УИД 59RS0007-01-2023-005436-02
Судья Долгих Ю.А.
Дело № 71-558/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А., рассмотрев 6 декабря 2023 г. в г. Перми жалобу Теплова Олега Александровича на определение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 3 ноября 2023 г. об отказе в восстановлении срока обжалования постановления старшего инспектора по ИАЗ Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции ГУ МВД России по Пермскому краю от 24 мая 2023 г., решения заместителя начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции ГУ МВД России по Пермскому краю от 29 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Теплова Олега Александровича,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего инспектора по ИАЗ Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции ГУ МВД России по Пермскому краю (далее по тексту - ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю) от 24 мая 2023 г. № ** собственник (владелец) транспортного средства ЛИФАН 214813, государственный регистрационный знак В 277 НК 159, Теплов О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением заместителя начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции ГУ МВД России по Пермскому краю от 29 июня 2023 г. указанное постановление по делу об административном правонарушении в отношении Теплова О.А. оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Теплов О.А. обратился в Мотовилихинский районный суд г. Перми с жалобой на указанные постановление по делу об административном правонарушении и решение должностного лица административного органа, заявив ходатайство о восстановлении срока его обжалования.
Определением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 3 ноября 2023 г. Тепловым О.А. в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении от 24 мая 2023 г. отказано.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Теплов О.А. просит об отмене вынесенного судьей районного суда определения, указав на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании в краевом суде Теплов О.А., извещенный о дате и времени судебного заседания надлежаще, участия не принимал.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на решение, вынесенное по итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения; в случае пропуска данного срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктом 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно положениям статей 30.3 и 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 4 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено вынесение определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что экземпляр решения по делу об административном правонарушении от 29 июня 2023 г. был направлен должностным лицом административного органа 30 июня 2023 г. почтовым отправлением по известному адресу места жительства Теплова О.А.: ****, имеющемуся в базе данных ГИБДД, указанному в регистрационных документах на транспортное средство.
Почтовое отправление с почтовым идентификатором ** было возвращено в адрес административного органа в связи с истечением срока хранения и получено отправителем 19 июля 2023 г., что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений и отчетом об отслеживании почтового отправления с сайта АО "Почта России" (л.д. 20-23).
При таких обстоятельствах срок обжалования постановления и решения по делу об административном правонарушении истекал 29 июля 2023 г., вынесенные по делу акты вступили в законную силу 30 июля 2023 г.
Тепловым О.А. жалоба с ходатайством о восстановлении срока обжалования подана в Свердловский районный суд г. Перми 1 августа 2023 г.
Судья районного суда, установив, что копия решения по делу об административном правонарушении от 29 июня 2023 г. административным органом направлена Тепловым О.А. заказным почтовым отправлением по адресу, указанному при регистрации транспортного средства - ****, которое было возвращено в адрес административного органа в связи с истечением срока хранения, пришел к выводу о том, что жалоба Тепловым О.А. подана с пропуском срока обжалования, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно отказав заявителю в восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № 1339-О разъяснено, что части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с иными нормами данного Кодекса, не предполагает возможность произвольного удовлетворения ходатайства о восстановлении сроков на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
При этом законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока, указанного в части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда. К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи жалобы в установленный срок.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест, в порядке, предусмотренном статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с обязательным извещением указанных лиц. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 3 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судья районного суда, отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, пришел к верному выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока обжалования, а указанные заявителем обстоятельства не могут служить основанием для восстановления срока.
Указанные выводы судьи районного суда следует признать обоснованными. Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется, они сделаны с учетом совокупности, установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о несогласии с выводами судьи районного суда о направлении копии решения по адресу, указанному в регистрационных документах на транспортное средство являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств регламентированы Федеральным законом № 283-ФЗ от 3 августа 2018 г. "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 283-ФЗ от 3 августа 2018 г.).
На основании статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 г. владельцем транспортного средства является собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 г. государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
В силу пункта 2 части 4 статьи 10 Федерального закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 г., к регистрационным действиям относится: внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства - изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство.
Статьей 11 Федерального закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 г. определено, что регистрационные данные транспортного средства - данные транспортного средства, подлежащие государственному учету и вносимые в регистрационные документы (часть 1).
Из части 2 статьи 11 Федерального закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 г. следует, что к регистрационным данным транспортного средства относятся в том числе: данные о владельце транспортного средства: а) фамилия, имя и (при наличии) отчество физического лица, фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя с указанием на статус индивидуального предпринимателя, наименование юридического лица; б) место жительства физического лица или индивидуального предпринимателя либо место нахождения юридического лица (пункт 8).
Учитывая изложенные положения Федерального закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 г., собственник транспортного средства был обязан внести изменения в регистрационные данные транспортного средства, поскольку такая обязанность установлена положениями указанного Федерального закона, однако этого Теплов О.А. не сделал, при этом должностным лицом административного органа были созданы необходимые условия для реализации привлекаемым лицом своего права на обжалование постановления по делу об административном правонарушении и решения по жалобе на указанное постановление в установленный законом срок.
Копия решения должностного лица административного органа в соответствии с требованиями части 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлялась Тепловым О.А. по адресу, указанному при регистрации транспортного средства (****).
Неполучение почтовой корреспонденции физическим лицом по адресу, указанному в документах при регистрации транспортного средства, относится к риску самого физического лица, поскольку он должен создать условия по обеспечению получения почтовой корреспонденции по указанному выше адресу.
Изменение Тепловым О.А. фактического места жительства не свидетельствует о нарушении порядка направления в адрес привлекаемого лица копии решения по делу об административном правонарушении, поскольку изменений в регистрационные данные транспортного средства Тепловым О.А. в соответствии с требованиями Федерального закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 г. и пункта 51 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1764 от 21 декабря 2019 г., своевременно Тепловым О.А. внесено не было.
По состоянию на 20 мая 2023 г. собственником транспортного средства ЛИФАН 214813, государственный регистрационный знак ** является Теплов О.А., что подтверждается карточкой учета транспортного средства. В качестве места регистрации Теплова О.А. указан адрес: ****, сведениями об ином месте жительства Теплова О.А. административный орган не располагал.
Ссылка в жалобе о направлении жалобы в установленный срок с момента получения копии решения по делу об административном правонарушении является несостоятельной, основанными на ошибочном толковании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
На основании части 2 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (пункт 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из толкования статья 4.8, 30.3, и 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их взаимосвязи постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано (опротестовано), по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Таким образом, установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок истек в рассматриваемом случае в 24 часа 00 минут 29 июля 2023 г., постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на указанное постановление от 29 июня 2023 г. вступили в законную силу 30 июля 2023 г.
В связи с чем, жалоба на указанные акты, подана 1 августа 2023 г. с пропуском установленного законом срока обжалования, что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации № 71-АД22-4-К3 от 13 декабря 2022 г.
Последующее получение Тепловым О.А. копии решения по делу об административном правонарушении не является основанием для исчисления срока подачи жалобы.
Иных доводов в обоснование уважительности причин пропуска процессуального срока заявителем не приведено и судьей краевого суда не установлено.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что административное правонарушение, выявленное в автоматическом режиме, было совершено посредством транспортного средства, направление принятого решения по делу об административном правонарушении по адресу места жительства Теплова О.А., указанному им при регистрации транспортного средства, является правомерным.
Вывод судьи районного суда об отсутствии оснований для восстановления заявителю срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия доказательств уважительности причин, является верным, поскольку нарушение в данном случае срока подачи жалобы связано с действиями самого заявителя, последствия которых в полном объеме возлагаются на него и не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока обжалования.
Учитывая изложенные обстоятельства, при отсутствии доказательств уважительности причин пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, судья районного суда обоснованно отказал Тепловым О.А. в удовлетворении заявленного ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Доводы жалобы о том, что дом по адресу: **** снесен, и копия решения не направлена по адресу, указанному в жалобе уважительными причинами для восстановления срока обжалования принятых по делу об административном правонарушении актов не являются.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона, сводятся к переоценке установленных судьей районного суда обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося определения по делу об административном правонарушении.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены определения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту при рассмотрении ходатайства о восстановлении срока, судьей районного суда не допущено.
При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены определения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 29.12, 30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
определение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 3 ноября 2023 г. об отказе в восстановлении срока обжалования постановления старшего инспектора по ИАЗ Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции ГУ МВД России по Пермскому краю от 24 мая 2023 г., решения заместителя начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции ГУ МВД России по Пермскому краю от 29 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Теплова Олега Александровича оставить без изменения, жалобу Теплова Олега Александровича – без удовлетворения.
Судья: подпись.