Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-506/2021 ~ М-468/2021 от 26.04.2021

дело № 2-506/2021

11RS0019-01-2020-000966-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Кослан 19 мая 2021 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Калининой А.В., с участием помощника прокурора Удорского района Нестеровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Удорского района в интересах Махотина В.В. к администрации МР «Удорский» о признании постановления от 17.02.2021 №150 незаконным, и признании права в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям

установил:

прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах Махотина В.А., в обоснование которого указал, что, обратившись в администрацию МР «Удорский» с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Махотин В.А. получил отказ на том основании, что им не представлены документы содержащие сведения о его регистрации по месту жительства период с 09.07.1992 по 09.07.1993. В то же время в учетном деле имеются документы, подтверждающие факт проживания Махотина В.В. на территории приравненной к районам Крайнего Севера в спорный период времени. Так с 10.07.1992 по 09.07.1993 он работал трактористом-машинистом Муфтюжской бригады Чупровского отделения совхоза «Вашкинский» на территории Удорского района, при этом с 10.07.1992 зарегистрирован в деревне Муфтюга Удорского района. В связи с чем, прокурор просил признать постановление руководителя администрации МР «Удорский» от 17.02.2021 № 150 об отказе Махотину В.В. в постановке на указанный учет граждан незаконным и необоснованным, и признать за Махотиным В.В. право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды», включив его в список граждан, претендующих на получение этой жилищной субсидии, с датой постановки на учет с 27 января 2021 года.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, полагал, что представленными документами право истца на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей подтверждено в полном объеме.

Истец Махотин В.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, и рассмотреть дело в его отсутствии.

Ответчик администрация МР «Удорский», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла, своего представителя не направила. В письменном отзыве просила суд в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку заявителем не представлена справка, содержащая сведения о регистрации заявителя по месту жительства на период с 09.07.1992 по 09.07.1993, в связи с чем условия определенные для постановки на учет Махотина В.В. не выполнены.

Третье лицо Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в письменном заявлении просило рассмотреть дело без участия их представителя, при этом указало, что предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.20102 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, проживающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879. В статье 1 Федерального закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Как следует из иска Махотину В.В, отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с непредставлением документов, содержащих сведения о регистрации по месту жительства в период с 09.07.1992 по 09.07.1993. Право Махотина В.В. состоять (или не состоять) на учете имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья может быть установлено в случае подтверждения (не подтверждения) его прибытия в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности до 01.01.1992 и непрерывного проживания в указанных районах по настоящее время.

Выслушав прокурора, учитывая мнение участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государством гарантированы равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство и создают условия для осуществления права на жилище.

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях, способствует удовлетворению их потребностей в жилье и позволяет таким гражданам решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлено Федеральным законом от 05.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон от 05.10.2002 № 125-ФЗ).

Порядок предоставления государственных жилищных сертификатов (социальных выплат) гражданам регламентируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: - в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.

В силу статьи 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Таким образом, приведенные нормы предусматривают возможность получения жилищной субсидии работающими гражданами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение). Для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) соответствующие документы.

Законом Республики Коми от 01.12.2015 №115-РЗ органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Коми в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, а именно, по осуществлению постановки на учет граждан Российской Федерации, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение, строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов.

Судом установлено, что Махотин В.В. 27 января 2021 года обратился в администрацию МР «Удорский» с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья,

Постановлением руководителя администрации МР «Удорский» от 17.02.2021 № 150 Махотину В.В. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с несоответствием гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ о жилищных субсидиях гражданам, и непредставлением документов, указанных в п.п. «ж» пункта 9 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879.

Письмом руководителя администрации МР «Удорский» от 17.02.2019 № 331/01-27 Махотину В.В. сообщено, что причиной отказа в постановке на указанный учет стало непредставление заявителем документов, содержащих сведения о регистрации по месту жительства на период с 09.07.1992 по 09.07.1993.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из паспорта гражданина Российской Федерации 87 05 053837 выданного ОВД Удорского района Республики Коми от 22.12.2004 следует, что истец Махотин В.В., родился <Дата> в <Адрес> Коми АССР.

Согласно справке администрации ГП «Чупрово» от 15.02.2021 № 26 Махотин В.В. был зарегистрирован по месту жительства в д. <Адрес> Республики Коми в период с 07.07.1981 по 28.02.1989, с 10.07.1993. В связи с присвоением номера дома зарегистрирован по месту жительства по адресу: <Адрес>, с 06.09.2005 и проживает по настоящее время.

По справке администрации СП «Важгорт» от 15.02.2021 № 91 Махотин В.В. был зарегистрирован в д. Важгорт Удорского района Республики Коми в период с 10.03.1989 по 08.07.1992. Эти же сведения подтверждены записями в домовой книге граждан.

Жилое помещение по адресу: <Адрес>, д. Муфтюга, <Адрес> находится в собственности Махотина В.В. на основании договора купли-продажи от 23.09.1985.

Согласно справке миграционного пункта ОМВД России по Удорскому району Республики Коми Махотин В.В., <Дата> г.р. зарегистрирован по месту жительства с 10.07.1992 г. по адресу: <Адрес>, д. Муфтюга, <Адрес>.

В письме руководителя администрации МР «Удорский» от 17.02.2019 № 331/01-27 Махотину В.В. сообщено, что не представлены документы о его проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 09.07.1992 по 09.07.1993. Таким образом, позиция ответчика сводится к тому, что отсутствуют документы о проживании истца в Удорском районе в указанный период, что явилось основанием органу местного самоуправления отказать истцу в постановке на указанный учет граждан.

В то же время в соответствии с трудовой книжкой АТ-II №3465329 на имя Махотина В.В. в период с 10.07.1992 по 23.07.1996 он работал трактористом-машинистом Муфтюжской бригады Чупровского отделения совхоза «Вашкинский» на территории Удорского района, а также был зарегистрирован в деревне Муфтюга Удорского района Республики Коми с 10.07.1992 года, что подтверждается домовой книгой, сведениями миграционного пункта ОМВД Удорского района.

Приведенные сведения подтверждают то обстоятельство, что истец в спорный период постоянно работал на территории Удорского района, и соответственно проживал в Удорском районе на территории местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Сведений об обратном не представлено, под сомнение указанные обстоятельства не поставлены, и судом таких сведений не установлено.

Суд считает, что решение администрации МР «Удорский» от 17.02.2021 противоречит нормам действующего законодательства и опровергается соответствующими доказательствами.

По справке МСЭ-2018 №1591562 Махотину В.В., <Дата> г.р. с 19.12.2019 установлена инвалидность, первая группа, на срок 01.01.2022, дата очередного освидетельствования 01.12.2021.

По сведениям ГУ-УПФР в Усть-Вымском районе о состоянии индивидуального лицевого счета №023-454-108 12 застрахованного лица Махотина В.В., общая продолжительность его страхового стажа составляет 34 года, продолжительность периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 27 лет 2 месяца 27 дней.

Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, определяются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 №12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029» (с последующими изменениями и дополнениями). Приведенными нормативными актами Удорский район Коми АССР отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера с 03.01.1983.

Судом установлено, что проживание Махотина В.В. в период до 01.01.1992 и после этой даты, и последующая его работа в районах, приравненных к местностям Крайнего Севера не менее пятнадцати календарных лет, как того требуют положения закона, нашли свое полное подтверждение.

Отсутствие у Махотина В.В. жилья на праве собственности в других регионах Российской Федерации подтверждено материалами учетного дела на имя истца и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах на объекты недвижимого имущества.

Иных оснований для отказа в постановке Махотина В.В. на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья с использованием государственного жилищного сертификата - жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ судом не установлено. Истец подпадает под категорию граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с указанным Федеральным законом. За истцом должно быть признано право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды», с включением его в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет с 27 января 2021 года, то есть со дня его обращения в орган местного самоуправления, а постановление руководителя администрации МР «Удорский» от 17.02.2021 № 150 об отказе в постановке на указанный учет суд признает незаконным и необоснованным.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, которое может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Данное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая обеспечение права на жилище.

Поскольку отказ в постановке Махотина В.В. на жилищный учет нарушает его социальные и жилищные права, в связи с чем, он обратился к прокурору с письменным заявлением, исковое заявление прокурором правильно подано в интересах истца.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ судом принимается решение по заявленным исковым требованиям.

При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования суд находит обоснованными, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Положениями статьи 333.36. Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

При обращении в суд прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины. Поскольку ответчик также освобожден от уплаты госпошлины, его взыскание в рассматриваемом случае законом не предусмотрено.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Удорского района в интересах Махотина В.В. к администрации МР «Удорский» о признании постановления от 17.02.2021 №150 незаконным, и признании права в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, удовлетворить.

Признать постановление руководителя администрации муниципального района «Удорский» от 17 февраля 2021 года №150 об отказе Махотину Валерию Вячеславовичу в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, необоснованным и незаконным.

Признать за Махотиным В.В. право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по категории «инвалиды», включив Махотина В.В., в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, с момента обращения, то есть с 27 января 2021 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе Кослан Удорского района Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 17 часам 30 минутам 26 мая 2021 года.

2-506/2021 ~ М-468/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черкасов Александр Геннадьевич
Махотин Валерий Вячеславович
Ответчики
Администрация МР "Удорский"
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Жданов Алексей Николаевич
Дело на странице суда
uwsud--komi.sudrf.ru
26.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2021Передача материалов судье
26.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2022Дело оформлено
27.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее