Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-132/2024 (2-3027/2023;) ~ М-2663/2023 от 11.10.2023

№ 2-132/2024 (2-3027/2023)

УИД 56RS0030-01-2023-003226-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 16 января 2024 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе

председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,

при секретаре Шултуковой Ю.М.,

с участием представителя истца Юдаева П.Д.,

представителя ответчика Василенко О.Ю.,

представителей третьего лица Камалутдиновой Ю.С. и Маркиной Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северо-Восточного территориального отдела, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ООО «Природа» об устранении нарушений по вывозу твердых бытовых отходов,

Установил:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северо-Восточного территориального отдела обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Природа» об устранении нарушений по вывозу твердых бытовых отходов, ссылаясь на то, что ООО «Природа» является хозяйствующим субъектом, специализированным предприятием, являющимся региональным оператором на территории Оренбургской области.

В территориальный отдел в период с 09 июня по 04 августа 2023 года поступили обращения граждан и администрации МО Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области, в которых заявители ссылаются на факты невыполнения ответчиком требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а именно, что региональным оператором ООО «Природа» длительное время в июне, июле и в августе 2023 года не осуществлялся своевременный и ежедневный вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) и крупногабаритных отходов (КГО) с мест (площадок) накопления ТКО, размещенных в п.<адрес> и <адрес>.

По состоянию на 08.06.2023 года, вывоз содержимого мусорных контейнеров на площадке в районе многоквартирного <адрес>, не осуществлялся 5 дней. Содержимое мусорных контейнеров, размещенных в <адрес> на площадках по <адрес>, на перекрестке переулков <адрес>, не вывозилось 07.06.2023 года, 08.06.2023 года, 09.06.2023 года (то есть в течение трех дней). Отходы с контейнерной площадки в районе <адрес> (на перекрестке улиц <адрес>), не вывозились региональным оператором в течение 10-ти месяцев. Содержимое мусорных контейнеров, размещенных в <адрес> на площадках: <адрес>; на перекрестке переулков <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> <адрес> <адрес>; <адрес>; на перекрестке улиц <адрес>; <адрес>; <адрес>; на перекрестке улиц <адрес>; <адрес>; <адрес> (в районе здания ОМВД <адрес>); <адрес>; на перекрестке улиц <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; на перекрестке переулков <адрес>; <адрес>; <адрес> <адрес>; у магазина <данные изъяты> <адрес>; <адрес>; <адрес>; на перекрестке улиц <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес>; на перекрестке переулков <адрес>; <адрес>; по пер. <адрес>, между улицами им. <адрес>, не вывозилось 24.07.2023 года, 25.07.2023 года, 26.07.2023 года (то есть в течение трех дней).

01.08.2023 года из 91-ой контейнерной площадки в <адрес>, ТКО вывезены только из 32-х (или с 35,2 % имеющихся площадок). Из имеющихся 240 мусорных контейнеров, ТКО вывезен только с 90-та контейнеров (или из 37,5 % всех имеющихся контейнеров).

02.08.2023 года из 91-ой контейнерной площадки в <адрес>, ТКО вывезены только из 26-ти (или с 28,6 % имеющихся площадок). Из имеющихся 240 мусорных контейнеров, ТКО вывезен только с 70-ти контейнеров (или из 29,2 % всех имеющихся контейнеров).

03.08.2023 года из 91-ой контейнерной площадки в <адрес>, ТКО вывезены только из 32-х (или с 35,2 % имеющихся площадок). Из имеющихся 240 мусорных контейнеров, ТКО вывезен только с 90-та контейнеров (или из 37,5 % всех имеющихся контейнеров).

Региональным оператором ООО «Природа» на площадках: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> не осуществлен вывоз содержимого мусорных контейнеров в период с 01.08.2023 года до 03.08.2023 года.

С места (площадки) накопления ТКО, расположенной в районе МКД по <адрес> в <адрес>, твердые отходы не вывозились в период с 13.07.2023 года до 17.07.2023 года, с 23.07.2023 года до 27.07.2023 года, с 30.07.2023 года до 03.08.2023 года.

Несвоевременный вывоз отходов с установленных мест для их накопления и временного хранения (только в период установленного времени – не более одних суток), привел к переполнению твердыми отходами мусорных контейнеров. В районах размещения указанных площадок отмечается накопление КГО, которые своевременно не вывезены. Часть КГО отходов размещены непосредственно на земляной поверхности. Имеется захламление спиленными ветками.

На всех площадках, имеющиеся мусорные контейнеры, не оснащены приспособлениями для предупреждения попадания отходов из мусорных контейнеров за их пределы (нет крышек). Отсутствие указанных приспособлений послужило причиной переполнения контейнеров отходами, попадания отходов на прилегающую территорию и ее загрязнение. Содержимое мусорных контейнеров доступно для бродячих животных и птиц, в результате деятельности которых допускается распространение твердых отходов с вторичным загрязнением территорий населенных мест. Мусорные контейнеры не имеют опознавательных знаков об их принадлежности. Защитная окраска (зеленого цвета) пришла в негодность, имеются ржавые участки внешних поверхностей контейнеров, часть контейнеров технически неисправна (что способствует попаданию отходов за пределы емкостей контейнеров). Территории, прилегающие к проверенным мусорным площадкам, захламлены твердыми отходами в россыпь, в мешках, пакетах и т.п., спиленными ветками деревьев и кустарников. Указанные обстоятельства являются нарушением требований санитарного законодательства.

Региональным оператором ООО «Природа» не обеспечены условия и не выполнены требования, предусмотренные п.п. 11 и 13 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В соответствии с указанными пунктами, ТКО, накопленные на площадках (местах) накопления ТКО, подлежат вывозу с периодичностью не реже одного раза в сутки, КГО – с периодичностью не реже одного раза в 7 дней.

Неудовлетворительное санитарно-эпидемиологическое содержание территорий населенных пунктов района, несвоевременная уборка, захламление, несвоевременный вывоз ТКО и КГО способствуют осложнению санитарно-эпидемиологической обстановки на территориях населенных мест. Создавшаяся ситуация в п.<адрес> и Энергетик способствует появлению и размножению мелких грызунов и синантропных насекомых непосредственно на территориях жилых застроек населенных пунктов.

При рассмотрении сведений, содержащихся в обращениях, поступивших в Северо-Восточный территориальный отдел в 2023 году, заместителем начальника Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Кибяковым А.В., установлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований региональным оператором ООО «Природа», а именно: не обеспечены условия и не осуществляется ежедневный вывоз ТКО, еженедельный вывоз КГО, образованных на местах (площадках) накопления ТКО в населенных пунктах <адрес> – в <адрес> и в <адрес>.

Установленные нарушения зафиксированы в актах контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом № 56-04-19/КНД-540-2023 от 13.07.2023, № 56-04-19/КНД от 01.08.2023.

Просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Природа» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц, допускаемые в процессе организации вывоза ТКО и КГО на территории населенных пунктов п.<адрес> и <адрес> путем проведения мероприятий, направленных на предотвращение угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, а именно:

В соответствии с п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» обеспечить вывоз ТКО в срок временного накопления несортированных ТКО, исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток

В соответствии с п. 13 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» обеспечить вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4°С и ниже, а при температуре плюс 5°С и выше - не реже 1 раза в 7 суток.

В ходе рассмотрения дела к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация МО Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области, Администрация МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области.

В судебном заседании представитель истца Юдаев П.Д., действующий на основании доверенности от 02.10.2023 года сроком на 1 год, поддержал исковые требования по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Природа» Василенко О.Ю., действующая на основании доверенности от 30.12.2023 года сроком по 30.12.2024 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что ООО «Природа» является региональным оператором по сбору и транспортированию ТКО на основании заключенного с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. ООО «Природа» осуществляет сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований согласно территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В соответствии с законом создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к вопросам местного значения в области обращения с твердыми коммунальными отходами, то есть относится к компетенции органов местного самоуправления. В нарушение требований СанПин контейнерные площадки на территории муниципальных образований не оборудованы надлежащим образом, зачастую мусоросборники установлены на земле, отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, нет ограждения. С учетом численности населения, проживающей в населенных пунктах <адрес>, количестве имеющихся контейнерных площадок и контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов недостаточно. Специальные площадки для накопления КГО не созданы совсем либо не оборудованы надлежащим образом. Потребители в нарушение Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, складируют КГО и ТКО на землю рядом с контейнерами, захламляют контейнерные площадки и прилегающую территорию, загромождают подъездные пути к контейнерным площадкам для спецтехники ООО «Природа», создают свалку в черте населенного пункта. Потребители складируют на контейнерных площадках и за их пределами строительные отходы (автохлам (покрышки, фрагменты кузова), растительные отходы (в т.ч. спиленные деревья, кустарники), что не входит в понятие твердых коммунальных отходов, их вывоз не предусмотрен действующим тарифом. Вышеуказанные обстоятельства являются основными причинами захламления мест (площадки) накопления ТКО. Региональный оператор несет ответственность за обращение ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом, погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО. Таким образом, обязанность по содержанию прилегающей территории мест (площадки) накопления ТКО и специальной площадки под КГО лежит на собственнике, то есть органах местного самоуправления. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность регионального оператора осуществлять оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за пределами установленных мест (площадок) накопления ТКО. Контейнерные площадки на территории <адрес> и <адрес> не оборудованы надлежащим образом, специальные площадки под КГО отсутствуют. Органы местного самоуправления препятствуют ООО «Природа» по надлежащему исполнению своих обязанностей. На основании вышеизложенного просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица администрации МО Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области Камалутдинова Ю.С. и Маркина Т.Г., действующие на основании доверенностей от 15.01.2024 сроком по 31.01.2024 года, поддержали заявленные исковые требования, указав, что накопление твердых бытовых отходов на территории Новоорского поссовета связано с ненадлежащим исполнением обязанностей со стороны ООО «Природа» по своевременному вывозу мусора. С потребителями ведется работа по порядку пользования мусорной площадкой, вся необходимая информация размещена на стенде на мусорной площадке и на сайте администрации в сети интернет. Администрация Новоорского поссовета надлежащим образом содержит мусорные площадки, уборку мусора вокруг площадок производит своевременно.

Представитель Администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке.

Учитывая требования ст. 167 ГПК РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц, извещенных в установленном законом порядке.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях.

В соответствии с Положением о Северо-Восточном территориальном отделе Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, утвержденного приказом Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 28.04.2023 года № 144-о.д., Северо-Восточный территориальный отдел, в пределах своей компетенции, осуществляет контроль и надзор в сфере защиты прав граждан по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения

В соответствии с требованиями ст. 11 Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ юридические лица, в соответствии с осуществлением деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствие с требованиями ч. 2 ст. 21 указанного федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обращение с ТКО является коммунальной услугой.

Частью 15.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, начиная от места накопления ТКО, если иное не установлено договором.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Региональный оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абзац 27 статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ).

В силу статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Подпунктом "а" пункта 148(22) Правил N 354 установлена обязанность исполнителя коммунальной услуги по обращению с ТКО предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.

Согласно Правилам N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является обращение с ТКО (то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах) (подпункт "ж" пункта 4 Правилам N 354).

Пунктом 17 Приложения N 1 Правил N 354 предусмотрено, что требованием к коммунальной услуге по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза несортированных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше + 5 °C.

Аналогичные требования к сроку временного накопления несортированных ТКО определены пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, согласно которым срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.

Согласно п. 13 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, а при температуре плюс 5 °C и выше - не реже 1 раза в 7 суток.

График вывоза несортированных ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором исполнителем коммунальной услуги соблюдаются требования подпункта "а" пункта 148(22) Правил N 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества и при этом не нарушается режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения N 1 к Правилам N 354.

Таким образом, региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, касающиеся периодичности вывоза ТКО независимо от того, осуществляется вывоз с площадок накопления ТКО или бестарным способом, а также самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

В соответствии с п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641», под «контейнерной площадкой» понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно пунктам 10,11 Правил № 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

В соответствии с п. 13 указанных Правил № 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом, погрузка твердых коммунальных отходов определена как перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Пунктом 15 Правил № 1156, потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 16 Правил № 1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Согласно п. 1 ст. 8 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В силу п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил N 1039).

Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления («Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).

Согласно п. 6 СанПиН 2.1.3684-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО

Пунктом 9 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что период с июня по август 2023 года в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области неоднократно поступали жалобы со стороны граждан и сельской администрации <адрес> о несвоевременном вывозе твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов, нарушении соответствующего графика, в связи с чем, произошло накопление твердых отходов.

Региональным оператором по сбору и транспортированию ТКО с 01.01.2019 года на основании заключенного с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области является ООО «Природа» на основании соглашения об организации деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, общество является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей Оренбургской области.

По информации из администрации МО Новоорский поссовет от 14.06.2023 года № 654 региональным оператором ООО «Природа» содержимое мусорных контейнеров, размещенных в <адрес> на площадках по <адрес>, на перекрестке переулков <адрес>, по <адрес>, не вывозилось в течение трех дней: 07.06.2023 года, 08.06.2023 года, 09.06.2023 года, что подтверждается соответствующими актами осмотра администрации МО контейнерных площадок по указанным адресам от 07.06.2023 года, 08.06.2023 года, 09.06.2023 года и фотоматериалами.

Из коллективного письменного обращения ФИО12 от 10.07.2023 года в адрес Роспотребнадзора следует, что заявители просят принять меры к региональному оператору ООО «Природа», который не осуществляет вывоз «мусора» с контейнерной площадки в районе <адрес> (на перекрестке улиц им<адрес>), в течение 10-ти месяцев.

13 июля 2023 года Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области по результатам рассмотрения обращения МО Новоорский поссовет от 14.06.2023 года и коллективном обращении граждан от 10.07.2023 года вынесено предостережение в адрес ООО «Природа» о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований п. 11 и п. 13 СанПиН 2.1.3684-21 в части вывоза ТКО и КГО по мере его накопления, на территории МО Новоорский поссовет по адресам: <адрес>, на перекрестке переулков <адрес>, <адрес>.

В соответствии с заявлением ФИО10 в адрес Роспотребнадзора от 08.06.2023, вывоз мусора с площадки около его <адрес> не осуществляется более 5 дней.

Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» от 20 июня 2023 года, место (площадка) накопления ТКО в районе <адрес> не соответствует п. 9 СанПиН 2.1.3684-21.

10 июля 2023 года Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области по результатам рассмотрения обращения гражданина от 09.06.2023 года вынесено предостережение в адрес ООО «Природа» о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 в части вывоза ТКО на территории МО Энергетикский поссовет.

По информации из администрации МО Новоорский поссовет от 27.07.2023 года № 848, подтвержденной фотоматериалами и актами осмотра контейнерных площадок от 24.07.2023 года, 25.07.2023 года, 26.07.2023 года, региональным оператором ООО «Природа» содержимое мусорных контейнеров, размещенных в <адрес> на площадках: <адрес>; на перекрестке переулков <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, не вывозилось своевременно и в полном объеме в течение трех дней подряд 24.07.2023 года, 25.07.2023 года, 26.07.2023 года. Из актов осмотра следует, что 24.07.2023 года из 91 контейнерной площадки вывезено ТБО с 43 контейнерных площадок, из 240 контейнеров вывезено ТБО 122 контейнера. 25.07.2023 года – из 91 контейнеров вывезено ТБО с 38 контейнерных площадок, из 240 контейнеров – вывезено ТБО 82 контейнера, 26.07.2023 года – из 91 контейнеров вывезено ТБО с 38 контейнерных площадок, из 240 контейнеров – вывезено ТБО 93 контейнера.

Согласно данным администрации МО Новоорский поссовет от 03.08.2023 года № 895, 01.08.2023 года из 91 контейнерной площадки в <адрес>, ТКО вывезены из 32, из 240 мусорных контейнеров, ТКО вывезен с 90 контейнеров; 02.08.2023 года из 91 контейнерной площадки в <адрес>, ТКО вывезены из 26, из имеющихся 240 мусорных контейнеров, ТКО вывезен с 70 контейнеров; 03.08.2023 года из 91 контейнерной площадки в <адрес>, ТКО вывезены из 25, из 240 мусорных контейнеров, ТКО вывезен с 62 контейнеров.

Учитывая вышеизложенные нарушения, Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области 11.08.2023 года в адрес ООО «Природа» направлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, предложено принять меры по обеспечению соблюдения требований п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 в части вывоза ТКО, исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: +5 °С и выше – не более 1 суток, плюс 4° С и ниже – не более 3 суток на территории МО Новоорский поссовет по адресам: <адрес>

Из представленных выше письменных доказательств достоверно установлено, что региональным оператором ООО «Природа» в период с 07 по 09 июня 2023 года на территории площадок <адрес> с 24 июля по 26 июля 2023 года на территории площадок <адрес> <адрес>, на перекрестке <адрес> у <адрес> не обеспечены условия и не выполнены требования, предусмотренные п.п. 11 и 13 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно не осуществлен вывоз ТКО, накопленных на площадках (местах) накопления ТКО, с периодичностью не реже одного раза в сутки, КГО – с периодичностью не реже одного раза в 7 дней.

ООО «Природа» не предприняты своевременные меры по недопущению нарушения режима обеспечения потребителей коммунальной услугой по обращению с ТКО.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ответчика объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие региональным оператором всех необходимых мер, направленных на выполнение установленного порядка накопления ТКО на территории <адрес> и <адрес>, судом не установлено и материалы дела не содержат.

Возражения ответчика в части неисполнения органами местного самоуправления обязанности по надлежащему содержанию и оборудованию площадок, складированию потребителями отходов, вывоз которых не предусмотрен действующим тарифом, что как следствие, с позиции ООО «Природа», препятствует надлежащему выполнению обязательств по сбору и транспортированию ТКО и КГО, не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами. ООО «Природа» с соответствующими письмами и претензиями к администрациям МО Новоорский поссовет и МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области не обращалась. Представленные ответчиками доказательства надлежащего исполнения обязательств и соблюдения требований санитарного законодательства в виде отчетов по посещению геозон за период с 05 августа по 10 ноября 2023 года и за период с 31 декабря 2023 года по 11 января 2024 года согласно утвержденному директором ООО «Природа» 01 июня 2023 года маршруту сбора ТКО, а также с приложением фотографий мусорных площадок от 04 декабря 2023 года, освобожденных от ТКО и КГО, не свидетельствует о таком надлежащем исполнении обязательств региональным оператором ООО «Природа», поскольку представлены в период рассмотрения дела судом с целью освобождения от ответственности. Представленные ответчиком доказательства опровергаются протоколом осмотра, проведенного начальником Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО3 05 декабря 2023 года, согласно которому проведен осмотр 30-ти мест (площадок) накопления ТКО на территориях МО Новоорский поссовет и МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области. В результате проведенного осмотра установлено, что в нарушение п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 установленные мусорные контейнеры в количестве 5 штук в районе МКД <адрес> переполнены, мусорные контейнеры в <адрес> переполнены на перекрестке <адрес>, <адрес>. Региональным оператором не осуществлен вывоз содержимого указанных мусорных контейнеров. На территориях, прилегающих к 16-ти местам (площадкам) накопления ТКО установлено накопление и не вывоз спиленных веток деревьев и кустарников. В соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 21.08.2023 года № 12-18/21623 объем и масса отходов, образующихся на придомовой территории частных домов (ветки от обрезки деревьев и кустарников, отходы от ухода за газонами и цветниками, уличный смет от уборки придомовой территории, новогодние елки) учтены при определении нормативов накопления ТКО для индивидуальных жилых домов на территории Оренбургской области, подлежат своевременному вывозу региональным оператором.

Кроме того, из письма администрации МО Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области от 15 ноября 2023 года № 1356 в адрес начальника Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, следует, что за период с января 2023 года до настоящего времени от регионального оператора ООО «Природа» сведений об обнаружении мест складирования твердых коммунальных отходов не поступало. Заключенных договоров на ликвидацию несанкционированных свалок между администрацией МО Новоорский поссовет и региональным оператором ООО «Природа» не имеется. Сведений о самостоятельной ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов от регионального оператора не поступали. На территории МО Новоорский поссовет ежедневно осуществляется вывоз отходов одним транспортным средством (мусоровозом). Сбор отходов производится не в полном объеме, из 91 контейнерной площадки вывоз отходов составляет менее 50%. С сентября месяца 2023 года спецтранспорта по вывозу КГО на территории МО Новоорский поссовет не было. Учитывая, что региональный оператор осуществляет вывоз отходов не в полном объеме, соответственно одного транспортного средства недостаточно для освобождения всех контейнеров, установленных на территории МО Новоорский поссовет.

Принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства и учитывая, что ответчиком допускаются нарушения санитарного законодательства в части периодичности вывоза ТКО и КГО, в том числе и после вынесенных Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области в адрес ООО «Природа» предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований и в ходе рассмотрения дела по заявленным требованиям судом, прихожу к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований и возложения на ООО «Природа» обязанности обеспечить соблюдение требований п. 11 и п. 13 СанПиН 2.1.3684-21.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░:

- ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.11 ░░░░░░2.1.3684-21 "░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░: ░░░░ 5 °C ░ ░░░░ - ░░ ░░░░░ 1 ░░░░░; ░░░░ 4 °C ░ ░░░░ - ░░ ░░░░░ 3 ░░░░░;

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.13 ░░░░░░2.1.3684-21 "░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░ 1 ░░░░ ░ 10 ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ 4 °C ░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ 5 °C ░ ░░░░ - ░░ ░░░░ 1 ░░░░ ░ 7 ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.

2-132/2024 (2-3027/2023;) ~ М-2663/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области в лице Северо-Восточного террит. отдела
Ответчики
ООО "Природа"
Другие
Администрация МО Новоорский поссовет Новоорского р-на Оренбургской области
Администрация МО Энергетикский поссовет
Суд
Промышленный районный суд г. Оренбурга
Судья
Бахтиярова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
promyshleny--orb.sudrf.ru
11.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2023Передача материалов судье
16.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2023Подготовка дела (собеседование)
02.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2024Дело оформлено
17.05.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее