Дело № 2-4809/2023
УИД 21RS0025-01-2023-004582-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2023 г. город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при помощнике судьи Качиной Н.Г., с участием истца Никитина А.Ю., представителя ответчиков Катайкина Н.В., представителя третьего лица Орловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина А.Ю. к Управлению Федерального казначейства по Чувашской Республике, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Никитин А.Ю. обратился в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по Чувашской Республике о взыскании компенсации морального вреда в размере 240 000 руб.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по г. Новочебоксарск в отношении истца были возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 159 (3 эпизода), статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации. В ДД.ММ.ГГГГ следователем прекращено уголовное преследование по статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием состава преступления. По остальным статьям Новочебоксарским городским судом Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ внесен обвинительный приговор (уголовное дело №).
Уголовное преследование органами предварительного следствия по статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации причинило истцу нравственные страдания, вызванные чувствами несправедливости, обиды, страха, унижения человеческого достоинства,
Причиненный моральный вред истец оценивает в 240 000 руб. Указанную сумму просит взыскать с Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, третьего лица – прокуратура Чувашской Республики.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МВД по Чувашской Республике, ОМВД России по г. Новочебоксарск.
В судебном заседании истец Никитин А.Ю., отбывающий наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, принимавший участие посредством видеоконференц-связи, требования поддержал.
Представитель ответчиков Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Министерства финансов Российской Федерации Катайкин Н.В., представитель третьего лица ОМВД России по г. Новочебоксарск Орлова А.А. просили отказать в удовлетворении требований ввиду отсутствия сведений, подтверждающих доводы истца о прекращении в отношении уголовного дела, возбужденного по статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Представитель прокуратуры Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому в материалах уголовного дела по статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации отсутствуют сведения о возбуждении и прекращении в отношении Никитина А.Ю. уголовного дела; сведений о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела по данной статье не имеется, в связи с чем истец не относится к лицам, имеющим право на реабилитацию,
Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Право заинтересованного лица на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов предусмотрено статьей 3 этого же кодекса.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации, статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных и муниципальных органов или их должностных лиц.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52 Конституции).
Из положений Конституции Российской Федерации следует, что государство обязано гарантировать лицам, пострадавшим от незаконных и (или) необоснованных ареста, заключения под стражу или осуждения, возмещение причиненного вреда, в том числе морального.
В сфере уголовного судопроизводства реализация данных норм обеспечивается применением института реабилитации.
Как указано в статье 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статьи 133-139, 397 и 399).
В соответствии со статьей 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Часть 2 указанной статьи гласит, что право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
Условием возмещения морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, является признание права на реабилитацию посредством принятия соответствующего решения уполномоченным на то лицом (судом в приговоре, определении, постановлении, а следователем, дознавателем в постановлении - часть 1 статьи 134 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания данных статей, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям).
При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Компенсация морального вреда по смыслу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из способов защиты субъективных гражданских прав и законных интересов, представляет собой гарантированную государством материально-правовую меру, посредством которой осуществляется добровольное или принудительное восстановление нарушенных (оспариваемых) личных неимущественных благ и прав.
На основании статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из положений статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований.
В ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением старшего следователя СО ОМВД РФ по г. Новочебоксарск Чувашской Республики <данные изъяты> в отношении неустановленного лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановлениями старшего следователя СО ОМВД РФ по г. Новочебоксарск Чувашской Республики <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении неустановленного лица возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации
Как указано в справке к обвинительному заключению, в рамках уголовного дела <данные изъяты> Никитину А.Ю. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 159 (3 эпизода) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (уголовное дело №) Никитин А.Ю. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 159 (3 эпизода) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании части 2 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний ему назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима-поселении.
В ответе этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в материалах уголовного дела не имеется постановления о прекращении в отношении Никитина А.Ю. уголовного преследования по статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Представитель прокуратуры Чувашской Республики Яковлев А.Г. в своем письменном отзыве привел сведения о том, что в материалах уголовного дела № отсутствует информация о возбуждении и прекращении в отношении Никитина А.Ю. уголовного дела по статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации; сведений о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела по данной статье также не имеется.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", основанием для возникновения у лица права на реабилитацию является постановленный в отношении его оправдательный приговор или вынесенное постановление (определение) о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, указанным в части 2 статьи 133 УПК РФ, либо об отмене незаконного или необоснованного постановления о применении принудительных мер медицинского характера.
Право на реабилитацию признается за лицом дознавателем, следователем, прокурором, судом, признавшими незаконным или необоснованным его уголовное преследование (принявшими решение о его оправдании либо прекращении в отношении его уголовного дела полностью или частично) по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 133 УПК РФ, о чем в соответствии с требованиями статьи 134 УПК РФ они должны указать в резолютивной части приговора, определения, постановления.
После вступления в законную силу указанных решений суда, а также вынесения (утверждения) постановлений дознавателем, следователем, прокурором реабилитированному лицу должно быть направлено извещение с разъяснением установленного статьями 133, 135, 136, 138, 139 УПК РФ порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием, в котором, в частности, должно быть указано, какой вред возмещается при реабилитации, а также порядок и сроки обращения за его возмещением.
Доказательств прекращения в отношении истца уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда не имеется. В связи с этим оснований для отнесения Никитина А.Ю. к числу лиц, имеющих право на компенсацию в связи с реабилитацией, нет. Следовательно, суд отказывает в удовлетворении требования о взыскании в его пользу компенсации морального вреда в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Никитина А.Ю. к Управлению Федерального казначейства по Чувашской Республике, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 240 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Л. Михайлова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.