УИД № 59RS0017-01-2022-001160-62
Дело № 2-869/2022
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 октября 2022 года г. Губаха
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ануфриевой С.В., при секретаре судебного заседания Мельниковой М.Б., с участием представителя истца Маркеловой Н.С., помощника прокурора Ильиной Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску Администрации Губахинского городского округа Пермского края к <ФИО>1 о возложении обязанности заключить соглашение о выкупе жилого помещения, прекращении права собственности на жилое помещение в связи с изъятием жилого помещения путем выкупа, признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образованием,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Губахинского городского округа <адрес> обратилась в суд с иском к <ФИО>1 о возложении обязанности заключить соглашение о выкупе жилого помещения по адресу: <адрес>, установить выкупную цену в размере ________________ руб., включающую в себя ________________ руб. стоимость жилого помещения, в том числе ________________ руб. – стоимость общедомового имущества с учетом доли в праве общей собственности на общедомовое имущество, ________________ руб. – стоимость доли в праве общей собственности на земельный участок, а также ________________ руб. – убытки причиненные собственнику в связи с изъятием жилого помещения, прекращении права собственности <ФИО>1 на жилое помещение по адресу: <адрес>, в связи с изъятием жилого помещения путем выкупа, признании права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, за муниципальным образованием Губахинский Городской округ Пермского края после полной оплаты выкупной цены.
Требования мотивированы тем, что собственником <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является <ФИО>1 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
На территории Губахинского городского округа Пермского края в 2019-2025 годах реализуется муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2019-2025 годы», утвержденная постановлением администрации городского округа «Город Губаха» от 22 мая 2019 года №539. Заключением МВК № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> Губахинского городского округа признан аварийным и подлежащим сносу и включен в указанную программу. Постановлением Администрации Губахинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № жилые помещения в многоквартирном <адрес> и земельный участок (кадастровый №) под указанным многоквартирным домом изъяты для муниципальных нужд. ДД.ММ.ГГГГ в адрес <ФИО>1 направлено уведомление об изъятии жилого помещения а также проект соглашения о возмещении за жилое помещение. До настоящего времени ответчиком соглашение о выкупе жилого помещения не согласовано и не подписано.
В судебном заседании представитель истца Маркелова Н.С. доводы искового заявления поддержала.
Ответчик <ФИО>1 в судебное заседание не явился, о существе спора, дате, времени и месте судебного разбирательства извещался судом по адресу постоянной регистрации, ходатайств, возражений не представил, что в силу положений ст.ст. 113-117, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дает суду право рассмотреть дело без участия ответчика по представленным истцом доказательствам.
Судом, на основании ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определено рассмотреть иск в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства по правилам гл. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования обоснованными, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 – 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).
В ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:
а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Судом установлено и из материалов дела следует, что заключением МВК от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации Губахинского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № этот МКД включен в перечень аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов под №. <ФИО>1 является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Постановлением администрации Губахинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в многоквартирных домах» предписано изъять для муниципальных нужд земельные участки (категории земель – земли населенных пунктов) и находящиеся в частной собственности жилые помещения в многоквартирных домах согласно приложению. В приложении к постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ № – Перечне земельных участков и жилых помещений, подлежащих изъятию у собственников указано, в том числе под № жилое помещение, общей площадью 61,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> кадастровым номером ________________.
Истцом в адрес <ФИО>1 (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо о заключении с истцом соглашения о выкупе жилого помещения, которое было вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ согласно отчету об отслеживании почтового отправления ШПИ №, однако по настоящее время ответчик в адрес истца не обращался, соглашение до сих пор не заключено.
Указанные обстоятельства кроме объяснений представителя истца, подтверждаются письменными доказательствами: заключением МВК № от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № №; договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Администрации Губахинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением, постановлением Администрации Губахинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии для муниципальных нужд зеемельных участков и жилых помещений в многоквартирных домах» с приложением, уведомлением об изъятии жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, проектом соглашения о возмещении за жилое помещение, отчётом об оценке №Р-45 по определению размера возмещения в связи с изъятием для муниципальных нужд жилого помещения с кадастровым номером № по адресу <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; адресно-справочной информацией ОВМ МО МВД России «Губахинский».
Установив изложенные выше обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный, конкретный механизм защиты прав собственников при переселении их из аварийного жилого помещения. Разрешение вопросов, в том числе, о размере возмещения за изымаемое жилое помещение, достигается путем соглашения сторон о его выкупе.
Из содержания приведенных норм права и правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14, следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится в рамках определенной процедуры, которая, в данном случае, как установлено судом, была соблюдена. Однако собственник изымаемого жилого помещения по вопросу его изъятия, заключения соглашения и выплате выкупной цены, в орган местного самоуправления по настоящее время не обращался.
При таких обстоятельствах имеются основания для заключения между сторонами соглашения о выкупе изымаемого жилого помещения, а равно и понуждению ответчика к его заключению, поскольку реализация программы по переселению из аварийного жилья ограничена установленными сроками, следовательно, уклонение ответчика от заключения такого соглашения нарушает права истца как органа местного самоуправления, на исполнение указанной муниципальной программы, в том числе в части ее финансирования и своевременной реализации.
При этом, суд отмечает, что избранный истцом способ защиты права одновременно не нарушает прав ответчика в части выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение вместо предоставления иного жилого помещения, поскольку из материалов дела следует, что ответчик в спорном жилом помещении не проживает, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по настоящее время, где и получал от истца корреспонденцию.
Таким образом, исходя из положений статей 279 и 282 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым земельный участок и жилое помещение могут быть изъяты у собственника путем выкупа, в том числе путем подачи в суд иска о выкупе, при установленном судом по настоящему делу уклонении ответчика от добровольного заключения соглашения с истцом по предмету спора, заключение соглашения о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд является обязательным для ответчика.
Согласно п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Поскольку квартира, принадлежащая ответчику, включена в муниципальную программу по переселению граждан, в настоящее время ведется закрепленная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедура по изъятию у собственника жилого помещения, принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений дома, а соглашение с ответчиком о предоставлении другого жилого помещения, либо выплате выкупной цены не достигнуто, то возлагаемая на ответчика обязанность по заключению с истцом соглашения о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд является абсолютной.
Следует отметить, что выплата ответчику выкупной цены в данном рассматриваемом случае является обязанностью истца, а предоставление другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену его правом.
Разрешая заявленные требования о размере выкупной цены за изымаемое у ответчика жилое помещение, суд принимает во внимание отчет об оценке ООО «________________» № от ДД.ММ.ГГГГ по определению размера возмещения в связи с изъятием для муниципальных нужд жилого помещения по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому размер возмещения составляет ________________ руб., в том числе за жилое помещение ________________ руб. (в том числе общедолевое имущество с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество ________________ руб. и земельный участок на котором расположен дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество ________________ руб.) и убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием ________________ руб.
Суд признает данное заключение объективным, достоверным и допустимым доказательством по делу, поскольку оно отвечает вышеприведенным требованиям ст. 32 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным по настоящему делу, принимая во внимание, что дом, в котором находится принадлежащее ответчику жилое помещение, 1952 года постройки, имеет большой физический износ, признан аварийным и подлежащим сносу, что следует из заключения межведомственной комиссии.
Поскольку каких-либо других доказательств, которыми суд мог бы руководствоваться при определении выкупной цены за изымаемое у ответчика жилое помещение суду не представлено, суд по своему внутреннему убеждению, руководствуясь принципом разумности и объективности, находит достоверным и не вызывающим у суда сомнений расчет выкупной цены, произведенный ООО «________________», а сам размер выкупной цены равноценным и справедливым возмещением ответчику.
Изъятие жилого помещения у собственника путем выкупа представляет собой переход права собственности на него в государственную и муниципальную собственность, что соответственно, влечет за собой прекращение права собственности на жилое помещение за одним лицом и возникновения права на помещение у иного лица.
Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1).
В силу ч.1 ст.35 ЖК РФ в связи с принятием решения о выкупе жилого помещения, право пользования спорным жилым помещением у прежнего собственника прекращается.
В силу п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на выкупаемое имущество переходит муниципальному образованию Губахинский Городской округ Пермского края после полной оплаты выкупной цены.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих записей о прекращении права собственности за предыдущим собственником и государственной регистрацией права собственности за муниципалитетом.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск администрации Губахинского городского округа Пермского края удовлетворить.
Обязать <ФИО>1 заключить с Администрацией Губахинского городского округа Пермского края соглашение о выкупе принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ________________ кв.м., кадастровый №, по выкупной цене в размере ________________ руб.
Прекратить право собственности <ФИО>1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> за Муниципальным образованием Губахинский Городской округ Пермского края после полной оплаты выкупной цены.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Губахинский городской суд в течение 7 дней со дня вручения копии заочного решения в окончательной форме.
Заочное решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 13 октября 2022 года.
Председательствующий: С.В.Ануфриева