УИД 63RS0039-01-2023-000604-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2023 г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Турбиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Воробей В. В.ча к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по <адрес> о включении периодов в страховой стаж, назначении страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с заявленными исковыми требованиями к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по <адрес> о назначении страховой пенсии, указав, что решением ГУ ОПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемой величины ИПК не ниже 21. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит суд обязать ответчика включить истцу в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с момента возникновения с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца Ермакова М.С., действующая на основании ордера и доверенности исковые требования поддержала, дала, пояснения, аналогичные, изложенным выше, настаивав на удовлетворении иска.
Представитель ответчика Севастьянова В.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 3 года исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Основания и порядок назначения и перерасчета размера страховых пенсий по старости установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ между государствами - участниками СНГ (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", ст. 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ УПФ РФ г.о. Самара с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включении в страховой стаж периодов работы из-за отсутствия требуемой величины ИПК 21. Документально подтвержденный страховой стаж истца на дату обращения составляет №.
Согласно сведениям трудовой книжке, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал столяром 4 разряда в цехе №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принят в члены кооператива «Гамма» художником –дизайнером, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал столяром 4 разряда в ремонтно-строительном цехе в Первом рудоуправлении ПО Белорускалий», спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялись истцом на территории <адрес>.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Представленные стороной истца архивные справки подтверждают факт работы истца в спорные периоды на территории Республики Беларусь в указанных учреждениях и факт оплаты страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Аналогичное положение закреплено в абзаце 1 пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Абзацем 2 указанного пункта установлено, что при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Представленные истцом доказательства отвечают требованиям относимости допустимости доказательств (ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ), оснований не принимать их в качестве надлежащих доказательств у суда не имеется.
При этом каких-либо оснований полагать, что данные записи содержат неправильные или неточные сведения, не имеется.
Трудовая книжка работника является только документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, поэтому для правильного подсчета периодов работы, необходимо учитывать все представляемые документы.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что истец не является специалистом в области кадровой политики, самостоятельно записей в трудовую книжку не вносил, соответственно наступление неблагоприятных последствий, связанных с неправильным оформлением трудовой книжки работниками отдела кадров не должны ухудшать его положение в части включения периодов работы в общий страховой стаж, влияющий на определение его права, на пенсионное обеспечение и размер такового.
Именно на работодателе лежит обязанность не только по правильному и полному заполнению трудовых книжек, но и по хранению и учету их бланков, а потому ненадлежащее исполнение работодателем возложенных на него обязанностей не может являться основанием для ограничения пенсионных прав работника.
Неисполнение работодателем требований к оформлению трудовой книжки, выразившиеся в нечитаемости наименования организации на оттиске печати при увольнении не должно иметь негативных последствий для работника, и не может служить основанием для ограничения пенсионных прав истца.
На основании чего, представленная трудовая книжка является надлежащим доказательством, подтверждающим периоды трудовой деятельности истца на указанных в книжке предприятиях.
При этом факт работы истца и производимых отчислений подтверждается архивными справками и справкой о зарплате для начислении пенсии.
В материалах имеются необходимые документы, подтверждающие спорный период работы (страховой стаж) истца, в том числе на территории Республики Беларусь.
В силу статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, не включение заявленных стороной истца периодов нарушает ряд положений Конституции РФ, устанавливающих равенство всех граждан при предоставлении гарантий на социальное обеспечение.
Рассматривая заявленные истцом требования о включении периодов работы в страховой стаж, суд исходит из того, что факт работы истца в спорные периоды на территории Республики Беларусь подтвержден материалами дела, в том числе архивными справками компетентного органа.
Оценивая представленные выше доказательства, суд находит заявленные истцом требования законными и подлежащими удовлетворению, с включением в страховой стаж периодов отраженных истцом в уточненном иске, как документально подтвержденных.
В силу ч. 1 ст. 22 указанного выше закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем, со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2).
По смыслу приведенных положений закона пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии и представляющего все необходимые документы.
Учитывая достижение истцом установленного законом возраста, в соответствии с нормами ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ и наличии требуемого стажа при включении оспариваемых периодов, суд считает необходимым назначить истцу страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Воробей В. В.ча к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по <адрес> о включении периодов в страховой стаж, назначении страховой пенсии– удовлетворить.
Включить в страховой стаж Воробей В. В.ча, ДД.ММ.ГГГГ года рождения периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по <адрес> назначить Воробей В. В.чу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Турбина
Решение в окончательной форме изготовлено 21 июня 2023