РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2023 года п. Залари
Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барушко Е.П. единолично при секретаре судебного заседания Останковой А.Ю. с участием представителя истца – помощника прокурора Заларинского района Васильевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к МБОУ Солерудниковская гимназия, МКУ Комитету по образованию администрации муниципального образования «Заларинский район» о понуждении устранить нарушения требований антитеррористической безопасности,
установил:
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в муниципального бюджетного образовательного учреждения Солерудниковская гимназия, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. МБОУ Солерудниковская гимназия расположена в 2-х учебных корпусах: основной корпус 2-х этажный блочный, площадью 4323,2 кв.м.; корпус начальной школы 2-х этажный, блочный, общей площадью 3351,7 кв.м. На территории имеется система освещения, которая состоит из 8 фонарей. Периметр территории гимназии огражден металлическим забором высотой 1 метр, имеет повреждения. Указанное обстоятельство дает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных, в том числе террористического характера, действий. Нахождение граждан в здании, где нарушены требования норм безопасности и антитеррористической защищенности, является опасным и ставит под угрозу их жизнь и здоровье, влечет причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно-опасных последствий. Все выявленные нарушения федерального законодательства нарушают конституционные права граждан, в том числе несовершеннолетних, на безопасные условия пребывания в учреждении образования, в связи с чем, являются недопустимыми. Комитетом образования администрации муниципального образования «Заларинский район», как учредителем, не выполняются в полном объеме полномочия в части надлежащего финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности МБОУ Солерудниковская гимназия. Бездействие МБОУ Солерудниковская гимназия и его учредителя нарушают права несовершеннолетних учащихся образовательной организации на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность. В соответствии с Уставом образовательного учреждения функции и полномочия учредителя осуществляет МКУ «Комитет по образованию администрации муниципального образования «Заларинский район», который осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Учитывая отсутствие у образовательной организации достаточных средств на устранение выявленных нарушений, наличие субсидиарной ответственности МКУ «Комитет по образованию администрации муниципального образования «Заларинский район» по обязательствам как учредителя МБОУ Солерудниковская гимназия расходы по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности МБОУ Солерудниковская гимназия следует возложить также и на МКУ «Комитет по образованию администрации муниципального образования «Заларинский район». Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц не может быть определен точно. На основании изложенного, просил суд обязать МБОУ Солерудниковская гимназия в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности в основном корпусе гимназии и корпусе начальной школы, расположенных по адресу: п. Тыреть 1-я, мкр Солерудник, 10 Заларинского района, а именно возвести оградительные конструкции, исключающие свободное перемещение посторонних лиц на территории образовательного учреждения по всему периметру занимаемого земельного участка, исключающего бесконтрольное пребывание посторонних лиц на территории образовательного учреждения; обязать Муниципальное казенное учреждение «Комитет по образованию администрации муниципального образования «Заларинский район» профинансировать мероприятия по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической безопасности в основном здании гимназии и здании начальной школы МБОУ Солерудниковская гимназия в течении 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Васильева Л.А. поддержала требования, изложенные в исковом заявлении в полном объеме по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика МБОУ Солерудниковская гимназия в судебное заседание не явился, при этом представил письменное заявление о признании исковых требований в котором указал, что последствия признания иска, предусмотренные статьями 39, 173 ГПК РФ о том, что при признании иска ответчиками и принятии его судом, исковые требования удовлетворяются и истец освобождается от обязанности доказывания, им известны и понятны.
Представитель ответчика МКУ КУМИ МО «Заларинский район» в судебное заседание не явился, при этом представил письменное возражение на исковое заявление, в котором указал, что МБОУ Солерудниковская гимназия подала заявку на участие в программе «Модернизация школьных систем образования» (далее по тексту - Программа), утвержденную Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 января 2022 года № 15/25/пр. Данная Программа направлена на реализацию мероприятий по капитальному ремонту зданий региональных (муниципальных) образовательных организаций, включенных в Программу; на обеспечение в отношении отремонтированных зданий общеобразовательных организаций, включенных в Программу, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)и другие. Для участия в Программе необходимо предоставить проектно-сметную документацию образовательного учреждения. Администрация муниципального образования «Заларинский район» заключила договор о подготовке проектно-сметной документации для МБОУ Солерудниковская гимназия с Обществом с ограниченной ответственностью «Стройинвест», включающая капитальный ремонт, благоустройство, ограждение здания, соответствующее всем нормам и правилам законодательства Российской Федерации. Участие в Программе предусмотрено в 2025-2026 годы за счет средств федерального бюджета. Так как Заларинский район является высоко дотационным, выделение денежных средств из местного бюджета на замену ограждения МБОУ Солерудниковская гимназия не представляется возможным и является не целесообразным на текущий момент.
Представитель третьего лица Администрации МО «Заларинский район» в судебное заседание не явился, при этом ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, указав в письменном отзыве на исковое заявление о том, что в отношении исковых требований прокурора возражают в части срока, так как указанный в исковых требованиях срок в 12 месяцев является не разумным. Финансирование капитального ремонта гимназии предусмотрено только на 2025-2026 годы, так как в настоящее время только готовится проектно-сметная документация на капитальный ремонт. Только при проведении капитального ремонта возможно строительство ограждения гимназии.
Судом, определено о рассмотрении дела по существу, в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, находит исковые требования Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к МБОУ Солерудниковская гимназия, МКУ Комитету по образованию администрации муниципального образования «Заларинский район» о понуждении устранить нарушения требований антитеррористической безопасности подлежащими удовлетворению, с принятием судом признания иска одним из ответчиков, в полном объеме по следующим основаниям.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, в том числе, на принципе приоритета жизни и здоровья человека, в свою очередь охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации при этом образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Кроме того, в силу требований п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Для реализации предоставленных полномочий п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
При этом в силу ч.ч. 1, 2 ст. 5 указанного закона Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму, Правительство Российской Федерации - устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Во исполнение указанных выше положений закона Президентом Российской Федерации 05.10.2009 утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее - Концепция), постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования).
Согласно п. 11 Концепции основными задачами противодействия терроризму являются: поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Концепцией в п. 17 установлено, что деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована, в том числе, на недопущение (минимизацию) человеческих потерь, исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
Как определено п. 2 Требований, для их целей под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) согласно п. 17 Требований осуществляется комплекс мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) согласно п. 18 Требований достигается посредством разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В силу пп. 9 п. 4 Строительных норм 441-72* "Указания по проектированию ограждения и площадок, участков предприятий, зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Госстроя СССР N 99 от 26.05.1972, ограждение детских общеобразовательных школ должно быть из стальной сетки и иметь высоту не менее 1,2 м.
Таким образом, территория образовательной организации должна быть оснащена ограждением, обеспечивающим исполнение требований законодательства об образовании, антитеррористической защищенности, а также технических регламентов и строительных норм.
В судебном заседании установлено, что МБОУ Солерудниковская гимназия является юридическим лицом, расположенным по адресу: мкр. Солерудник, 10, п. Тыреть 1-я, Заларинский район, Иркутская область, основным видом деятельности является образование начальное общее, основное общее, среднее общее, от имени учредителя выступает Администрация муниципального образования "Заларинский район", что подтверждается Уставом образовательного учреждения.
Согласно Уставу МБОУ Солерудниковская гимназия – учреждение, которое является некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере общего образования. Учредителем и собственником имущества МБОУ Солерудниковская гимназия является муниципальное образование "Заларинский район". Функции и полномочия Учредителя осуществляет МКУ «Комитет по образованию администрации муниципального образования «Заларинский район». Имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления. Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ.
При проведении проверки исполнения требований законодательства в части обеспечения антитеррористической защищенности в МБОУ Солерудниковской гимназии прокуратурой Заларинского района Иркутской области выявлены нарушения, а именно: в ограждении имеются сквозные отверстия; часть ограждения периметра образовательной организации не соответствует стандартам высоты ограждения - ниже 1,2 м.
Ответчиком указанные нарушения законодательства об антитеррористической защищенности не оспариваются, что подтверждается письменным ответом директора МБОУ Солерудниковской гимназии Т.Н. Сороквашиной, согласно которому исковые требования прокурора Заларинского района Иркутской области признает в полном объеме.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что МБОУ Солерудниковская гимназия, являясь юридическим лицом и осуществляя образовательную деятельность, обязано исполнять требования законодательства об антитеррористической защищенности.
Однако установленную законом обязанность образовательное учреждение надлежащим образом не исполняет, выявленные в результате проверки нарушения до настоящего времени ответчиком не устранены.
Наличие указанных нарушений влечет отсутствие в МБОУ Солерудниковской гимназии условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, работников образовательной организации, нарушает их права на безопасное и благоприятное пребывание в здании учреждения, а также право на образование, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
При наличии таких обстоятельств исковые требования прокурора Заларинского района Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на МБОУ Солерудниковская гимназия обязанности в течении 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности в основном корпусе гимназии и корпусе начальной школы учреждения, а именно: возвести оградительные конструкции, исключающие свободное перемещение посторонних лиц на территории образовательного учреждения по всему периметру занимаемого земельного участка, исключающего бесконтрольное пребывание посторонних лиц на территории образовательного учреждения, являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению.
Доводы представителей ответчика МКУ Комитета по образованию администрации МО «Заларинский район» А.Б. Дамир о том, что Заларинский район является высоко дотационным, выделение денежных средств из местного бюджета на замену ограждения МБОУ Солерудниковской гимназии не представляется возможным и является нецелесообразным на текущий момент, суд не принимает во внимание, поскольку отсутствие финансирования не освобождает юридическое лицо от исполнения требований закона при осуществлении своей деятельности и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд, принимая во внимание характер и объем действий, которые необходимо выполнить ответчику, а также социальную значимость объекта защиты, считает возможным, установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанный прокурором – в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителей третьего лица Администрации МО «Заларинский район» о том что срок, заявленный прокурором (в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу), является не разумным, так как финансирование капитального ремонта гимназии предусмотрено только на 2025-2026 годы, в настоящее время только готовится проектно-сметная документация на капитальный ремонт, и только при проведении капитального ремонта возможно строительство ограждения гимназии, суд находит несостоятельным, поскольку данный срок является разумным и достаточным для исполнения указанных прокурором обязанностей и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, поскольку невыполнение требований законодательства об антитеррористической защищенности нарушает права несовершеннолетних, а также не обеспечивает безопасные условия для их обучения и пребывания в учреждении.
При этом установленные в настоящем решении сроки его исполнения не препятствуют обращению ответчиков в суд с вопросом о предоставлении отсрочки, рассрочки его исполнения при наличии объективных обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения в указанные выше сроки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░ 1-░, ░░░ ░░░░░░░░░░, 10 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░