Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-850/2022 от 10.08.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

№ 21-850/2022

г. Уфа                                                                                        29 августа 2022 г.

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахметов М.Ф.,

при секретаре судебного заседания Ширшовой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Башжилиндустрия Плюс» Уралева В.В. на постановление главного государственного инспектора г. Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Мухаметзянова Р.Р. № 50 от 08 февраля 2022 г. и решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 04 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Башжилиндустрия Плюс»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного государственного инспектора г. Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору (далее – должностное лицо) Мухаметзянова Р.Р. № 50 от 08 февраля 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от                                04 июля 2022 г., общество с ограниченной ответственностью «Башжилиндустрия Плюс» (далее - ООО «Башжилиндустрия плюс», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 181 500 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, директор ООО «Башжилиндустрия плюс» Уралев В.В. подал в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит их отменить, приводя доводы об их незаконности.

        Законный представитель ООО «Башжилиндустрия плюс», защитник Общества Устинова А.В., представитель Стерлитамакского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан на рассмотрение жалобы не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно, надлежащим образом. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобы в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании защитник Общества Прокофьев А.В. жалобу поддержал, просил удовлетворить.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившееся лицо, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Из ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Положения Федерального закона 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

Пункт 7 Правил содержания общего имущества установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, системы дымоудаления, системы автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода.

В соответствии с пп. е п. 11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

В силу п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России № 170 от 27 сентября 2003 г. (далее - Правила N 170), рассматривает управление жилищным фондом как часть технической эксплуатации жилищного фонда, которая включает в себя собственно управление (организация эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами), а также техническое обслуживание, ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий и санитарное содержание.

Как усматривается из материалов дела, 18 января 2022 г. в ходе проведения внеплановой выездной проверки государственным инспектором г. Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО, согласованной с прокуратурой г. Стерлитамака, на основании решения начальника Стерлитамакского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Мухаметзянова Р.Р. №... от 24 декабря 2021 г., в отношении объекта защиты - здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адрес, обслуживание которого, согласно данным реестра объектов жилищного фонда Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, осуществляет управляющая компания - ООО «Башжилиндустрия плюс», установлены нарушения Обществом обязательных требований пожарной безопасности Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты», а именно:

    подъезд:

    - на дверях лестничных клеток отсутствуют приспособления для самозакрывания (ст. 4 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123 от 22 июля 2008 г.), п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от                               16 сентября 2020 г. № 1479);

    - на 1-ом этаже сняты двери в лестничной клетке, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (ст. 4 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 г., пп. д п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);

    - на 3-ем этаже в лестничной клетке допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией (ст. 4 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 г., пп. в п. 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);

    - в поэтажных коридорах этажей допускается размещение мебели и других предметов на путях эвакуации (шкафы, ель) (ст. 4 Федерального закона                    № 123 от 22 июля 2008 г., пп. ж п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);

    - в здании многоквартирного жилого дома (класс функциональной пожарной опасности - Ф 1.3) допускается выход на кровлю с лестничной клетки через люк с неизвестными показателями пожарной опасности (не представлены подтверждающие документы) (ст. 4 Федерального закона № 123 от                            22 июля 2008 г., п. 7.7 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты»);

     подъезд:

    - в помещении коридора 1-го этажа, в полу на путях эвакуации допускается перепад высот менее 45 см (фактически составляет 18 см) (ст. 4, ч. 2 ст. 53,               ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 г., п. 4.3.5 свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

    - в поэтажных коридорах этажей допускается размещение мебели и других предметов на путях эвакуации (ст. 4 Федерального закона № 123 от                         22 июля 2008 г., пп. ж п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);

    - на 2-ом этаже в лестничной клетке допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией (ст. 4 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 г., пп. в п. 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);

    - на дверях лестничных клеток отсутствуют приспособления для самозакрывания (ст. 4 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 г., п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);

            - на 1-ом этаже допускается хранение вещей под лестничным маршем (ст. 4 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 г., пп. к п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479).

По факту выявленных нарушений в отношении ООО «Башжилиндустрия плюс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, который соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и виновность ООО «Башжилиндустрия плюс» подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении №... от                             25 января 2022 г.; актом внеплановой выездной проверки №... от                                 18 января 2022 г. и другими доказательствами.

Достоверность и допустимость доказательств судьей городского суда проверены, им дана надлежащая правовая оценка.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО «Башжилиндустрия плюс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4                  КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению предписания по устранению выявленных нарушений.

Поскольку юридическим лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения требований пожарной безопасности, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Башжилиндустрия плюс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Перечисленные выше нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ООО «Башжилиндустрия плюс», могли привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО «Башжилиндустрия плюс» к исполнению своих обязанностей, возложенных на него законодательством.

При этом довод о том, что не истек срок для устранения выявленных нарушений, установленных выданным Обществу предписанием 196/1, не свидетельствует о необоснованном привлечении к административной ответственности, поскольку именно в связи с выявлением в ходе проверки указанных нарушений Общество обоснованно привлечено к ответственности. Кроме того, ему выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Факт выдачи обязательного для исполнения предписания не освобождает Общество от ответственности за допущенные нарушения правил пожарной безопасности, неисполнение же предписания к установленному в нем сроку может в будущем являться основанием для привлечения к административной ответственности именно за неисполнение предписания.

    При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.

Административное наказание ООО «Башжилиндустрия плюс» назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора г. Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Мухаметзянова Р.Р. № 50 от 08 февраля 2022 г. и решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 04 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Башжилиндустрия Плюс» оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Башжилиндустрия Плюс» Уралева В.В. - без удовлетворения.

    Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан                                    М.Ф. Ахметов

Справка: судья: Гаязова А.Х.

21-850/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Башжилиндустрия плюс"
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Ахметов Муллахмет Файрушович
Статьи

ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vs--bkr.sudrf.ru
11.08.2022Материалы переданы в производство судье
29.08.2022Судебное заседание
13.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2022Дело оформлено
13.09.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее