Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1878/2019 ~ М-2079/2019 от 14.08.2019

                     Дело № 2-1878/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2019 года                                                                   г. Казань

Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи      Гордеевой О.В.,

при секретаре        Хафизовой Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску Растегаевой О. П. к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, об обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки,

УСТАНОВИЛ:

Растегаева О.П. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу и членам ее семьи в составе четырех человек было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отказ мотивирован пунктом 19 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в РТ, утвержденным постановлением Кабинета Министров РТ от 15 апреля 2005 года №190, с чем истец категорически не согласна, поскольку каких-либо намерений ухудшать жилищные условия у Растегаевой О.П. не было. При постановке на учет истец проживала по адресу: <адрес>, с семьей: мужем <данные изъяты> дочерью <данные изъяты> сыном <данные изъяты> Указанное жилое помещение площадью 65,7 кв.м. принадлежит с ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности истцу и <данные изъяты> в равных долях, следовательно на каждого члена семьи Растегаевой О.П. приходится по 16.42 кв.м. Между тем, ответчик ссылается на то, что ее супруг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>, соответственно прошло менее пяти лет для постановки истца с семьей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное жилое помещение принадлежит <данные изъяты> (тете супруга), однако <данные изъяты> членом ее семьи не является, совместно с ней не проживал, совместное хозяйство в ней не вел, соответственно ухудшить свои жилищные условия Растегаева О.П. не могла, в связи с чем обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебном заседании Растегаева О.П. требования уточнила, просила обязать ответчика поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ее и ее семью, в остальной части требования поддержала в полном объеме,

Представитель МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Правилами, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N 190 "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан" определены правила и порядок участия граждан Российской Федерации, являющихся жителями Республики Татарстан, зарегистрированных по постоянному месту жительства, с заявлением о постановке на учет предоставления жилых помещений в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства, определенными законодательством (по социальной ипотеке).

В соответствии с пунктом 3 данных Правил норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере 18 кв. м общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятий.

В силу пункта 5.1 Правил обязательным основанием постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки является то обстоятельство, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ указанной правовой нормы позволяет сделать вывод, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются умышленные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, в котором указано, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.

Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, в силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

По делу установлено, что распоряжением главы МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» от ДД.ММ.ГГГГ Растегаевой О.П. и членам ее семьи в составе четырех человек было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно пункту 19 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N 190 (заявители, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в системе социальной ипотеки не ранее пять лет со дня совершения указанных намеренных действий).

Разрешая исковые требования, суд считает их не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Пункт 2.2 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан определяет понятие нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки - как размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи.

Согласно пункту 2.3 Правил совокупный уровень обеспеченности общей площади в объектах жилых прав - суммарный размер общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых членами семьи по договору найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Из пункта 10 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан следует, что заявителю в постановке на учет отказывается в случае неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил и порядка, в соответствии с которым заявители, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в системе социальной ипотеки не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как следует из материалов дела квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 65,7 кв. м принадлежит на праве общей долевой собственности Растегаевой О.П. и <данные изъяты> что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Из пояснений истца следует, что <данные изъяты> проживал по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, что документально, относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждено.

Из выписки из домовой книги по адресу: <адрес> видно, что <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в жилом помещении, площадью 34,9 кв.м. по вышеуказанному адресу, где также была зарегистрирована <данные изъяты>, собственником квартиры является <данные изъяты>

После снятия с регистрации по указанному адресу, ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> зарегистрировался по адресу: <адрес>, общей площадью 65,7 кв.м., где совокупный уровень обеспеченности жилой площадью составляет более 19 кв. метров, с учетом площади по <адрес>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что снятие с регистрационного учета по адресу: <адрес> общей площадью 34,9 кв.м. и регистрация в жилом помещении по адресу: <адрес> общей площадью 65,7 кв.м. в данном конкретном случае свидетельствует о том, что были совершены действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не истек, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Растегаевой О. П. к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, об обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Московский районный суд г. Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Московского

районного суда г. Казани      О.В. Гордеева

2-1878/2019 ~ М-2079/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Растегаева Оксана Павловна
Ответчики
Администрация Кировского и Московского районов ИК г. Казани
Суд
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан
Судья
Гордеева Оксана Викторовна
Дело на странице суда
moskovsky--tat.sudrf.ru
14.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2019Передача материалов судье
19.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.09.2019Предварительное судебное заседание
07.10.2019Судебное заседание
10.10.2019Судебное заседание
11.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2019Дело оформлено
18.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее