Дело №5-26 /2020
Постановление
31 августа 2020 года г.Сольцы
Судья Солецкого районного суда Матей Ю.В., Новгородская область, г. Сольцы, ул. Почтовая, д.14
с участием представителя, лица привлекаемого к административной ответственности индивидуального предпринимателя Третьякова В.В. - Сокоровой Ю.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Третьякова В.В., <данные изъяты>, к административной ответственности по главе 6 КоАП РФ не привлекавшегося,
установил:
Семнадцатого июля 2020 года заместителем начальника территориального отдела в Старорусском районе Управления Роспотребнадзора по Новгородской области Я.Д.Ю.. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно которому, при рассмотрении материалов административного расследования № от 10 июля 2020 года, проведено обследование объекта надзора ИП Третьяков В.В. (предприятие по производству древесного угля) в ходе которого обнаружено, что 13 июля 2020 года в 12:00 ИП Третьяков В.В. осуществляющий деятельность по адресу: <адрес>, производство древесного угля допустил нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно: ст.ст. 12, 20, 24, 32 ФЗ от 30.02.1999 года № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: действующее предприятие ИП Третьяков В.В.. не имеет разработанного и утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны (проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение на проект санитарно-защитной зоны не представлены, экспертное заключение на проект СЗЗ в реестрах Роспотребнадзора отсутствует; в ходе проверки в отобранной пробе атмосферного воздуха в точке № на границе расчетной СЗЗ предприятия (500м от границы промплощадки в восточном направлении по автодороге Старая Русса - Парфино), выявлено превышение концентрации оксида углерода допустимых уровней ГН 2.1.6.3492-17 протокол № от 06.07.2020года.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности ИП Третьяков В.В., извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении дела не заявлял, действовал через своего представителя. Из предоставленных письменных объяснений следует, что производственная площадка, на которой ИП Третьяков В.В. осуществляет производство древесного угля, расположена в лесном массиве на запад от деревни Федорково, при этом ближайшая точка деревни до производственной площадки расположена на расстоянии 1150 метров. Санитарно-защитная зона согласно СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» составляет 500 метров. Кроме того, вблизи деревни Федорково Парфинского района имеются другие предприятия, занимающиеся производством древесного угля с применением технологии пиролиза древесины. В соответствии с протоколом лабораторный испытаний № от 06 июля 2020 года в контрольной точке № около дома <адрес> превышение предельно допустимых концентраций вредный веществ не обнаружено. В контрольной точке № на границе расчетной санитарно-защитной зоны предприятия (500 метров от границы промплощадки в северо-восточном направлении по автодороге Старая Русса-Парфино) превышение предельно допустимых концентраций вредный веществ не обнаружено, В контрольной точке № на границе расчетной санитарно-защитной зоны предприятия (500 метров от границы промплощадки в восточном направлении по автодороге Старая Русса-Парфино) установлено превышение оксида углерода. Полагает, что из протокола лабораторный испытаний не ясно какая промплощадка имелась в виду при осуществлении замеров, поскольку в данном районе расположено три предприятия. В связи с чем считает, что в его действиях в части правонарушения касающегося превышения концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе при наличии события административного правонарушения, состава правонарушения не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ИП Третьякова В.В. - Сокорова Ю.В. частично согласилась с выявленными нарушениями и пояснила, что поддерживает объяснения данные ИП Третьяковым в части правонарушения касающегося превышения концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, полагая что в действиях не содержится состав правонарушения. В части нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся отсутствии разработанного и утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны согласна, поскольку предприятие ИП Третьяков В.В. не имеет разработанного и утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны, в настоящее время ИП Третьяковым В.В. заключен договор № от 10 августа 2020 года с ООО «Центр эколого-гигиенических изысканий» на разработку и сопровождение проекта «Обоснование размеров и организация санитарно-защитной зоны предприятия по производству древесного угля ИП Третьякова В.В. по адресу: <адрес> (копия договора приобщена к материалам дела).
Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ИП Третьякова В.В., исследовав письменные материала дела, прихожу к следующему.
В силу ч.1 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из положений ч.1 ст. 2, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, несоблюдение санитарных правил создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона, индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьями 12 (ч.ч.1,2,21.1), 20, 24, 32 ФЗ от 30.02.1999 г. № 152 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии и земельным законодательством Российской Федерации.
В целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе устанавливать особенности применения отдельных санитарно-эпидемиологических требований, требований, предусмотренных санитарными правилами, либо утверждать отдельные санитарно-эпидемиологические требования, санитарные правила (за исключением минимально необходимых требований для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в том числе входящих в их состав систем и сетей инженерно-технического обеспечения).
Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В силу абз. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, в том числе правил, которыми предусмотрено установление вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, санитарно-защитной зоны.
Требования об установлении таких зон закреплены в СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 мая 2001 года № 14, и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74.
В соответствии с пунктом 3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01 для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.
Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно-защитным зонам.
С учетом установленной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарной классификаций предприятий, сооружений и иных объектов, которые относятся к 2 классу опасности, ориентировочная санитарно-защитная зона должна составлять 500 метров.
В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Исходя из положений пункта 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон, как правило, должно осуществляться на этапе разработки проекта строительства промышленного объекта и производства.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Согласно пункту 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Согласно п.7.1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», углетомильная печь отнесена к классу с ориентировочной санитарно-защитной зоной - 500м.
Пункт 3.1.2. СанПиН 2.1.6.1032-01 запрещает проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, на территориях с уровнем загрязнения, превышающими установленные гигиенические нормативы.
Согласно требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 п. 3.1.6 для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.
Из п. 2.2. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» следует, что целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.
Пунктом 4.1. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» установлено, что производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на категориях объектов, в том числе, промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны.
Факт и обстоятельства совершения ИП Третьяковым В.В. административного правонарушения подтверждаются: выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; определением № о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 июля 2020 года; протоколом лабораторных испытаний №, 1959,1934,1941 от 06 июля 2020года и экспертными заключениями по их результатам; свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; договором № аренды земельного участка от 06 июня 2014 года; выпиской из ЕГРН на земельный участок; программой производственного экологического контроля для ИП Третьякова В.В.; протоколом об административном правонарушении № от 17 июля 2020 года; договором № от 10 августа 2020 года, заключенным между ИП Третьяков В.В. и ООО «Центр эколого-гигиенических изысканий» на разработку и сопровождение проекта «Обоснование размеров и организация санитарно-защитной зоны предприятия по производству древесного угля по адресу <адрес>
Доводы ИП Третьякова В.В. и его представителя Сокоровой Ю.В. об отсутствии доказательств, что превышение оксида углерода в контрольной точке № на границе расчетной санитарно-защитной зоны предприятия (500 метров от границы промплощадки в восточном направлении по автодороге Старая Русса-Парфино) установленное протоколом лабораторный испытаний допущено именно ИП Третьяковым, в связи с чем в его действиях в части правонарушения касающегося превышения концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе при наличии события административного правонарушения, отсутствует состава правонарушения, суд отклоняет, поскольку ИП Третьяков В.В. по направлению деятельности и характеру осуществляемых технологических процессов отнесен к предприятиям II классу опасности, для которых в соответствии с разделом.7.1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлена санитарно-защитная зона - 500 метров, пробы были отобраны на границе данной зоны, исследования проведены лабораторией, аккредитованной в установленном порядке, при этом ИП Третьяковым В.В. не обеспечено установление санитарно-защитной зоны, что является нарушением требования ст. 32 Федерального № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также данные доводы опровергаются другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Таким образом, действия Третьякова В.В., являющегося индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, подлежат квалификации по ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
При назначении административного наказания надлежит руководствоваться общими правилами назначения административного наказания, установленными ст. 4.1 КоАП РФ и учитывать при назначении административного наказания характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из характера общественной опасности совершенного административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, не нахожу оснований для применения наказания в виде предупреждения, равно как и оснований для признания деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем учитывая, что административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, а наказание в виде административного приостановления деятельности за экологические нарушения может быть назначено только судьей районного суда и лишь в случаях, предусмотренных в статьях гл. 8 КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении, прихожу к выводу, что в материалах административного дела не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что допущенные нарушения являются грубыми, создают угрозу здоровью людей и могут повлечь крайне неблагоприятные последствия в виде ухудшения состояния и качества окружающей среды и, следовательно, наказание в виде административного приостановления деятельности не может быть признано справедливым и соразмерным характеру совершенного правонарушения.
Учитывая также, что ИП Третьяковым В.В. принимаются меры к устранении допущенных правонарушений, а именно заключен договор на разработку и сопровождение проекта «Обоснование размеров и организация санитарно-защитной зоны предприятия по производству древесного угля и, таким образом, прихожу к выводу, что наиболее строгий вид наказания - административное приостановление деятельности, не обеспечит достижение цели административного наказания и не будет способствовать предупреждению административных правонарушений.
Судья признаёт обстоятельством, смягчающим административную ответственность Третьякова В.В. в соответствии с ч.2 ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - фактическое признание своей вины, совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со ст.4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не усматривает.
При таких обстоятельствах соответствии со ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, смягчающим административную ответственность, совершение Третьяковым В.В. административного правонарушения впервые, признание вины, отсутствие тяжких последствий или причинение вреда в результате совершенных действий, а также, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полагаю назначить наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1, 4.2, 19.20, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Третьякова В.В. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Административный штраф должен быть перечислен на счет получателя платежа: УФК по Новгородской области; ИНН 5321101433; КПП 532101001; расчетный счет № 40101810900000010001, отделение Новгород, БИК 044959001; код бюджетной классификации, администратор платежа - «Управление Роспотребнадзора по Новгородской области». Адрес административного органа: 173002, г. Великий Новгород, ул. Германа, дом № 14.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Предупредить об административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо предъявить в Солецкий районный суд Новгородской области по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, ул. Почтовая, д.14.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение 10 дней.
Судья Ю.В. Матей