Таскаева М.Н. Дело № 21-294/2022
(Дело № 12-30/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., при секретаре судебного заседания Вахниной Т.В., рассмотрев 25 мая 2022 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар Республики Коми дело по жалобе защитника ООО "Жешартский ЛПК" Биттнер Н.С. на постановление начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) и организации охраны и защиты леса - старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 27 января 2022 года № 7 и решение судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 08 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Жешартский ЛПК",
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) и организации охраны и защиты леса - старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 27 января 2022 года № 7 ООО "Жешартский ЛПК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица административного органа, защитник ООО "Жешартский ЛПК" подал жалобу в суд в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором ставил вопрос об отмене постановления как незаконного и необоснованного.
Решением судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 08 апреля 2022 года приведённое постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба ООО "Жешартский ЛПК" - без удовлетворения.
Выражая несогласие с состоявшимися по делу процессуальными актами, защитник ООО "Жешартский ЛПК" Биттнер Н.С. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и судебное решение отменить как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, либо снизить размер административного штрафа.
В письменных возражениях должностное лицо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Зыков Н.Н. выразил несогласие с доводами жалобы, полагает вину ООО "Жешартский ЛПК" во вменяемом правонарушении доказанной совокупностью представленных в материалы дела доказательств, а вынесенные по делу акты - законными и обоснованными, просит решение суда оставить без изменения, жалобу ООО "Жешартский ЛПК" - без удовлетворения. Одновременно возражения содержат ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Защитник ООО "Жешартский ЛПК" Биттнер Н.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила также учесть трудное финансовое положение предприятия.
Должностное лицо административного органа, надлежаще извещённое о месте и времени рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не приняло.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 и статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено при имеющейся явке участвующих лиц и в отсутствие неявившихся лиц, явку которых не признаю обязательной.
Заслушав защитника ООО "Жешартский ЛПК" Биттнер Н.С., изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и возражения на жалобу, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах: сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Единые обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах определены в Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614, а соответствии с пунктом 3 которых меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 5 Правил мера пожарной безопасности, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 данных Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В силу пункта 10 Правил со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с пунктом 26 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются.
Пунктом 27 Правил предусмотрено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В силу пункта 29 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Приведённые выше нормы касаются нарушений Правил пожарной безопасности в лесах в период пожароопасного сезона.
Постановлением Правительства Республики Коми от 24 июня 2021 года № 300 в лесах на территории Республики Коми с 24 июня 2021 года был установлен особый противопожарный режим.
Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что 14 января 2019 года между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (арендодатель) и ООО "Жешартский ЛПК" (арендатор) заключён договор аренды лесного участка № 45, расположенного по адресу: Республика Коми, МО МР "Сысольский", ГУ "Сысольское лесничество", Исаневское участковое лесничество, кварталы №№ 24-29, 39-44, 60-65, 80-92, 105-119, 134-148, 161-177, 198-205, 227-232, 256, 263, площадью 21865 га, с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен> <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, с категорией защищённости - эксплуатационные леса для заготовки древесины, с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта "Техническое перевооружение деревообрабатывающего комплекса по производству древесных плит в п. Жешарт Республики Коми". Срок действия указанного договора установлен с 14 января 2019 года по 13 января 2068 года и составляет 49 лет (пункт 6.1 Договора).
Арендатор обязан, в том числе использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором; осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением № 7 к настоящему договору (пункт 3.4 Договора).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором, арендатор в силу пункта 4.1 Договора несёт ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 09 августа 2021 года в ходе плановой выездной проверки на предмет соблюдения юридическим лицом требований лесного законодательства на 2021 год в присутствии начальника отдела лесопользования ООО "Жешартский ЛПК" Ковалева М.Н. проведён осмотр лесосеки 1 в выделах 13, 14, 15, 16 квартала 65 Исаневского участкового лесничества ГУ "Сысольское лесничество", где ООО "Жешартский ЛПК" в выделах 14, 15, 16 осуществлена заготовка древесины - сплошная рубка лесных насаждений на площади 18,2 га (лесная декларация № 5 от 9 марта 2021 года).
Протоколом осмотра № 3 от 09 августа 2021 года на указанной территории лесосеки 1 в выделах 14, 15, 16 квартала 65 зафиксированы нарушения пунктов 10, 26, 27 и 29 Правил пожарной безопасности в лесах, а именно при проведении рубок лесных насаждений одновременно заготовкой древесины не обеспечена укладка порубочных остатков в кучи или валы с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений; не обеспечена очистка от порубочных остатков территории данной лесосеки, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо ее отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером; часть заготовленной древесины оставлена на месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Также 09 августа 2021 года проведён осмотр лесосеки 1 в выделах 2, 3, 4, 5, 6, 40 квартала 85 Исаневского участкового лесничества ГУ "Сысольское лесничество", где ООО "Жешартский ЛПК" в выделах 2, 3, 4, 6 осуществлена заготовка древесины - сплошная рубка лесных насаждений на площади 28 га (лесная декларация № 2 от 29 декабря 2020 года).
Согласно протоколу осмотра № 4 от 09 августа 2021 года, на указанной территории лесосеки 1 в выделах 2, 3, 4, 6 квартала 85 Исаневского участкового лесничества Сысольского лесничества выявлены следующие нарушения пунктов 10, 26 и 27 Правил пожарной безопасности в лесах, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины не обеспечена укладка порубочных остатков в кучи или валы с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений; не обеспечена очистка от порубочных остатков территории лесосеки, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо ее отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 27 августа 2021 года по результатам проведенных осмотров должностным лицом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в отношении ООО "Жешартский ЛПК" протокола № 24/21 об административном правонарушении и последующего вынесения должностным лицом административного органа постановления о привлечении юридического лица ООО "Жешартский ЛПК" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "Жешартский ЛПК" административного правонарушения и вина в его совершении подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств, а именно: - лесной декларацией ООО "Жешартский ЛПК" № 5 от 09 марта 2021 года с приложениями к ней 1, 3, 4; лесной декларацией ООО "Жешартский ЛПК" № 2 от 29 декабря 2020 года с приложениями к ней 1, 3, 4; технологической картой лесосечных работ от 12 марта 2021 года; технологической картой лесосечных работ от 31 декабря 2020 года; протоколом осмотра ГУ "Сысольское лесничество" № 3 от 09 августа 2021 года с абрисом места нарушения правил пожарной безопасности в лесах на лесосеке № 1 в выделах 14, 15, 16 квартала 65 Исаневского участкового лесничества Сысольского лесничества, фототаблицей; протоколом осмотра ГУ "Сысольское лесничество" № 4 от 09 августа 2021 года с абрисом места нарушения правил пожарной безопасности в лесах на лесосеке № 1 в выделах 2, 3, 4, 6 квартала 85 Исаневского участкового лесничества Сысольского лесничества, фототаблицей; договором аренды лесного участка от 14 января 2019 года № 45 с приложениями № 1 к нему (схема расположения и границ лесного участка), № 2 (характеристики лесного участка на 14 января 2019 года), № 3 (ежегодный объем заготовки древесины), № 4 (расчёт арендной платы по договору аренды лесного участка, заключенного в целях использования лесов для заготовки древесины от 14 января 2019 года), № 5 (сроки внесения арендной платы за год (рублей)), № 6 (акт приема передачи лесного участка, переданного в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины); приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 20 декабря 2018 года № 2576 "О заключении договора аренды лесного участка с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов; актом плановой выездной проверки Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 13 августа 2021 года, и иными письменными материалами дела, которые получили оценку должностным лицом административного органа и судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ООО "Жешартский ЛПК" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи районного суда не имеется.
Доводы жалобы защитника юридического лица относительно нерассмотрения должностным лицом административного органа ходатайства ООО "Жешартский ЛПК" об освобождении юридического лица от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, замены административного штрафа предупреждением или снижении размера административного штрафа до 150000 рублей, не свидетельствует о незаконности и необоснованности постановления должностного лица и судебного решения.
Статьёй 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что заявленные ходатайства подлежат обязательному рассмотрению должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Как следует из содержания заявленного ходатайства, в нём изложена правовая позиция Общества относительно вмененного правонарушения, а также содержится просьба о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью, замены административного штрафа предупреждением или снижении размера административного штрафа.
Вопреки требованиям пункта 2 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленное Обществом ходатайство о прекращении производства по делу не рассмотрено, мотивированного определения об отклонении заявленного ходатайства не принято, ссылка в оспариваемом постановлении на причины отклонения также отсутствует. Вместе с тем, данное нарушение не является существенным процессуальным нарушением, поскольку мотивы отказа в удовлетворении ходатайства изложены в судебном акте. Судья, оснований для освобождения общества от административной ответственности по приведенным выше основаниям не усмотрел.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления и решения, не установлено.
Доводы жалобы о наличии оснований для применения норм статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях аналогичны доводам, оценка которым дана при вынесении решения судьей районного суда, оснований не согласиться с выводами которого не усматриваю.
Отсутствие негативных последствий совершённого административного правонарушения не является исключительным обстоятельством, и должно оцениваться исходя из высокой степени общественной опасности совершённого правонарушения, поскольку объектом посягательства является установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения пожарной безопасности в лесах, и как следствие, возможное возникновение и наступление неотвратимых последствий в виде уничтожение имущества, угроза негативного воздействия на окружающую среду при неисполнении правил пожарной безопасности в лесах.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Жешартский ЛПК" к административной ответственности не нарушены, наказание назначено должностным лицом в пределах санкции части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Из материалов дела наличие каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 указанного выше Кодекса, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) и организации охраны и защиты леса - старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 27 января 2022 года № 7 и решение судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 08 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Жешартский ЛПК", оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Жешартский ЛПК" Биттнер Н.С. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья В.В. Попов
Копия верна, судья В.В. Попов