УИД: 88RS0003-01-2021-000199-36
Дело № 2-55/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2021 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием процессуального истца прокурора Эвенкийского района в лице заместителя прокурора Эвенкийского района Белявской Т.В.,
материального истца ФИО45
при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края гражданское дело № 2-55/2021 по исковому заявлению прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО16 к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот, оставшегося без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
08.04.2021 г. прокурор Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО15 к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот, оставшегося без попечения родителей, указав в обоснование заявления следующее.
Прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО14, о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки установлено, что ФИО17 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилого помещения на каком – либо вещном праве ФИО18 не имеет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
В силу требований ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” и п. 1 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 “О защите прав ребенка”, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее по тексту настоящей статьи - лица, которые достигли возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, на неограниченный срок наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка".
Статей 4 данного Закона края предусмотрено, что на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
В соответствии с п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 "О защите прав ребенка" общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
23 сентября 2014 года решением Краевой жилищной комиссии Министерства образования Красноярского края ФИО19 поставлен на учет, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края.
По мнению прокурора, ФИО20 имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, размером не ниже установленных норм предоставления, но до настоящего времени таковым не обеспечен.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В связи с указанными обстоятельствами прокурор Эвенкийского района просит суд: обязать администрацию Эвенкийского муниципального района предоставить ФИО21 по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям Эвенкийского муниципального района жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя <данные изъяты>
В судебном заседании заместитель прокурора Эвенкийского района Белявская Т.В. исковое заявление прокурора района поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить.
Материальный истец ФИО22 в судебном заседании исковое заявление прокурора поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Эвенкийского муниципального района Мухина А.Е., действующая на основании доверенности № 31 от 09.04.2021 г. направила в суд отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Из отзыва ответчика следует, что заявленные исковые требования Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края признает частично.
Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края наделена на неограниченный срок исполнительно-распорядительными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со ст. 17 Закона края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Законом Красноярского края от 10.12.2020 № 10-4538 «О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов» распределены субвенции бюджетам муниципальных образований края на реализацию закона от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2021 год и <данные изъяты>
03.02.2021 года между Министерством образования Красноярского края и Администрацией Эвенкийского муниципального района Красноярского края заключено Соглашение № 61 по реализации в 2021 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно подпункта 2.3.6. пункта 2.3. раздела 2 данного Соглашения Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края обязуется:
- предоставлять жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, включенным в список согласно приложению к настоящему Соглашению.
Однако ФИО23 в данный список не включен.
Постановлением Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 25.01.2021 № 36-п «Об установлении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, в целях определения расчетной стоимости жилого помещения, приобретаемого для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Эвенкийского муниципального района на 2021 год» установлена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, приобретаемого для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Эвенкийского муниципального района на 2021 год <данные изъяты>
В бюджете Эвенкийского муниципального района Красноярского края дополнительные денежные средства на реализацию закона от 24.12.2009 № 9- 4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отсутствуют, так как они являются дотационными.
Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края недостаточно профинансирована Министерством образования Красноярского края на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с указанными доводами, ответчик просит суд изменить срок предоставления Администрацией Эвенкийского муниципального района Красноярского края ФИО24 по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям Эвенкийского муниципального района жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 "О защите прав ребенка" до 15.04.2022 г.
Третье лицо - Министерство образования Красноярского края уведомлено о месте и времени судебного заседания надлежащим образом 19.04.2021, что подтверждается почтовым уведомлением, вернувшимся в адрес суда, к назначенному в определении суда о принятии, подготовке и назначении дела к судебному разбирательству от 12.04.2021 г. отзыв на исковое заявление прокурора в суд не направили, представитель в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не просил.
В силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Согласно пунктам 1, 3, 5 ст.167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Учитывая указанные выше нормы международного права, положения ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что ответчиком представлены в суд все запрошенные доказательства, он направил в суд письменный отзыв, высказал свою позицию в споре, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика и третьего лица при имеющейся явке и представленных в материалы дела письменных доказательствах.
Выслушав в судебном заседании заместителя прокурора Эвенкийского района Белявскую Т.В., ФИО25 исследовав представленные сторонами, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение указанных мер социальной поддержки.
В соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи, и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В силу п. 5 ст. 17 Закон Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 "О защите прав ребенка" формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее-список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования. В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей.
Уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области образования в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 706-П «Об утверждении Положения о министерстве образования Красноярского края» является Министерство образования Красноярского края.
Согласно п.1, п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир (п. 1).
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади «жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) с допусками, установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка».
Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (органов местного самоуправления) государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, в соответствии со ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за
осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования, заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органами местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, ФИО26, запись акта о рождении <данные изъяты>
Согласно свидетельству о смерти, <данные изъяты>
Согласно свидетельству о смерти, актовая запись о <данные изъяты>
Приказом Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района от <данные изъяты> несовершеннолетний ФИО27 определен на полное государственное обеспечение в краевое казенное государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ванаварский детский дом» с 08.09.2009 г.
По сведениям Красноярского отделения ФГУП «Ростехинвентаризации» следует, что по состоянию на <данные изъяты> какие-либо объекты недвижимого имущества на территории <данные изъяты>
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за ФИО28 право собственности на недвижимое имущества не зарегистрировано. Аналогичные уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указаны в отношении родителей ФИО29
Согласно справке из Администрации поселка Кислокан Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 19.04.2013 №135. жилые помещения по договору социального найма на ФИО30
Решением жилищной комиссии Министерства образования Красноярского края от <данные изъяты> по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей ФИО31 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащий обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Эвенкийском районе.
Как следует из Выписки списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по состоянию на 06.04.2021 г. ФИО32 включен в указанный список и состоит в нем под <данные изъяты>
Из ответа ФИО33 отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации ЭМР от 29.03.2021 № 116 следует, что в 2021 году в соответствии с приложением к Соглашению о взаимодействии министерства образования Красноярского края и Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края по реализации в 2021 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, утверждён список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Решениям суда.В данный список он ФИО34 не включен, поэтому обеспечение его ФИО35 жилым помещением в 2021 году не представляется возможным.
Из представленного ответчиком в суд Соглашения № 61 о взаимодействии министерства образования Красноярского края и Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края по реализации в 2021 г. государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет от 03.02.2021 г., заключенного между Министерством образования Красноярского края и Администрацией Эвенкийского муниципального района Красноярского края следует, что в соответствии с настоящим Соглашением Министерство обязалось предоставить Администрации ЭМР, как получателю субвенцию на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста <данные изъяты>
Согласно подпункту 2.3.6. пункта 2.3. раздела 2 указанного выше Соглашения Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края обязалась:
- предоставлять жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, включенным в список согласно приложению к настоящему Соглашению.
Из приложения 8 к указанному Соглашению следует, что в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в 2021 году вошло только <данные изъяты>, ФИО36 их число не вошел.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что на день рассмотрения исковых требований в суде истцу ФИО37 жилое помещение не предоставлено.
Учитывая, что ФИО38 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку пригодного к проживанию закрепленного за ним жилья не имеет, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, нуждается в нем, до 23 лет заявил о своем желании реализовать право на получение жилого помещения, как лицо соответствующей категории, состоит в Министерстве образования Красноярского края на учете, включен в список таких лиц, нуждающихся в жилье и подлежащих обеспечению им, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в целях восстановления нарушенного права Мирошко Р.А.
Доводы ответчика об отсутствие достаточного финансирования со стороны министерства образования Красноярского края суд находит несостоятельным.
Судом также отклоняются указанные доводы Администрации ЭМР, поскольку соответствующее право ФИО39 не может быть поставлено в зависимость от отсутствия или наличия надлежащего финансирования, а также наличия или отсутствия у ответчика жилого помещения в наличии.
Таким образом, оценив в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства суд удовлетворяет исковые требования прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО40 к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот, оставшегося без попечения родителей в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Данное требование гражданского процессуального законодательства, направлено на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц, в разумный срок.
Прокурором в исковом заявлении указан срок - до 01.01.2022 года.
Ответчик просил суд в случае удовлетворения исковых требований указанный прокурором в исковом заявлении срок предоставления Администрацией ЭМР ФИО41 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения изменить до 15.04.2022 г.
Однако, ответчик доказательств в обоснование указанного срока суду не представил.
Поэтому, с учетом интересов ФИО42 длительности не предоставления ему положенного жилья, несмотря на его нахождение в списке по категории детей - сирот с 23.09.2014 года, суд находит разумным и достаточным для исполнения решения установить срок до 01.01.2022 года.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Между тем, согласно п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Учитывая данное обстоятельство судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением настоящего гражданского дела, взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО43 к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот, оставшегося без попечения родителей – удовлетворить.
Обязать Администрацию Эвенкийского муниципального района предоставить ФИО44, по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям Эвенкийского муниципального района жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м., отвечающее требованиям, установленным ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», в срок до 01.01.2022 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционных жалобы, представления в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано 24.05.2021 г.