РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу УИД 43RS0039-01-2022-000625-28, № производства 2-81/2023
28 февраля 2023 года г. Уржум
Уржумский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Тимохиной Л.В.,
при секретаре Никулиной О.А.,
с участием ответчиков ФИО2, ФИО3 и её представителя Крупиной З.В.,
представителя третьего лица ОМВД России по Уржумскому району по доверенности Распопина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 об освобождении страховщика от обязательства по осуществлению страховой выплаты,
установил:
АО «СОГАЗ» обратилось в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что ответчики обратились в АО «СОГАЗ» с заявлениями о страховой выплате в связи со смертью застрахованного лица, ФИО2, в период прохождения службы в органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 был выходной день, в течение которого он занимался хозяйственными работами дома. Около 15 часов того же дня ФИО2 пошел в гости к соседу ФИО10, в доме которого они стали употреблять спиртные напитки, выпив около 0,75 литра самогона на двоих. Когда ФИО2 пошел домой, он почувствовал себя плохо, сел на крыльцо строящегося между их участками дома и уснул. Около 18 часов спящего ФИО2 обнаружила соседка ФИО11 Поскольку ФИО2 находился в состоянии алкогольного опьянения и не мог самостоятельно передвигаться, ФИО12 и ФИО13, сопроводили его до дома. Около 22 часов супруга ФИО2 – ФИО3 обратила внимание, что супруг перестал храпеть и решила проверить его состояние. Войдя в комнату, она обнаружила супруга без признаков жизни. Прибывшие по вызову ФИО3 сотрудники «скорой помощи», после проведения реанимационных мероприятий, которые не принесли результата, констатировали смерть ФИО2
Согласно заключения эксперта, смерть ФИО2 наступила от отравления этиловым алкоголем, что подтверждается морфологическими данными и высоким содержанием этанола в крови (4,4 промилле) и моче (3.8 промилле). В связи с чем, истец просит установить причинно-следственную связь между наступлением смерти ФИО2 и нахождением его в состоянии алкогольного опьянения; освободить АО «СОГАЗ» от выплаты страхового возмещения выгодоприобретателям – ФИО3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО4 и ФИО4, ФИО2 и ФИО7, в связи со смертью застрахованного лица ФИО2
Определением Уржумского районного суда Кировской области от 02.02.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены УМВД России по Кировской области и ОМВД России по Уржумскому району (л.д. 96).
Представитель АО «СОГАЗ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Ответчики ФИО2, ФИО3, действующая в своих интересах и интересах <данные изъяты> ФИО4 и ФИО4, её представитель Крупина З.В., в судебном заседании исковые требования не признали, указали, что причиной смерти ФИО2 явился отек мозга.
Представитель третьего лица ОМВД России по Уржумскому району Распопин В.А. считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, страховые выплаты родственникам должны быть выплачены.
Представитель третьего лица УМВД России по Кировской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда.
Судом установлено, что ФИО2 проходил службу в ОМВД России по Уржумскому району в должности старшего оперуполномоченного направления экономической безопасности и противодействия коррупции. В связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ исключен из реестра сотрудников органов внутренних дел.
ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 был выходной день, он занимался домашними делами, а позднее употреблял алкоголь с соседом, в результате чего ему стало плохо, он не мог самостоятельно передвигаться. В этот же день ФИО2 умер.
Из акта судебно-медицинского исследования трупа № от ДД.ММ.ГГГГ эксперта КОГБСЭУЗ «Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» следует, что смерть ФИО2 наступила от отравления этиловым алкоголем, что подтверждается морфологическими данными и высоким содержанием эталона в крови (4,4 промилле) и моче (3,8 промилле) (л.д. 83-84).
Оценивая данное заключение эксперта, у суда не имеется оснований сомневаться в достоверности выводов врача, поскольку они основаны на данных медицинских документов и обследовании испытуемого, научно обоснованы, объективно подтверждены исследованными в судебном заседании документами, поэтому суд признает его достоверным.
Из государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством внутренних дел Российской Федерации и АО «СОГАЗ» следует, предметом контракта является страхование в 2022-2023 годах жизни и здоровья застрахованных лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в течение одного года после окончания службы по страховым случаям, предусмотренным государственным контрактом. Выгодоприобретателями по государственному являются ответчики: супруга ФИО3, родители ФИО7 и ФИО2, <данные изъяты> ФИО4 и ФИО4 (л.д. 18-31).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ФИО7, ФИО2 обратились в АО «СОГАЗ» с заявлениями о выплате страховой суммы в связи с гибелью застрахованного лица (л.д. 35-61).
Из заключения проверки по факту смерти майора полиции ФИО2, утвержденного Врио начальника УМВД России по Кировской области ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ следует, что смерть старшего оперуполномоченного направления ЭБиПК ОМВД России по Уржумскому району майора полиции ФИО2 наступила в период прохождения службы в органах внутренних дел при обстоятельствах, не связанных с выполнением служебных обязанностей, от отравления этиловым алкоголем (л.д. 110).
Из постановления следователя по ОВД Уржумского межрайонного следственного одела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в возбуждении уголовного дела по факту смерти ФИО2 по признакам преступления, предусмотренных ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111, ч. 1 ст. 105, п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ отказано, за остуствием события преступления, т.е. по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (л.д. 62, 63).
Выслушав мнение ответчиков, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 ГК РФ).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ установлено, что объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с данным федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ определено, что выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - в частности, супруга, состоявшая на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, несовершеннолетние дети застрахованного лица.
В статье 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, в числе которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для освобождения страховщика от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию.
Так, страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица (абзац третий пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ).
В ходе судебного разбирательства установлена прямая причинно-следственная связь между алкогольным опьянением ФИО2 и его смертью, что подтверждается материалами дела. Нахождение ФИО2 в момент наступления смерти в состоянии алкогольного опьянения влияет на квалификацию произошедшего события как страхового случая.
Довод ответчиков о том, что смерть ФИО2 наступила от отека мозга, что указано в справке о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, опровергается материалами дела, а также заключением эксперта, из которого следует, что смерть ФИО2 наступила от отравления этиловым алкоголем.
На дату выдачи справки ДД.ММ.ГГГГ, заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало, в связи с чем, суд полагает, в справке причина смерти указана – отек мозга.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом ответчикам разъяснена возможность проведения новой экспертизы, однако, такой возможностью последние не воспользовались.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования удовлетворить.
Установить, что смерть ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес> находится в прямой причинной связи с его состоянием алкогольного опьянения.
Освободить акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (ИНН №) от выплаты страхового возмещения в связи со смертью застрахованного лица ФИО2, выгодоприобретателям – ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Уржумский районный суд Кировской области в течение месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Л.В. Тимохина