Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-90/2024 (2-1020/2023;) ~ М-741/2023 от 13.07.2023

К делу N 2-90/2024

                                                                    УИД 23RS0018-01-2023-000911-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2024 года                                                                           ст. Калининская

Калининский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи             Ядришниковой А.Г.,

секретаря судебного заседания             Ещенко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Даценко В.А. к администрации Гришковского сельского поселения Калининского района о взыскании дополнительного материального обеспечения,

установил:

Даценко В.А. обратился с исковым заявлением к администрации Гришковского сельского поселения Калининского района о взыскании дополнительного материального обеспечения.

Требования мотивированы тем, что Даценко В.А. в период с 03 апреля 2014 года по 22 октября 2020 года являлся главой Гришковского сельского поселения Калининского района. Указанная должность являлась муниципальной выборной, полномочия по этой должности исполнялись истцом в течение одного полного срока. Решением Совета Гришковского сельского поселения Калининского района от 02 декабря 2009 года N 12 утверждено Положение о дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Гришковского сельского поселения Калининского района. Согласно пункту «а» статьи 3 вышепоименованного Положения, лицам, замещавшим выборные муниципальные должности при исполнении полномочий в течение одного полного срока, дополнительное материальное обеспечение устанавливается в процентах к начисленным базовой, страховой и накопительной частям пенсии по старости, инвалидности либо досрочно установленной в соответствии с законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в размере 100 процентов. В целях реализации своего права на дополнительное материальное обеспечение истцом неоднократно, начиная с ноября 2020 года, ежегодно подавались заявления в адрес главы Гришковского сельского поселения о назначений дополнительного материального обеспечения. На все обращения истец получал ответы, в которых сообщалось о приостановлении действия решения Совета Гришковского сельского поселения Калининского района от 02 декабря                   2009 года N 912 и приостановлении выплат дополнительного материального обеспечения на основании Решений Совета Гришковского сельского поселения Калининского района N 24 от 20.12.2019, N 63 от 22.12.2020, N 106 от 21.12.2021, N 136 о 21.12.2022 в 2020 году, в 2021 году, в 2022 году и 2023 году, соответственно. Истец считает, что отказ в назначении выплаты дополнительного материального обеспечения является незаконным, в связи с чем просит суд взыскать с администрации Гришковского сельского поселения Калининского района Краснодарского края 271 408 рублей 37 копеек в качестве дополнительного материального обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Гришковского сельского поселения Калининского района за период с 07 сентября 2020 года по 30 июня 2023 года; возложить обязанность на администрацию Гришковского сельского поселения Калининского района Краснодарского края производить в пользу истца с 01 июля 2023 года ежемесячные выплаты дополнительного материального обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Гришковского сельского поселения Калининского района, в размере 100 % к начисленным базовой, страховой и накопительной частям пенсии по старости.

Истец Даценко В.А. и его представитель на основании ордера                     Кутепов В.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации Гришковского сельского поселения Калининского района, третьего лица администрации муниципального образования Калининский района на основании доверенностей Павленко В.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно статье 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года     N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Статьей 23 Закона муниципальному служащему гарантируется, в том числе, пенсионное обеспечение за выслугу лет, а также установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Согласно статье 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Частью 3 данной статьи установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г.         N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.              N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, Даценко В.А. замещал должность муниципальной службы, а именно с 03 апреля 2014 года по 22 октября                  2020 года являлся главой Гришковского сельского поселения Калининского района, что подтверждается копией трудовой книжки.

Согласно справке от 28 июня 2023 года, выданной Клиентской службой (на правах отдела) в Калининском районе отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю, Даценко В.А. является получателем страховой пенсии по старости с 07 сентября 2020 года.

Решением Совета Гришковского сельского поселения Калининского района от 02 декабря 2009 года N 12 утверждено Положение о дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Гришковского сельского поселения Калининского района.

Согласно пункту «а» статьи 3 указанного Положения, лицам, замещавшим выборные муниципальные должности при исполнении полномочий в течение одного полного срока, дополнительное материальное обеспечение устанавливается в процентах к начисленным базовой, страховой и накопительной частям пенсии по старости, инвалидности либо досрочно установленной в соответствии с законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в размере 100 процентов.

Согласно письму от 01 декабря 2020 года, исполняющим обязанности главы Гришковского сельского поселения Калининского района в ответ на обращение Даценко В.А. указано, что решением Совета Гришковского сельского поселения Калининского района N 24 от 20 декабря 2019 года приостановлено решение Совета Гришковского сельского поселения Калининского района от 02 декабря 2009 года N 12, в связи с чем выплаты дополнительного материального обеспечения приостановлены с 2020 года.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, по вопросу о пенсии по выслуге лет муниципальным служащим, изложенной в определении от 10 октября 2013 г. N 1591-О, федеральный законодатель должен гарантировать соблюдение минимального правового стандарта пенсионного обеспечения всех муниципальных служащих, поскольку право муниципального служащего на пенсионное обеспечение включено в круг его основных прав (пункт 12 части 1 статьи 11 Федерального закона N 25-ФЗ), а пенсионное обеспечение за выслугу лет отнесено к числу гарантий муниципального служащего (пункт 5 части 1 статьи 23 этого же закона).

Конституционным Судом Российской Федерации также обращено внимание на то обстоятельство, что отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, обусловленной объективной схожестью условий и порядка их прохождения, что также предполагает общность основных условий их государственного пенсионного обеспечения (статья 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», статья 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Именно поэтому федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего. Это законоположение, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 этого же закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.

Приведенные положения, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, свидетельствуют о том, что условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11, п. 5 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года             N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются, в том числе государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В пункте 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» закреплено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к поименованному федеральному закону. Федеральный закон «О страховых пенсиях» также содержит норму, согласно которой правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 6 статьи 2).

Статьей 33 Устава Гришковского сельского поселения Калининского района, принятого решением Совета Гришковского сельского поселения Калининского района от 28 июня 2016 года N 79, главе поселения гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью в объеме прав муниципального служащего, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, муниципальными правовыми актами, а также пенсионное обеспечение членов семьи главы поселения в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Наделение федеральным законодателем органом государственной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления полномочиями по установлению дополнительных гарантий и мер социальной поддержки муниципальных служащих не отменяет ранее установленные федеральным законодательством гарантии и меры социальной поддержки. Изменение ранее введенных компенсаций должно осуществляться с учетом соблюдения принципа правовой определенности, предполагающего сохранение объема получаемых муниципальным служащим льгот или компенсаций в случае изменения порядка предоставления таких мер.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в решениях и применимой к правоотношениям, участником которых выступает представительный орган местного самоуправления при формировании и исполнении бюджета муниципального образования, исходя из того, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться (Постановление Конституционного Суда от 23.04.2004 г. N-П, определения от 21.02.2008 г. N-О-О, от 08.12.2015 г. N-О).

В связи с изложенным суд соглашается с позицией истца о том, что решения о приостановлении действия решения о дополнительном материалом обеспечении муниципальных служащих с 2020 года, принятые стороной ответчика, противоречат имеющим большую силу требованиям законодательства РФ, поскольку ограниченность бюджета не может являться основанием для некомпенсируемого в иной форме приостановления действия муниципального правового акта, которым определен порядок дополнительного материального обеспечения.

Оценивая материалы дела, суд руководствуется положениями статьи 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд принимает представленный истцом расчет задолженности, поскольку расчет арифметический верный, соответствует Решению Совета Гришковского сельского поселения Калининского района от 02 декабря 2009 года N 12, контррасчет ответчиком не представлен.

Вместе с тем, суд полагает, что требования истца в части возложения обязанности на ответчика производить ежемесячные выплаты дополнительного материального обеспечения в размере 100 % к начисленным базовой, страховой и накопительной частям пенсии по старости, является необоснованными и удовлетворению не подлежат исходя из того, что защите подлежит нарушенное право, а не интерес, нарушение которого лишь предполагается за не наступивший период времени, на момент рассмотрения дела обстоятельства неисполнения ответчиком обязательств в будущем не могут быть установлены, вина ответчика при осуществлении выплат дополнительного материального обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, на будущее время не может быть проверена и установлена на момент разрешения спора, заявленные требования по смыслу статьи 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав не являются, при этом с требованием о взыскании дополнительного материального обеспечения истец в случае нарушения его прав в будущем вправе обращаться в суд с самостоятельными исками.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

    решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ 2333011115,                                 ░░░░ 1052318606306) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 271 408 ░░░░░░ 37 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 07 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2023 ░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                         ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-90/2024 (2-1020/2023;) ~ М-741/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Даценко Владимир Александрович
Ответчики
Администрация Гришковского сельского поселения Калининского района
Другие
Администрация МО Калининский район
Суд
Калининский районный суд Краснодарского края
Судья
Ядришникова Александра Геннадьевна
Дело на сайте суда
kalininsk--krd.sudrf.ru
13.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2023Передача материалов судье
17.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
19.01.2024Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее