№2-234/2024
76RS0008-01-2023-002422-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Переславль-Залесский 12 февраля 2024 г.
Переславский районный суд Ярославской области в составе
судьи Охапкиной О.Ю.,
при секретаре Рубищевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» о возложении обязанности провести комплексный анализ гидротехнического сооружения, устранить дефекты в техническом состоянии гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Переславский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации городского округа город Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского».
С учётом заявления об уточнении исковых требований от 12.02.2024г. просит обязать Администрацию городского округа город Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» в срок до <дата скрыта> выполнить комплексный анализ гидротехнического сооружения – шлюза-регулятора на <адрес скрыт> с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности конструкций; устранить дефекты указанного гидротехнического сооружения путем установки уплотнителей в щитовых пазах (л.д.56-57).
Требования мотивировал тем, что при проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации шлюза на <адрес скрыт>, по результатам регулярного обследования гидротехнического сооружения <дата скрыта> у шлюза-регулятора на <адрес скрыт> выявлены следующие дефекты: отсутствуют уплотнители в щитовых пазах; на поверхности металлических затворов имеются следы ржавчины; отдельные железобетонные плиты рисбермы, а также плиты на откосах водоотводящего русла имеют просадки и смещения относительно друг друга; имеются дефекты железобетонных поверхностей. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В силу ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава городского округа город Переславль-Залесский, к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды. Собственником гидротехнического сооружения на <адрес скрыт> является городской округ город Переславль-Залесский, гидротехническое сооружение закреплено на праве оперативного управления за МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского». В силу ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», п. 6.13 СП 58.13330.2019 на собственнике и (или) эксплуатационной организации лежит обязанность по обеспечению соблюдения требований, касающихся эксплуатации, ремонта, реализации мер по обеспечению технически исправного состояния сооружения и его безопасности, а также проведение комплексного анализа с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности. Неисполнение обязанности по обеспечению безопасного функционирования гидротехнического сооружения нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, нарушает их законные интересы, может нанести вред окружающей среде и хозяйственным объектам (л.д.4-7).
В судебном заседании процессуальный истец в лице заместителя Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Шинкарева А.И. заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что проводилась проверка соблюдения законодательства, в ходе которой были установлены дефекты шлюза на <адрес скрыт>, составлен акт обследования. В адрес Администрации города Переславля-Залесского было направлено представление прокурора и установлен срок для устранения нарушений, однако, нарушения не были устранены. Заявленный в исковом заявлении срок для исполнения решения суда полагает разумным, против увеличения срока возражал.
Представитель Администрации городского округа город Переславль-Залесский в судебном заседании не участвовал, судом извещены надлежаще. В адрес суда направил письменную позицию по делу, указал, что работы по исполнению ранее принятых судебных актов, а также мероприятия, направленные на исполнение требований, изложенных в исковом заявлении, запланированы ответчиком на 2024 год, полагал необходимым увеличить срок исполнения решения суда до одного года, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.34-35).
Представитель МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» в судебном заседании не участвовал, судом извещены надлежаще. В адрес суда направил письменный отзыв на административный иск, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.39,55).
Представители третьих лиц Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро», в судебном заседании не участвовали, судом извещены надлежаще. Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области ранее ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.32).
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст. 45 ГПКРФ прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Федеральный закон №117-ФЗ) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.
Согласно ст. 3 Федерального закона №117-ФЗ под безопасностью гидротехнических сооружений понимают свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов (абзац 6).
Одним из требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений является необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях (пункт 5 статьи 8 Федерального закона №117-ФЗ).
В соответствие с пунктом 6.13 СП 58.13330.2019 «Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 16.12.2019 N 811/пр) гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию и находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от состояния должны не реже чем один раз в пять лет подвергаться комплексному анализу с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества.
В соответствие со ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По результатам комиссионного обследования гидротехнического сооружения, выполненного в <дата скрыта>., установлено, что комплексный анализ гидротехнического сооружения за время его эксплуатации не проводился, при этом само гидротехническое сооружение имеет ряд значительных дефектов: отсутствуют уплотнители в щитовых пазах; на поверхности металлических затворов имеются следы ржавчины; отдельные железобетонные плиты рисбермы, а также плиты на откосах водоотводящего русла имеют просадки и смещения относительно друг друга; имеются дефекты железобетонных поверхностей (л.д.19-21).
Ярославским межрайонным природоохранным прокурором по фактам вышеперечисленных нарушений <дата скрыта> в адрес исполняющего обязанности Главы городского округа г. Переславль-Залесский внесено представление, которое было рассмотрено <дата скрыта> с участием представителя прокурора, однако, достаточных мер по их устранению не принято (л.д.13-15, 16-18).
В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
При этом, в ходе судебного разбирательства, ответчиками факт выявленных нарушений требований федерального законодательства, направленных на обеспечение безопасности эксплуатации гидротехнического сооружения, не оспаривался, не оспаривалась необходимость выполнения требований, установленных законом в части обязанности по проведению комплексного анализа гидротехнического сооружения с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности.
Из материалов дела следует, что шлюз на <адрес скрыт>, общей пл. – <данные изъяты>, включен в реестр муниципального имущества городского округа (л.д.37), постановлением Администрации города Переславля-Залесского <номер скрыт> от <дата скрыта>. передан МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславль-Залесский» на праве оперативного управления, принадлежит на праве собственности городскому округу город Переславль-Залесский (л.д.34).
Согласно информации ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» от надлежащей эксплуатации гидротехнического сооружения, шлюза на <адрес скрыт> напрямую зависит уровень воды озера Плещеево (л.д.8-9).
Охрана окружающей среды – деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - далее Федеральный закон №7-ФЗ).
Согласно ст.1 Федерального закона №7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ч.2 ст.7 Федерального закона №7-ФЗ).
В соответствие со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Аналогичные положения содержатся в ст. 9 Устава городского округа город Переславль-Залесский.
В соответствии с Уставом МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславль-Залесского», учредителем является муниципальное образование – городской округ г. Переславля-Залесского, функции и полномочия от имени городского округа выполняет администрация городского округа.
Таким образом, в силу ст. 210, ст. 216, ст.296 ГК РФ, положений Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», обязанность по исполнению требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, расположенных в границах округа возложена как на собственника гидротехнического сооружения, так и на казённое учреждение, за которым такое сооружение закреплено на праве оперативного управления.
Неисполнение обязанности по обеспечению безопасного функционирования гидротехнического сооружения нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу причинения вреда жизни, здоровью и законным интересам людей, окружающей среде и хозяйственным объектам.
Заявленный процессуальным истцом срок для исполнения решения суда – до 31.12.2024г., является разумным. Из письменной позиции ответчиков следует, что проведение мероприятий по обеспечению безопасности на гидротехническом сооружения <адрес скрыт> запланировано на 2024 год.
С учетом изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Переславля-Залесского (<данные изъяты>), МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского» (<данные изъяты>), удовлетворить.
Обязать Администрацию города Переславля-Залесского, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского» в срок до 31 декабря 2024 года выполнить комплексный анализ гидротехнического сооружения – шлюза – регулятора на <адрес скрыт> с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности конструкций; устранить дефекты указанного гидротехнического сооружения путем установки уплотнителей в щитовых пазах.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2024 года.
Судья О.Ю.Охапкина