14RS0035-01-2023-004281-04
Дело №2-4292/2023
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 23 мая 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Н.В., при секретаре Лыткиной А.Л., рассмотрев в выездном открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов им. В.И. Кононова» к Емельяновой Валентине Евгеньевне о взыскании задолженности по оплате за предоставленные социальные услуги и расторжении договора,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов им. В.И. Кононова» обратилось в суд с иском к Емельяновой В.Е. о взыскании задолженности по оплате за предоставленные социальные услуги. В обоснование иска указано, что ____ года между сторонами был заключен договор о предоставлении услуг № №. В связи с тем, что ответчиком с декабря 2019 года плата за предоставленные социальные услуги вносится не в полном объеме, просит взыскать с ответчика задолженность по оплате за представление социальных услуг в размере 52 249 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 767 руб., а также расторгнуть договор № № от ____ года.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Васильева Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просит иск удовлетворить.
Ответчик Емельянова В.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в исковых требованиях отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, направил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, просит иск удовлетворить.
Суд, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к следующему.
____ года между ГБУ РС (Я) «Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов имени В.И. Кононова» и Емельяновой В.Е. заключен договор о предоставлении социальных услуг № №
Согласно пункту 1.1 договора поставщик обязуется на основании письменного заявления оказывать социальные услуги в соответствии с Федеральным законом № 443-ФЗ от 28.12.2013 и Указом Главы РС (Я) № 305 от 02.02.2015.
Согласно пункту 3.2 договора получатель социальных услуг оплачивает стоимость в размере 75% от своего среднедушевого дохода, расчет стоимости оплаты социальных услуг производится в полном соответствии с п. 4 ст. 31 Федерального закона № 443-ФЗ и Порядка определения среднедушевого дохода для предоставления услуг.
Получатель осуществляет оплату услуг ежемесячно в установленный день выплаты пенсии через расчетный счет учреждения за безналичный расчет (п. 3.3 Договора).
В случае, если получатель отказывается оплачивать стационарное обслуживание в установленном порядке, администрация учреждения решает вопрос о расторжении договора, с возмещением поставщику понесенных затрат (п. 3.4 Договора).
В силу пункта 6.2 договора в случае его досрочного расторжения стороны обязаны до момента расторжения предварительно письменно уведомить об этом друг друга.
Расторжение договора по инициативе поставщика производится приказом в течение трех рабочих дней на основании: истечения срока обслуживания; выявления у получателя медицинских противопоказаний к предоставлению социальных услуг; систематическое (два или более раз) нарушение получателем сроков внесения установленной договором платы за услуги; систематическое (два или более раз) нарушение получателем норм и правил социального обслуживания; смерть получателя (п. 6.4 Договора).
Указанный договор заключен между сторонами на срок до ____ года.
В соответствии с актами сдачи-приемки оказанных социальных услуг за ____ года по ____ года услуги Емельяновой В.Е. были оказаны ответчиком в полном объеме, что подтверждается подписью ответчика.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ) (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного Федерального закона, в том числе понятия "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Статьей 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ установлено, что индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания (статья 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого Федерального закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26 апреля 2016 г. N 902-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 17 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" указал, что при заключении договора о предоставлении социальных услуг поставщик социальных услуг не может произвольно устанавливать размер платы за предоставление социальных услуг, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 32 оспариваемого Закона размер ежемесячной платы за предоставление таких социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги. Действующее правовое регулирование закрепляет и максимальный размер такой платы, который не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О дополнительных гарантиях по социальной защите пенсионеров и отдельных категорий лиц, проживающих в Республике Саха (Якутия) социальное пособие - ежемесячная денежная выплата гражданам, установленная законодательством с целью оказания им материальной помощи.
Следовательно, законом предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата относится к доходам, с которых удерживается плата за предоставление социальных услуг.
Стоимость услуг по договору не превышает, установленный законом предельный размер платы (пункт 3.2 Договора).
Судом установлено, что ответчик является получателем социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Из справки ОПФР по РС (Я) № № от ____ следует, что Емельяновой В.Е. установлена государственная пенсия по инвалидности (по п. 1 ст. 11 Федерального закона № 166-ФЗ) и ежемесячная денежная выплата (по п. 1 с. 28.1 Федерального закона № 181-ФЗ).
Суммарный размер выплат составил: в ___
В связи с ненадлежащим исполнением своих обязательств за период с октября 2021 по декабрь 2022 года образовалась задолженность в размере 94 090,45 руб. Указанный расчет истца проверен судом, сомнений не вызывает.
Принимая во внимание, что ответчик является получателем социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, оплата за предоставленные социальные услуги произведена ответчиком не в полном объеме, требования истца о взыскании задолженности подлежат удовлетворению.
В части требований истца о расторжении договора суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В обоснование требований о расторжении договора истец ссылается на факт отсутствия оплаты от ответчика.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2).
Конституцией Российской Федерации гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности (ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации).
В силу ст.4 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека; осуществляется также на следующих принципах: равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; адресность предоставления социальных услуг; приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; добровольность; конфиденциальность.
Как видно из материалов дела, предоставляемые истцом ответчику социальные услуги, входят в перечень гарантированных государством социальных услуг, истец, являясь учреждением социального обслуживания населения, входящим в государственную систему социальных служб, оказывающим инвалидам, в том числе, социальные услуги, входящие в перечень таких услуг, гарантированных государством.
Оценивая вышеприведенные нормы закона, суд полагает, что на момент рассмотрения дела не подтверждается наличие каких-либо обоснованных объективных причин для прекращения предоставления одного из основных видов социального обслуживания, требующегося Емельяновой В.Е. в силу наличия инвалидности и преклонного возраста, гарантированного государством. Доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком условий договора, кроме как частичного отсутствия оплаты, истцом не представлено.
На основании изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 13 июня 2006 года N 272-О, положения статьи 333.36 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 333.20 данного Кодекса и статьи 89 ГПК РФ позволяют суду общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, освободить его от уплаты государственной пошлины.
Учитывая имущественное положение ответчика, являющегося инвалидом, суд на основании указанных норм освобождает его от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Емельяновой Валентины Евгеньевны, ____ года рождения, паспорт ___ в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов им. В.И. Кононова», ОГРН 1021401046480, задолженность за период с 01.10.2021 по 31.12.2022 в размере 94090 рублей 46 копеек.
В удовлетворении искового требования о расторжении договора о предоставлении социальных услуг от 05.12.2019 №316, заключенного между ГБУ РС(Я) «КДИПИ им. В.И. Кононова» и Емельяновой Валентиной Евгеньевной – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Жиркова