Судья: Турбина Т.А. Гр. дело № 33-1509/2024 (33-15212/2023)
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-3575/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи Евдокименко А.А.,
судей Ереминой И.Н., Навроцкой Н.А.,
при помощнике судьи Ивановой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Митрофановой Т.А. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 октября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Митрофановой Т.А. к Социальному фонду по Самарской области об обязании обеспечения инвалида 1 группы техническими средствами реабилитации – оставить без удовлетворения.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ереминой И.Н., возражения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Казаковой С.В. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Митрофанова Т.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области (далее – ОСФР по Самарской области) об обязании обеспечения инвалида 1 группы техническими средствами реабилитации.
В обосновании своих требований указала, что осуществляет уход за инвалидом с детства 1 группы Митрофановой М.А. и является ее опекуном на основании постановления Администрации Автозаводского района г. Тольятти от 16.08.1999 года №3197-4/08.
Согласно ИПР от 17.07.2009 № 4224 Митрофанова М.А. обеспечивается «подгузники для взрослых, размер М», (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1800 г. из расчета 3 шт. в сутки, данным параметрам отвечают получаемые истцом подгузники марки Super Seni. С 2019 года по 2021 год истец получала подгузники марки Super Seni размером 75-110 см при норме 120 см, с конца 2021 года - 2022 год предоставление подгузников указанной марки прекращено и стали выдаваться подгузники марки Seni Standard, которые пользователю не подходят. От получения подгузников указанной марки истец отказалась и потребовала предоставить подгузники прежней марки. Ответчик расценил отказ истца от получения подгузников определенной марки как полный отказ от получения ТСР, прекратив выдачу подгузников.
Отделением фонда заключен государственный контракт от 27.12.2021 года на поставку подгузников для обеспечения инвалидов в 2022 году с ООО «ССР». В рамках данного контракта инвалиду Митрофановой М.А. выслано направление <данные изъяты> на получение подгузников в количестве 450 штук, в рамках которого закуплены подгузники марок Seni, Flamingo, Id Slim. Показанные Митрофановой М.А. подгузники Super Seni на 2022 не закупались.
Полагает, что отсутствие определенного вида закупок не может служить основанием для нарушения права инвалида на обеспечение в натуре необходимыми средствами реабилитации и его ограничения в получении требуемого ТСР с учетом особенностей заболевания, закупленные фондом подгузники марки Seni Standard не соответствуют ИПРА Митрофановой М.А. и не могут ей использоваться, сроки действия сертификата о происхождении товара и декларации о соответствии истекли в 2019 году и 2021 году соответственно, результаты лабораторных испытаний подгузников Seni Standard Air торговая марка Seni с влагопоглощением 1300 г необъективны, Митрофановой М.А. показаны подгузники с влагопоглощением не менее 1800 г для средней и тяжелой степени недержания паропроницаемые по всей поверхности под товарным знаком Seni. ИПР Митрофановой М.А. разработан на основании акта освидетельствования от 17.07.2009 года, согласно карте №4224 инвалид обеспечивается ТСР «Подгузники для взрослых, размер М (объем талии/бедер до 120 см) с полным влагопоглощением не менее 1800 г» из расчета 3 шт. в сутки.
В связи с многочисленными обращениями истца в фонд по факту не предоставления ТСР с характеристиками, не соответствующими ИПР инвалида, БСМЭ разработана ИПРА № 191.12.63/2023 с указанием рекомендованного средства реабилитации инвалида подгузники для взрослых размер Л (объем талии /бедер до 150 см) с полным влагопоглощением не менее 1450 г 3 штуки в сутки.
При обращении в БСМЭ № 12 с заявлением от 02.03.2023 года, в котором истец просила отменить <данные изъяты> и оставить действующим ИПР № 4224 от 17.07.2009 года, поскольку никаких медицинских показаний Митрофановой М.А. для внесения изменений в действующий ИПР не было, в связи с внесением изменений в ИПРА от 02.03.2023 года в части уточнения характеристик ТСР, разработана ИПРА № 191.12.63/2023 (2) И1 согласно протоколу проведения МСЭ гражданина № 266.12.63/2023/И1 от 23.03.2023 года. Характеристики ТСР изменены: показатель влагопоглощения подгузников изменен на 2000 г, при этом указано, что изменения внесены по заявлению опекуна от 02.03.2023 года. В настоящее время, подгузники требуемой характеристики не предоставляются.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, просит суд обязать ответчика обеспечить инвалида 1 группы Митрофанову М.А. техническими средствами реабилитации – подгузники для взрослых, размер М (объем талии/бедер до 120 см) с полным влагопоглощением не менее 1800 г из расчета 3 штуки в соответствии с ИПРА от 17.07.2009 № 4224, в том числе за период с 01.01.2022 года по дату вынесения решения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Митрофанова Т.А. просит отменить решение суда и удовлетворить ее исковые требования в полном объеме. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного гражданского дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
В суде апелляционной инстанции, представитель ответчика ОСФР по Самарской области – Казакова С.В. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец – Митрофанова Т.А. в письменном ходатайстве просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В силу ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Митрофанова М.А., 1981 года рождения относится к категории «инвалид с детства», что подтверждается соответствующей справкой об инвалидности, согласно которой инвалидность первой группы Митрофановой М.А. установлена бессрочно.
В соответствии с ИПР от 17.07.2009 года № 4224 Митрофанова М.А. нуждается в технических средствах реабилитации, в числе которых поименованы подгузники для взрослых, размер М, в количестве 3 шт. в сутки бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида с 17.07.2009 года № 4224, разработанной Филиалом № 12 Главного бюро медико- социальной экспертизы по Самарской области и заявления Митрофановой Т.А. в лице представителя Митрофановой М.А. от 01.06.2010 года Митрофанов М.А. обеспечивается техническими средствами реабилитации подгузники для взрослых, размер «М» (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1800 г» из расчета 3 шт. в сутки.
Как следует из акта № С2021-037493С-Т от 02.12.2021 года, Митрофанова М.А. 02.12.2021 года получила подгузники в соответствии с ИПРА в количестве 390 шт. за период с 02.12.2021 года по 10.04.2022 года.
В рамках заключенного Отделением Фонда государственного контракта <данные изъяты> года на поставку подгузников марок Seni, Flamingo, Id Slim для обеспечения инвалидов в 2022 году, Митрофановой Т.А. направлено направление № 15512113 на получение подгузников в количестве 450 штук.
Установлено, что истец от приемки подгузников марки Seni Standard отказалась.
Согласно представленному заключению от 31.05.2022 года, подгузники с разными параметрами торговой марки Seni, в том числе и предлагаемые истцу подгузники для взрослых размер М (объем талии/бедер до 120 см) с полным влагопоглощением не менее 1800 г, соответствуют требованиям <данные изъяты>.
По итогам аукциона региональным отделением фонда заключен государственный контракт <данные изъяты> года на поставку подгузников для обеспечения инвалидов до конца 2022 года с ООО «РТС».
В рамках заключенного государственного контракта в адрес истца направлено извещение № 18627053 на получение подгузников, согласно ИПРА, в количестве 360 штук, Митрофанова Т.А. от получения подгузников, поставляемых в рамках указанного государственного контракта отказалась, направление аннулировано по истечению срока обращения.
02.03.2023 года Митрофановой М.А. бюро медико-социальной экспертизы № 12 разработана новая ИПРА № 191.12.63/2023, впоследствии 02.03.2023 года ИПРА №191.12.63/2023(2)/И1, в которых изменены характеристики подгузников.
Согласно ИПРА №191.12.63/2023 от 02.03.2023 года Митрофанова М.А. обеспечивается техническими средствами реабилитации: подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 1450г из расчета 3 шт. в сутки.
Согласно ИПРА № 191.12.63/2023 (2) И1 от 23.03.2023 года Митрофанова М.А. обеспечивается техническими средствами реабилитации подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г из расчета 3 шт. в сутки.
С заявлением о получении подгузников, согласно новой ИПРА, с другим характеристиками TCP (изменение размера с «М» на «L»), изменением полного влагопоглощения на не менее 2000г, истец не обращалась.
Разрешая указанный спор, суд первой инстанции исходил из того, что Митрофановой М.А. рекомендованы подгузники определенного размера и впитываемости, данные о производителе (торговой марки) в ИПРА инвалида не устанавливается, а именно индивидуальная программа реабилитации инвалида не определяет конкретной марки рекомендованных подгузников. Более того, в отделение Фонда за получением подгузников либо за компенсацией самостоятельно приобретенных TCP, истец не обращалась.
Как верно указал суд в своем решении, установленная 23.03.2023 года для Митрофановой М.А. индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит указание на обеспечение подгузниками размера Л (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г из расчета 3 шт. в сутки бессрочно, тогда как требования истца заявлены об обеспечении подгузниками для взрослых размера М с 01.01.2022 (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1800г во исполнении индивидуальной программы реабилитации инвалида от 17.07.2009 года, не действующей в настоящее время.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права. В соответствии с действующим законодательством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации за прошедший период могут быть восстановлены только путем выплаты компенсации за понесенные затраты на такие средства.
В статье 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона №181-ФЗ).
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона №181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (далее Правила).
В абзаце 2 пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца 1 п. 4 данных Правил Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Таким образом, исходя из положений пунктов 2 - 4 названных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
В соответствии с абзацем 1 п. 5 Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случае если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.07.2023 г. N 603н (далее - Порядок).
Пунктом 3 указанного выше Порядка предусмотрено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом (ветераном) техническое средство реабилитации (изделие) и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации (изделия) определяется путем сопоставления характеристик, указанных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (заключении), а в случае отсутствия таких характеристик в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (заключении), путем сопоставления наименования технического средства реабилитации (изделия), самостоятельно приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет, и вида технического средства реабилитации (изделия), предусмотренных Классификацией.
Компенсация инвалиду (ветерану) выплачивается на основании заявления инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно, а также иных документов, предусмотренных настоящим пунктом (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Аналогичный Порядок выплаты компенсации был предусмотрен утратившим силу ранее действующим Порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 года №57н.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их не предоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обеспечение инвалидов техническими средства реабилитации осуществляется как путем непосредственного предоставления технических средств реабилитации, так и путем выплаты компенсации в случае приобретения инвалидами этих изделий самостоятельно за счет собственных средств.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на ОСФР по Самарской области обязанности обеспечить Митрофанову М.А. абсорбирующим бельем (подгузниками) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации за прошлое время, суд первой инстанции исходил из избрания истцом ненадлежащего способа восстановления нарушенного права инвалида Митрофановой М.А., указав, что последняя, не обеспеченная в должном объеме техническими средствами реабилитации, имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные средства.
Обеспечение абсорбирующим бельем направлено на компенсацию нарушенной выделительной функции организма инвалида, нуждаемость в нем является ежедневной, право инвалида в случае возложения на ответчика обязанности по предоставлению технических средств реабилитации за прошлый период не будет восстановлено ввиду невозможности их одновременного использования за текущий и прошлый периоды.
Вместе с тем, истец с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, предусмотренные ее индивидуальной программой реабилитации инвалида, не обращалась, доказательств не обеспечения указанными выше техническими средствами реабилитации ответчиком, суду так же представлено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает выводы суда по существу заявленных требований правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и требованиям закона. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не являются основанием к отмене решения.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Митрофановой Т.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи