Гр. дело № 2-610/2021
УИД- 05RS0022-01-2021-004370-37
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кизилюрт 6 сентября 2021 года
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Дарбишухумаева З.А.,
при секретаре Меджидове Р.А.,
с участием истца - помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению в порядке ст. 45 ГПК РФ заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора Эмеева М.З. в интересах неопределенного круга лиц к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан об обязании совершить действия по обращению защитного сооружения гражданской обороны в федеральную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Кизилюртовского межрайонного прокурора Эмеев М.З. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан об обязании совершить действия по обращению защитного сооружения гражданской обороны в федеральную собственность. В обоснование заявленных требований истец указывает, что Кизилюртовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории г. Кизилюрта.
В ходе проверки установлено, что защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес> (Инв. № ЗС ГО ГУ МЧС по РД- 195-05. Инв. № МЧС России - 47887. ЗС ГО принято в эксплуатацию в 1981 году), в установленном порядке право федеральной собственности не учтено, по настоящее время на балансе не состоит и права на него не зарегистрированы.
Проверкой защитных сооружений установлено, что вышеперечисленные нарушения федерального законодательства, регламентирующие учет объектов данной категории в федеральной собственности и определение их балансодержателя, повлекли ряд нарушений законов, регламентирующих порядок учета и содержания защитных сооружений, а именно:
- отсутствует договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны (защитное сооружение гражданской обороны) с ТУ Росимущества в РД;
не определены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация правильного учета защитного сооружения и содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
- не ведется учет защитных сооружений ГО, что не соответствует установленным требованиям 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
- на защитное сооружение не разработаны журнал оценки технического состояния объекта, сигналы оповещения гражданской обороны, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, план перевода защитного сооружения на режим приема укрываемых, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, правила поведения укрываемых в сооружении, список личного состава по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационнаясхема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкция по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция по противопожарной безопасности, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема укрываемых от очага поражения, список телефонов (п. 3.6 Правил эксплуатации ЗС ГО);
- не выполнены мероприятия по обозначению ЗС ГО и маршрутов движения по ним (п. 6.2 Правил эксплуатации ЗС ГО) и др.
Таким образом, объект гражданской обороны не готов к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, при необходимости, при введении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В данном случае исковое заявление подано в соответствии со статьей 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Непринятие мер к определению собственника, балансодержателя, ответственного за хранение, содержание и эксплуатацию названных защитных сооружений свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в данном случае Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (ТУ Росимущества в РД).
Ответственными должностными лицами ТУ Росимущества в РД меры к регистрации права собственности на федеральное имущество не приняты, в установленном порядке защитные сооружения не переданы на ответственное хранение и пользование, в результате чего созданы предпосылки к незаконному использованию федерального имущества.
В связи с чем, просит суд обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан совершить действия по обращению защитного сооружения гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>
<адрес> (Инв. № ЗС ГО ГУ МЧС по РД- 195-05. Инв. № МЧС России - 47887. ЗС ГО принято в эксплуатацию в 1981 году) в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации права на них и включению объекта в реестр имущества государственной казны Российской Федерации.
В судебном заседании помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Ответчик - ТУ Росимущества в РД представило возражения на исковое заявление, указав, что согласно статье 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) создание и поддержание ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.Указанные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны также определены пунктом 45 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьями 14 (пункт 8 часть 1), 15 (пункт 21 часть 1), 16 (пункт 28 часть 1) Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 11 Федерального закона № 28- ФЗ руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Росимущество в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, осуществляет полномочия в области гражданской обороны только в отношении Агентства, его территориальных органов и подведомственных организаций.
Федеральный закон № 28-ФЗ определяет обязанность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по созданию и поддержанию ЗС ГО в состоянии постоянной готовности (статья 8). Следовательно, вопросы защиты и здоровья граждан, проживающих на территории административно-территориальных образований, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций являются расходными обязательствами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и не относятся к компетенции Росимущества и его территориальных органов.
Пунктом 2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, определены основания для снятия с учета ЗС ГО, в том числе при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также при отсутствии потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».
Таким образом, после принятия территориальными органами Росимущества исчерпывающих мер по выявлению потенциальных пользователей (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, организации) и получения отрицательных заключений, объекты ЗС ГО, составляющие имущество государственной казны Российской Федерации и потребность в которых отсутствует, подлежат снятию с учета в рамках положений Правил.
Согласно информации МЧС России, совокупность сведений о ЗС ГО в пределах административно-территориальной единицы носит закрытый характер.
Учет объектов ЗС ГО в Реестре федерального имущества невозможен, так как пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» установлено, что утвержденное им Положение не распространяется на учет федерального имущества, сведения о котором составляют государственную тайну.
Таким образом, принимая во внимание проводимую работу по разграничению права собственности в отношении ЗС ГО, введенных в эксплуатацию до 27.12.1991, в настоящее время осуществление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на ЗС ГО нецелесообразно в связи с необходимостью его возможного последующего переоформления на право собственности субъекта Российской Федерации или соответствующего муниципального образования, снятием с учета невостребованных ЗС ГО и врезультате — с нецелевым расходованием средств федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Приказ № 583), статус защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО), как объекта гражданской обороны (ГО), определяется наличием паспорта ЗС ГО, составленного в соответствии с требованиями Приказа N 583. Из приведённых нормативных положений следует, что только наличие паспорта защитного сооружения гражданской обороны, оформленного строго в соответствии с Правилами, влечёт признание защитного сооружения гражданской обороны таковым. Таким образом, истец должен доказать соответствующий правовой статус спорного объекта. При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учёта ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (п. 2.2Правил № 583).
Кроме того, в соответствии с позицией, выраженной Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 12.02.2019 No 266-0, суды не могут руководствоваться одним лишь формальным критерием отнесения спорного имущества, созданного до вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», к какой-либо из указанных в прилагаемом к названному нормативному акту перечне категории объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, а должны в каждом конкретном случае устанавливать, являлось ли спорное имущество государственной собственностью на момент ее разграничения, исходя из фактических обстоятельств, имеющих значение для решения этого вопроса, и в соответствии с подлежащими применению в данном деле правовыми нормами (в частности, правилами, действовавшими в период создания спорного имущества).
Обстоятельством, имеющим значение при решении данного вопроса, может являться: за чей счёт осуществлялось финансирование строительства ЗС ГО (постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.10.2005 No Ф03-А16/05-1/2987, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2005 No A43- 4162/2004-12-05). Согласно п. 1-2ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее -Федеральный закон N 28) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны относятся, в том числе создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны. Наличие указанных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны также подтверждает п. 9«Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309.П. 1-2 Приложения № 6 Методических рекомендаций по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны (утв. МЧС России 24.12.2016 No2-4-71-78-11), п. 3 Методических рекомендаций по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации (утв. Росимуществом 29.05.2013, МЧС России 17.05.2013 N 2-7-87-5-14) также подтверждают необходимость содержания защитных сооружений и других объектов гражданской обороны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных исковых требований оказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ГУ МЧС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РД, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился на судебное заседание и об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес> (Инв. № ЗС ГО ГУ МЧС по РД- 195-05. Инв. № МЧС России - 47887. ЗС ГО принято в эксплуатацию в 1981 году), в установленном порядке право федеральной собственности не учтено, по настоящее время на балансе не состоит и права на него не зарегистрированы.
Проверкой защитных сооружений установлено, что вышеперечисленные нарушения федерального законодательства, регламентирующие учет объектов данной категории в федеральной собственности и определение их балансодержателя, повлекли ряд нарушений законов, регламентирующих порядок учета и содержания защитных сооружений, а именно:
- отсутствует договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны (защитное сооружение гражданской обороны) с ТУ Росимущества в РД;
не определены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация правильного учета защитного сооружения и содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
- не ведется учет защитных сооружений ГО, что не соответствует установленным требованиям 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
- на защитное сооружение не разработаны журнал оценки технического состояния объекта, сигналы оповещения гражданской обороны, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, план перевода защитного сооружения на режим приема укрываемых, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, правила поведения укрываемых в сооружении, список личного состава по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационнаясхема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкция по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция по противопожарной безопасности, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема укрываемых от очага поражения, список телефонов (п. 3.6 Правил эксплуатации ЗС ГО);
- не выполнены мероприятия по обозначению ЗС ГО и маршрутов движения по ним (п. 6.2 Правил эксплуатации ЗС ГО) и др.
Таким образом, в ходе прокурорской проверки установлено, что объект гражданской обороны не готов к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, при необходимости, при введении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанные доводы истца ответчиком не опровергнуты, факт готовности объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> (Инв. № ЗС ГО ГУ МЧС по РД- 195-05. Инв. № МЧС России - 47887. ЗС ГО принято в эксплуатацию в 1981 году) к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей ничем не подтвержден.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.
В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
На основании исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что указанное убежище относится к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, начьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес> (Инв. № ЗС ГО ГУ МЧС по РД- 195-05. Инв. № МЧС России - 47887. ЗС ГО принято в эксплуатацию в 1981 году), относится к защитному сооружению гражданской обороны, и в силу закона является федеральной собственностью, находится в состоянии непригодном для его использования по прямому назначению, в связи с чем ТУ Росимущества в РД обязано зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данный объект федеральной собственности.
Доводы ответчика о возложении такой обязанности на иных лиц нельзя признать состоятельными, так как доказательств передачи защитного сооружения на техническое обслуживание органам Республики Дагестан или муниципального образования «город Кизилюрт» не представлено.
Договоры о передаче в оперативное управление, договоры о правах и обязанностях на выполнение мероприятий по гражданской обороне междуТУРосимущество в РД и Республикой Дагестан или муниципальным образованием «город Кизилюрт» не заключались, в реестре муниципального имущества объект не значится.
При таких обстоятельствах ответственность за сохранность объекта гражданской обороны возложена именно на ТУ Росимущество в РД.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора Эмеева М.З. удовлетворить.
Обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан совершить действия по обращению защитного сооружения гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес> (Инв. № ЗС ГО ГУ МЧС по РД- 195-05. Инв. № МЧС России - 47887. ЗС ГО принято в эксплуатацию в 1981 году) в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации права на них и включению объекта в реестр имущества государственной казны Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Председательствующий
Гр. дело № 2-610/2021
УИД- 05RS0022-01-2021-004370-37
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Резолютивная часть)
г. Кизилюрт 6 сентября 2021 года
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Дарбишухумаева З.А.,
при секретаре Меджидове Р.А.,
с участием истца - помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению в порядке ст. 45 ГПК РФ заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора Эмеева М.З. в интересах неопределенного круга лиц к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан об обязании совершить действия по обращению защитного сооружения гражданской обороны в федеральную собственность,
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора Эмеева М.З. удовлетворить.
Обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан совершить действия по обращению защитного сооружения гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес> (Инв. № ЗС ГО ГУ МЧС по РД- 195-05. Инв. № МЧС России - 47887. ЗС ГО принято в эксплуатацию в 1981 году) в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации права на них и включению объекта в реестр имущества государственной казны Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Председательствующий