Судья: Сурков В.П. Гр. дело 33-6663/2023
(№ 2-43/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Навроцкой Н.А.,
судей Топтуновой Е.В., Евдокименко А.А.
при помощнике судьи Давыдовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО «ЭкоСтройРесурс» на решение Ленинского районного суда г. Самары от 08.02.2023, которым постановлено:
«Иск ООО «ЭкоСтройРесурс» (ИНН:6316186232) – удовлетворить.
Взыскать с Локшина Д.В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт №, выдан ОУФМС России по Самарской области в Промышленном районе города Самары 09.12.2017 года) и Селиванова М.А. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт №, выдан ОУФМС России по Самарской области в Самарском районе города Самары 12.08.2017 года) в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность за оказанные услуги в размере 54 105 руб. 59 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 823 руб. 17 коп.»,
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Топтуновой Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к Локшину Д.В. и Селиванову М.А., в котором просило взыскать с ответчиков в свою пользу сумму основного долга за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 314 161 руб. 50 коп. за период с 01.01.2019 по 30.06.2021 года и расходы по уплате госпошлины в размере 6 342 руб.
В обоснование требований истец указал, что общество осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Самарской области.
В силу ст.425 Гражданского кодекса РФ условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим до даты заключения типового договора, то есть распространяют своё действие с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю, а именно с 01.01.2019 года.
Региональный оператор обязуется принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы в объёме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Ответчикам на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение площадью 1 452, 1 кв. м по адресу: <адрес>.
Потребитель ежемесячно, в полном объёме, в безналичной форме оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
С 01.01.2019 года региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их обращение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО. Услуги по обращению с ТКО оказаны региональным оператором надлежащим образом, в адрес потребителя выставлены универсальные передаточные документы на оплату услуг по обращению с ТКО, однако они не оплачены.
Задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 года по 30.06.2021 года составляет 314 161 руб. 50 коп.
С целью досудебного урегулирования спора обществом в адрес ответчиков направлена претензия с требованием оплатить задолженность, которая оставлена без удовлетворения.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Указывает, что является незаконным и необоснованным вывод суда об освобождении ответчиков от оплаты за коммунальные услуги в отношении части объекта недвижимости, принадлежащего ответчикам на праве собственности и не переданного в аренду.
В заседании судебной коллегии представитель истца ООО «ЭкоСтройРесурс» Мощук Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков Самохвалова Ю.В. ( по доверенности) просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения, указав, что в связи установлением соответствующего зоосанитарного статуса (компартмента) препятствует использованию истцами оставшейся части здания и соответственно в ней не ведется хозяйственная деятельность и не образуются твердые коммунальные отходы. Ответчики не используют здание, а сдали его в аренду, нарушений в использовании здания не имеется, предписание связано не с нарушением статуса компартмента, а с нарушением взятия санитарных проб.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК ФР) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со статьей 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона (часть 2 статьи 330 ГПК РФ).
Такие нарушения допущены судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в прогрессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму.
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утверждённые постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года №641».
Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребителями ТКО с региональным оператором и оплаты соответствующих услуг предусмотрена статьями 24.6 и 24.7. Федерального Закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.4 Правил обращения с ТКО, утверждённых Постановлением Правительства №1156.
В соответствии со ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.30 Жилищного кодекса РФ собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года №641».
В силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения.
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг.
Стороны производят учёт объёма (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учёта объёма и (или) массы ТКО, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 года №505 «Об утверждении правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов».
Под расчётным периодом понимается календарный месяц.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утверждённого министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в установленном законом порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Материалами дела установлено, что истец на основании соглашения с Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Самарской области.
В силу положений абз. 1, 2 п. 8(17) Правил №1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 года извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия Соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора и текст типового договора.
Во исполнение абз. 1, 2 п. 8 (17) Правил №1156 региональным оператором опубликовано предложение о заключении и типовой договор для потребителей на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 года, а также посредством публикации в газете «Волжская коммуна» №343 (30578) от 25.12.2018 года.
Таким образом, региональный оператор путем размещения предложения о заключении договора и текста типового договора в газете «Волжская коммуна» и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» исполнил обязанность, предусмотренную федеральным законодательством РФ, по направлению всем потребителям Самарской области предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проекта такого договора.
В соответствии с абз.3, 4 п. 8(17) Правил №1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил №1156. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п. 8(12) Правил №1156, в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8(10) Правилами РФ № 1156.
В соответствии с п. 8 (15) Правилами №1156, в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правилами №1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правилами № 1156.
Согласно сведениям из ЕГРН, Локшин Д.В. и Селиванов М.А. являются собственниками нежилого здания площадью 1 452, 1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, по 1\2 доле, каждый, соответственно.
В установленный правилами №1156 срок заявка от ответчиков не поступила.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО № направлен ответчикам ДД.ММ.ГГГГ, однако, они данный договор не подписали, возражения и замечания в адрес регионального оператора не направили, в суд за урегулированием разногласий по договору не обращались.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Локшиным Д.В. и Селивановым М.А., с одной стороны, и ПО «Алакаевский мясокомбинат» с другой, заключен договор аренды нежилого помещения - общей площадью 1452,1 кв. м (из них торговая площадь составляет 18 кв. м), расположенного по адресу: <адрес>.
На основании данного договора аренды 26.12.2019 года между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ПО «Алакаевский мясокомбинат» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО №ТКО-14884.
В силу п. 2, 3, 4 договора, его предметом является оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО в объеме и месте (площадке) накопления ТКО, которые определены в приложении №1 к настоящему договору.
Согласно приложению №1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО от 26.12.2019 года №№ региональный оператор оказывает услуги по обращению с ТКО, образовавшихся на объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 1452,1 кв. м.
12.02.2020 года ПО «Алакаевский мясокомбинат» направило в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» протокол разногласий к договору от 26.12.2019 года №№ согласно которому объем принимаемых ТКО в месяц составляет 0,967 куб. м, а ТКО образуются от деятельности магазина площадью 10 кв. м. На оставшейся части площади нежилого здания - цеха по переработке плодов площадью 1452,1 кв. м, кадастровый № ПО «Алакаевский мясокомбинат» ведет деятельность по убою свиней, от которой ТКО не образуются, а образуются биоотходы. Договор на утилизацию биоотходов заключен с ООО «Малышевское» (договор от ДД.ММ.ГГГГ года№).
На основании данного протокола разногласий между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ПО «Алакаевский мясокомбинат» подписано дополнительное соглашение №1 к договору №№, согласно которому стороны согласились внести изменение в приложение №1 к договору №№.
Согласно приложению №1 к дополнительному соглашению от 18.08.2020 года№1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО №№ региональный оператор оказывает услуги по обращению с ТКО, образовавшихся на объектах недвижимого имущества, расположенных по адресу: продуктовый магазин, цех по переработке мясной продукции и склад, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 1452,1 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ПО «Алакаевский мясокомбинат» подписано дополнительное соглашение №2.
Согласно приложению №1 к дополнительному соглашению №2 объектом недвижимости определен продуктовый магазин (аренда 285 кв. м из общей площади 1 452, 1 кв. м; цех по переработке мясной продукции (аренда 285 кв. м из общей площади 1 452, 1 кв. м.)
Установлено, что обязанность по оплате услуг ООО «ЭкоСтройРесурс» по договору на оказание услуг по обращению с ТКО №№ от ДД.ММ.ГГГГ года по внесению платы за 285 кв. м ПО «Алакаевский мясокомбинат» исполняется надлежащим образом.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23.07.2010 года №258 утверждены Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства.
Согласно пунктам 13, 3 и 13.3.1 Правил к компартменту III относятся хозяйства, соответствующие критериям, перечисленным в пункте 13.2 настоящих Правил, а также следующим критериям:
а) в хозяйства не завозятся и в течение 6 месяцев до посещения хозяйств, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил, не завозились свиньи из компартментов I и II (включая генетический материал и временный ввод свиней для любых целей);
б) хозяйства не связаны и в течение 6 месяцев до посещения хозяйств, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил, не были связаны с компартментами I и II технологически (транспорт, персонал, тара, ветеринарные специалисты и т.д.), за исключением поставки из данного хозяйства в хозяйства компартмента II свиней и генетического материала свиней;
в) исключена возможность контактирования работников хозяйств с домашними и (или) дикими свиньями или посещение работниками хозяйств, относящихся к компартментам I и II;
г) выгул свиней вне животноводческих помещений хозяйств не осуществляется;
д) в радиусе 500 метров отсутствуют хозяйства, относящиеся к компартментам I и II;
е) производственные строения хозяйств защищены от проникновения животных (включая птиц), атмосферных осадков и грунтовых вод;
ж) не осуществляется посещение производственных помещений хозяйств лицами (включая специалистов в области ветеринарии и должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), контактировавшими в течение 2 недель, предшествующих посещению хозяйств, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил, с домашними и (или) дикими свиньями (включая посещение охотничьих хозяйств, участие в охоте на диких свиней), посещавшими хозяйства, относящиеся к компартментам I и II, эпизоотические очаги, или участвовавшими в проведении противоэпизоотических мероприятий, направленных на ликвидацию заразных болезней свиней;
з) вход в производственные помещения хозяйств осуществляется с полной сменой одежды и обуви;
и) в корм животным хозяйств используются исключительно корма и кормовые добавки, подвергнутые стерилизующей обработке, термообработке (гранулированию);
к) в хозяйствах осуществляется учет поступивших кормов с указанием их изготовителя и режимов приготовления;
л) в хозяйствах учитываются все ветеринарные мероприятия и процедуры, проводимые со свиньями;
м) до посещения хозяйств, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил, среди поголовья хозяйств не было случаев возникновения следующих заразных болезней свиней: африканская чума свиней - в течение последних 12 месяцев; классическая чума свиней - в течение последних 12 месяцев; везикулярная болезнь - в течение последних 12 месяцев; трансмиссивный гастроэнтерит - в течение последних 2 лет;парвовирусная инфекция - в течение последних 12 месяцев; ящур - в течение последних 12 месяцев; бруцеллез - в течение последних 6 месяцев; трихинеллез - в течение последних 6 месяцев; лептоспироз - в течение последних 3 месяцев;
н) исключена возможность проноса персоналом, работающим в хозяйстве, на территорию предприятия пищевых продуктов;
о) за каждой (технологической) группой животных, содержащихся на одной производственной площадке, закрепляется штат ветеринарных специалистов и персонала по уходу за животными;
п) в хозяйстве проводится идентификация животных.
К компартменту III относятся хозяйства, отнесенные к компартменту III до установления в них ограничительных мероприятий (карантина) в связи с возникновением африканской чумы свиней, соответствующие следующим критериям:
а) в хозяйствах был проведен комплекс мероприятий, предусмотренных Ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней;
б) с момента отмены ограничительных мероприятий (карантина), установленных в хозяйствах в связи с возникновением африканской чумы свиней, прошло не менее 8 месяцев;
в) в хозяйствах проведен биологический контроль животных в соответствии с пунктом 41 Ветеринарных правил;
г) установлены и устранены причины заноса вируса африканской чумы свиней в хозяйство и приняты меры по недопущению такого заноса в будущем.
Пунктом 14.3 Правил предусмотрено, что к компартменту III относятся хозяйства, соответствующие критериям, перечисленным в пункте 14.2 настоящих Правил, а также следующим критериям:
а) не осуществляется и в течение 3 месяцев до посещения хозяйств, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил, не осуществлялся убой свиней, выращенных в хозяйствах, указанных в пунктах 13.1 и 13.2 настоящих Правил;
б) транспорт не используется и в течение 3 месяцев до посещения хозяйств, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил, не использовался для перевозки свиней, выращенных в хозяйствах, указанных в пунктах 13.1 и 13.2 настоящих Правил;
в) хозяйства не связаны с компартментами I, II технологически (транспорт, персонал, тара, ветеринарные специалисты и т.д.);
г) исключена возможность контактирования работников хозяйств с домашними и (или) дикими свиньями или посещение работниками хозяйств, относящихся к компартментам I, II;
д) территория хозяйств огорожена способом, исключающим проникновение диких животных;
е) в радиусе 500 метров отсутствуют хозяйства, указанные в пунктах 13.1, 13.2 настоящих Правил;
ж) на территорию хозяйств не осуществляется вход посторонних лиц и въезд постороннего транспорта;
з) не осуществляется посещение производственных помещений хозяйств, в которых содержатся свиньи, лицами (включая специалистов в области ветеринарии и должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), контактировавшими в течение 2 недель, предшествующих посещению хозяйств, предусмотренному пунктами 4, 10 настоящих Правил, с домашними и (или) дикими свиньями (включая посещение охотничьих хозяйств, участие в охоте на диких свиней), посещавшими хозяйства, относящиеся к компартментам I и II, эпизоотические очаги, или участвовавшими в проведении противоэпизоотических мероприятий, направленных на ликвидацию заразных болезней свиней.
По информации о компартментализации, предоставленной Департаментом ветеринарии Самарской области, ПО «Алакаевский мясокомбинат» с 03.06.2019 года обладает зоосанитарным статусом (компартмент) III уровня.
Оценив данные обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ПО «Алакаевский мясокомбинат», как арендатор помещений площадью 285 кв. м, при общей площади здания составляющей 1 452, 1 кв. м, обладает зоосанитарным статусом (компартмент) III уровня, то в помещениях, не предоставленных арендатору, на законных основаниях, не может осуществляться какая-либо иная хозяйственная деятельность, соответственно не могут образовываться и отходы.
В связи с чем, суд указал, что в силу статуса арендатора, ответчики, как собственники всех принадлежащих им помещений площадью 1 452, 1 кв. м, фактически лишены возможности использовать оставшуюся часть помещений для какой-либо хозяйственной деятельности, с момента приобретения ПО «Алакаевский мясокомбинат» статуса компартмента, а именно с 03.06.2019 года, соответственно, при таких обстоятельствах, истец не мог оказывать ответчикам услуги по обращению с ТКО в течение всего юридически значимого периода, а именно с 01.01.2019 года по 30.06.2021 года.
Частично удовлетворяя исковые требования за период с 01.01.2019 года по 02.06.2019 года, включительно, суд исходил из того, что фактически истцом в этот период ответчикам оказывались услуги исходя из площади всего принадлежащего им помещения площадью 1 452, 1 кв. м до момента приобретения ПО «Алакаевский мясокомбинат» статуса компартмента, однако данный период ответчиками не оплачен.
Принимая во внимание предусмотренную нормативными документами формулу расчёта, исходя из расчётного периода, составляющего календарный месяц, суд пришел к выводу, что за указанный период истцом ответчикам оказаны услуги на сумму 54 105 руб. 59 коп., которую суд взыскал с ответчиков в пользу истца.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу ст. ст. 210 и 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно разъяснениям в ответе на вопрос № 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015) утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015 указано: «Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В силу абзаца второго п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми или соглашением сторон.
В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснено, что отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 6 ГКРФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения. Собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в права общей собственности на общее имущество здания; при этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в ЕГРН (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17.05.2022 № 88 11075/2022 по делу № 2-1242/2021).
Таким образом, собственник помещения нежилого здания обязан нести расходы как на содержание принадлежащего ему помещения, так и на содержание общего имущества в нежилом здании соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
При этом согласно п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Услуга по обращению с ТКО является коммунальной услугой и при ее оказании применяются нормы права, регулирующие оказание коммунальных услуг собственникам как жилых, так и нежилых помещений.
ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (п. 2 ст. 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
Арендатор нежилого помещения ПО "Алакаевский Мясокомбинат" отказался заключать договор с Региональным оператором и не признает задолженность, образовавшуюся за оказанные услуги на оставшуюся площадь нежилого помещения (1167 кв.м.).
В материалы дела не приложены доказательства, подтверждающие переход на арендатора помещения обязанности по заключению договора с Региональным оператором и оплате коммунальной услуги за весь объект недвижимости.
Представленная ответчиками копия Договора безвозмездного пользования имуществом не возлагает на третье лицо ПО "Алакаевский Мясокомбинат" обязательств по несению расходов по оплате коммунальных платежей.
Таким образом, обязанность по оплате коммунальных услуг в отношении спорного нежилого помещения лежит на собственниках помещения.
Кроме того, действующее законодательство не возлагает на Регионального оператора бремя доказывания факта оказания коммунальных услуг по обращению с ТКО.
Договор оказания услуг по обращению с ТКО обладает признаками абонентского договора, в связи с чем, отсутствие доказательств фактического оказания Региональным оператором услуг в материалах дела не может являться препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не потребовал исполнения.
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения, равным образом, невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае не востребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ, пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»).
По смыслу раздела 1(1) Правил № 1156 инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения абонентской платы региональному оператору, во-вторых, также и не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем.
Ответчики, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, не представили суду доказательств, подтверждающих факт неоказания и (или) ненадлежащего оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО за спорный период.
В связи с действием между сторонами спора типового договора, вывоз ТКО может быть осуществлен Региональным оператором исключительно с мест накопления ТКО, надлежащим образом включенных в Территориальную схему, Согласно нормам действующего законодательства, единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, порядок составления которого содержится в разделе VI типового Договора оказания услуг по обращению с ТКО.
Аналогично требованиям раздела VI типового договора, содержится и в Договоре № № от ДД.ММ.ГГГГ и предусматривает, что отсутствие со стороны Потребителя в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документально подтвержденных возражений относительно объема и качества оказанных РО услуг по обращению с ТКО по настоящему договору, услуги считаются оказанными и подлежат оплате Потребителем в полном объеме.
Разделом VI типового договора предусмотрено, что в случае нарушений региональным оператором обязательств по настоящему договору, потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю.
При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото - и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Соответствующих актов ответчики в материалы дела не представили.
Доказательств невыполнения истцом своих обязанностей в рамках договора, путем составления и направления соответствующего акта истцу, а также в уполномоченный орган в порядке предусмотренном пунктами 16 и 20 договора, ответчики в материалы дела не представили, претензий о ненадлежащем качестве услуг не заявлено, равно как не представлено доказательств того, что отходы не вывозились, или вывозились самостоятельно ответчиком.
В случае отсутствия со стороны потребителя в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документально подтвержденных возражений относительно объема и качества оказанных Региональным оператором услуг по обращению с ТКО, услуги считаются оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме.
Таким образом, оказание Региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается.
Являются необоснованными доводы ответчиков и третьего лица о том, что в результате деятельности ПО "Алакаевский Мясокомбинат" образуются отходы только биологические и иные отходы отсутствуют, поскольку любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере: 498,47 руб./м3 (без учёта НДС) или 598,16 руб./м3 (с учётом НДС).
Согласно п. 8(18) Правилами №1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчётный период исходя из цены заключённого договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Судебной коллегией проверен расчет задолженности, представленный истцом.
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО произведен истцом согласно формуле:
1167,1 м2 * 0,18 куб.м/год * 1/12 * 598,16 руб./м куб. = 10 472,05 руб. в мес.
10 472,05 руб. в мес. - сумма ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО.
10 472,05 руб. в мес. * 30 количество месяцев = 314 161 руб. 50 коп. сумма задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО.
Данный расчет признается судебной коллегией арифметически верным, основанным на требованиях норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Решение суда первой инстанции подлежит изменению с постановлением нового решения об удовлетворении иска в полном объеме.
С учётом положений ст.98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины, пропорционально удовлетворённым требованиям, в размере 6342 руб.
Согласно ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, кроме того, выводы суда первой инстанции изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии с п.п. 3 и 4 ч. 1, п.п. 2 и 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции, удовлетворив иск в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 08.02.2023 изменить, изложить его резолютивную часть следующим образом.
«Иск ООО «ЭкоСтройРесурс» (ИНН:6316186232) – удовлетворить.
Взыскать с Локшина Д.В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт №, выдан ОУФМС России по Самарской области в Промышленном районе города Самары 09.12.2017 года) и Селиванова М.А. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт №, выдан ОУФМС России по Самарской области в Самарском районе города Самары 12.08.2017 года) в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность за оказанные услуги в размере 314 161 руб. 50 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 6342 руб.»
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: