УИД 42RS0033-01-2022-000985-67
Дело № 2-766/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Прокопьевск 22 июня 2022 года
Центральный районный суд г. Прокопьевск Кемеровской области в составе председательствующего судьи Карамовой Е.Р.,
при секретаре Новиковой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Перфильева Вячеслава Николаевича к Администрации г. Прокопьевск о признании права собственности на ? долю квартиры в порядке наследования,
установил:
Перфильев В.Н. обратился в суд с иском к Администрации г. Прокопьевск о признании права собственности на ? долю квартиры в порядке наследования.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО4, который являлся собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью – 29,3 кв.м., жилой – 15,8 кв.м., на основании договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Прокопьевским управлением жилищно-коммунального хозяйства. Договор зарегистрирован в БТИ. Считает, что он приобрела право собственности на ? доли квартиры в порядке наследования, поскольку принял наследство после смерти отца. При этом, заявление к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный законом срок он не обратился, но совершил действия по фактическому принятию наследства, в частности забрал личные вещи и предметы обихода наследодателя, принял меры по сохранению наследственного имущества. В связи с чем, считает, что за ним может быть признано право собственности на ? долю квартиры, расположенную по адресу: <адрес>24, общей площадью – 29,6 кв.м., жилой – 15,8 кв.м., в порядке наследования.
Истец Перфильев В.Н., представитель истца Бычкова Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика – Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом.
Третье лицо ФИО9 в судебное заседание не явилась, о судебном заседании извещена надлежащим образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором указано о согласии с исковыми требованиями ФИО1, на наследственное имущество после смерти ФИО4 не претендует.
Третье лицо ФИО10 в судебное заседание не явилась, о судебном заседании извещена надлежащим образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, о согласии с исковыми требованиями.
Свидетель ФИО5 суду пояснила, что знает ФИО1, так как снимает у него квартиру по адресу: <адрес>. Ей известно, что квартира принадлежала отцу ФИО1, который умер. ФИО1 делал в квартире ремонт. Она ранее проживала в соседней квартире. Отец ФИО1 умер в <данные изъяты> Ей известно, что похоронами отца занимался ФИО1, часть вещей, которые были в квартире и принадлежали его отцу, ФИО1 забрал. Коммунальные платежи изначально оплачивал ФИО1, а потом она. Ранее отец ФИО1 - ФИО11 ФИО2 проживал в квартире один, знает это со слов ФИО1. Вещей в квартире посторонних не было, только от дедушки. Договор аренды не оформляли. Она просто проживает и оплачивает коммунальные расходы. ФИО1 приезжает, сверяет показания.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, в качестве возникновения гражданских прав предусмотрено, что гражданские права, в том числе право на имущество, могут возникать из судебного решения, устанавливающего данное гражданское право.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Судом установлено, что по договору на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Прокопьевским управлением жилищно-коммунального хозяйства и ФИО4, ФИО6, в собственность ФИО4, ФИО6 была передана квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью – 29,3 кв.м., жилой – 15,8 кв.м.
Данные обстоятельства не оспариваются, подтверждаются договором на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
В соответствии со ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным вопросам договора. В данном случае существенными условиями являются условия о предмете договора.
Оценивая доказательства в их совокупности, суд полагает, что договор на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ был заключен и исполнен сторонами.
Данный договор соответствует обязательным для сторон правилам, установленным Федеральным Законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», заключен в надлежащей письменной форме, зарегистрирован в БТИ <адрес> (№).
Из содержания договора от ДД.ММ.ГГГГ видно, что квартира передается в собственность ФИО4, ФИО6
Доли в договоре не определены.
На основании п. п. 1, 2 ст. 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества (п. п. 1, 2 ст. 245 ГК РФ).
Таким образом, доли каждого участника договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО6 составляли по 1/2.
При проведении технической инвентаризации, выполненной кадастровым инженером ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес> составляет 29,6 кв.м, а не 29,3 кв.м, как указано в договоре от ДД.ММ.ГГГГ, жилая площадь – 15,8 кв.м. (л.д. 9, 10).
При таком положении, возникла необходимость в толковании договора от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом выясняется действительная общая воля сторон с учетом цели договора.
Судом установлено, что в результате проведения в марте 2022 года технической инвентаризации спорного объекта, площадь квартиры была уточнена.
Каких-либо данных о том, что с момента передачи, квартира переоборудовалась, перестраивалась, либо проводились иные работы, повлекшие изменение ее площади, суду не представлено и в судебном заседании не добыто.
Таким образом, оценивая представленные доказательства, суд считает, что ФИО4 по договору на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, являлся собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью – 29,6 кв.м., жилой – 15,8 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 7).
В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности.
Согласно ч.1 ст. 1142 ГПК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что истец Перфильев В.Н., является сыном ФИО4, что подтверждается их свидетельством о рождении, сведениями органа ЗАГС <адрес> и <адрес> (л.д. 8).
Третье лицо ФИО9 является супругой ФИО4, что следует из сведений органа ЗАГС <адрес> и <адрес>.
Таким образом, истец ФИО1 и третье лицо ФИО9 являются наследниками имущества ФИО4 первой очереди по закону.
Также судом установлено, что ФИО1 и ФИО9 в установленный законом срок не обращались к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО4
Согласно сведений Единого государственного реестра наследственных дел, наследственное дело после смерти ФИО4 не заводилось.
В соответствии с ч.ч. 1,4 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
Согласно справке ООО «РКЦ «Форсаж» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 на день смерти ДД.ММ.ГГГГ проживал и был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> совместно с ним на день смерти по указанному адресу была зарегистрирована ФИО10 (л.д. 14).
Из искового заявления усматривается, что после смерти ФИО4 истец ФИО1 фактически вступил во владение наследственным имуществом в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> поскольку в течение 6-ти месяцев после смерти ФИО4, забрал себе личные вещи отца, продолжил пользоваться предметами домашней обстановки и обихода, принадлежащими наследодателю, стал следить за квартирой, в которой проживал наследодатель, предпринимает меры по сохранению данного имущества.
Данные обстоятельства никем не оспариваются, подтверждаются пояснениями свидетеля ФИО5, в объективности показаний которой у суда нет оснований сомневаться, а также сведениями с места жительства об отсутствии задолженности за жилищные и коммунальные услуги.
При таком положении, суд признаёт, что Перфильев В.Н. в соответствии с ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принял наследство, оставшееся после смерти своего отца ФИО4
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, свидетельствующих о принятии наследства третьими лицами ФИО9, ФИО10 после смерти ФИО4 установленными законом способами, суду не предоставлено, в судебном заседании не добыто.
Установленный судом факт регистрации ФИО10 в спорной квартире, при условии её не проживания в данной квартире, не имеет юридического значения.
При таком положении, суд признаёт, что ФИО1 приобрел право собственности на ? долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью – 29,6 кв.м., жилой – 15,8 кв.м., в порядке наследования после смерти ФИО4
На основании изложенного, разрешая возникший спор по существу, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования Перфильева Вячеслава Николаевича к Администрации г. Прокопьевск о признании права собственности на ? долю квартиры в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Перфильевым Вячеславом Николаевичем, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> право собственности на ? долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью – 29,6 кв.м., жилой – 15,8 кв.м., в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, т.е. через Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области.
Судья. Подпись.
Копия верна. Судья: Е.Р. Карамова