государственным нормативным требованиям охраны труда.
Проверяя доводы истца Сагирова Л.А. о том, что до ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлялись компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в виде доплаты к заработной плате в размере 4% и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 календарных дней, суд приходит к следующему.
В силу статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на таких работах, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Согласно части 3 статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации в первоначальной редакции, гарантировавшая право работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предусматривала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Поскольку Правительством Российской Федерации соответствующее правовое регулирование установлено не было, в силу ч. 2 ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации продолжало применяться постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (далее - Список), в соответствии с которым по некоторым профессиям медицинских работников учреждений здравоохранения (врач участковый-терапевт; врач-педиатр; врач учреждения здравоохранения, средний и младший медицинский персонал детских стационаров (отделений, палат) учреждений здравоохранения; младший и средний медицинский персонал учреждений здравоохранения и др.) предусматривалось предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 12 рабочих дней.
При этом основанием предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска являлось выполнение ими работы по профессии или должности, которая предусмотрена в соответствующих разделах Списка, относящихся к определенным производствам и цехам.
Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" ст. 117 Трудового кодекса Российской Федерации была изложена в новой редакции, которая отражала изменение законодательного подхода к регулированию порядка предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, - отказ от централизованного утверждения перечней производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации в этой редакции, действовавшей до 1 января 2014 года, предусматривала, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Данная норма подлежала применению во взаимосвязи с принятым в ее развитие постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870), действовавшим с 6 декабря 2008 года до 11 августа 2014 года, п. 1 которого определял в качестве компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней и повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
По смыслу приведенной редакции статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации, равно как действующей в настоящее время редакции указанной нормы трудового права, основанием для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и, соответственно, компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, признаются конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда), а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Такое правовое регулирование, предполагающее предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска на основании оценки объективно существующих условий труда на каждом рабочем месте, а не в зависимости от сугубо формального критерия - включения или не включения наименования соответствующей работы, профессии или должности в перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с вредными и (или) опасными условиями труда, - также выступает гарантией обеспечения конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья и согласуется с целями трудового законодательства (ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из представленных ответчиком ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» документов, ДД.ММ.ГГГГ работодателем была проведена аттестация рабочего места по условиям труда врача-офтальмолога, оформленная картой №, согласно которой была установлена общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 2 класс условий труда (допустимый).
С результатами аттестации рабочего места по условиям труда Сагирова Л.А. была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено ее подписью.
Между сторонами ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору, согласно которому условия труда на рабочем месте являются допустимыми.
Как пояснила в судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» ФИО4, доплату за работу во вредных условиях труда истец никогда не получала, дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 календарных дней истцу предоставлялся на основании Постановления N 298/П-22. После ознакомления с результатами аттестации рабочего места и заключения с работником дополнительного соглашения к трудовому договору, поскольку условия труда на рабочем месте признаны допустимыми, начиная с 2016 года указанный дополнительный отпуск истцу не предоставлялся.
Указанные обстоятельства подтверждаются дополнительными соглашениями к трудовому договору, копиями лицевых счетов истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отражающих размер и составляющие заработной платы Сагирова Л.А., стороной истца не опровергнуты.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда, обязанность обеспечения проведения которой возложена на работодателя.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что по результатам проведенной в 2013 году аттестации рабочее место врача-офтальмолога соответствуют 2 классу условий труда по вредным (опасным) факторам, что является допустимыми условиями труда, при которых уровни воздействия производственных факторов не превышают установленные нормативами (гигиеническими нормативами) пределы, правовые основания для возложения на работодателя обязанности заключить трудовой договор, предусматривающий гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда, у суда отсутствуют.
Поскольку на момент предшествующий специальной оценки условий труда проведенной в <данные изъяты> году и признанной Государственной инспекцией труда в <адрес> не соответствующей государственным нормативным требованиям охраны труда, гарантии и компенсации Сагирова Л.А. за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не предоставлялись, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в части признания за ней права на гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда и возложении обязанности на работодателя произвести перерасчет заработной платы, не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сагирова Л.А. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>», Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Консультационно-методический центр охраны труда» о признании незаконной специальной оценки условий труда, признании права на гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы - удовлетворить частично.
Признать незаконными результаты специальной оценки условий труда рабочего места врача-офтальмолога военно-врачебной комиссии ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», оформленные картой № от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Сагирова Л.А. – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: М.В. Канева