Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2315/2022 ~ М-1499/2022 от 22.04.2022

Дело № 2-2315/2022 (УИД: 44RS0001-01-2022-002493-02)

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2022 года          г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.

при секретаре судебного заседания Макарычеве Д.М.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Нерехтского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Шленбаевой Антонины Павловны к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,

У С Т А Н О В И Л:

Нерехтский межрайонный прокурор Костромской области обратился в Свердловский районный суд г. Костромы в интересах Шленбаевой Антонины Павловны с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом Аллопуринол №50 100 мг. по медицинским показаниям в полном объеме.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Нерехтской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой было установлено, что Шленбаева А.П., <дата> г.р., является инвалидом ... группы, состоит на учете в ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» с диагнозом «Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей». В качестве лечения ей, в числе прочего, назначен лекарственный препарат Аллопуринол №50 (100 мг., 1 упаковка на 1 месяц, 12 упаковок в год). Проверкой установлено, что ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» в нарушение действующего законодательства в течение 2021 г., истекшего периода 2022 года не обеспечивает Шленбаеву А.П. указанным препаратом. Кроме того, несмотря на наличие потребности, рецепты лечащим врачом на его получение также не выписываются. По результатам проверки в адрес медицинского учреждения внесено представление, однако фактически нарушения не устранены. При этом из ответа ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» от 14.04.2022 следует, что обеспечить Шленбаеву А.П. надлежащим образом лекарственным препаратом Аллопуринол №50 не представляется возможным по причине отсутствия финансирования со стороны Департамента здравоохранения Костромской области.

В судебном заседании старший помощник Нерехтского межрайонного прокурора Костромской области Гринберг Е.П. исковые требования поддержала в полном объеме.

Истец Шленбаева А.П. в судебном заседании не участвует, извещена о его проведении надлежащим образом.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области в судебное заседание не явился. В телефонограмме Пашкина Л.М. сообщила, что обеспечить участие представителя ответчика в судебном заседании не представляется возможным по причине занятости в другом процессе.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.    

В силу ч. 2 ст. 80 данного Федерального закона при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1).

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 5 ч. 2).В соответствии со ст. 82 данного Закона источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, согласно разделу V которой источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Так, в приложении №1 Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, названы лица, страдающие онкологическими заболеваниями, которые имеют право на получение бесплатно по рецепту врача всех лекарственных средств.

Приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 № 695 утверждён Порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении.

В силу п.1.3.6 к региональным льготникам относятся жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета) ( п.1.5 Порядка).

Как установлено судом, Шленбаева А.П. является инвалидом ... группы бессрочно, имеет диагноз «...» с 2008 года.

Как следует из представленных медицинских документов, Шленбаевой А.П., в числе прочего, назначено лечение препаратом аллопуринол №50 100 мг. из расчета 1 упаковка на 1 месяц, 12 упаковок в год.

Из представленных отчетов о лекарственных средствах, выписанных льготнику, следует, что лекарственным препаратом Аллопуринол Шленбаева А.П. за период с 01.01.2021 по 15.03.2022 не обеспечивалась.

Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Истец Шленбаева А.П. страдает заболеванием, которое входит в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В силу этого истец должна быть обеспечена лекарственными средствами в необходимом размере.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

В соответствии с п. 27 Положения Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и возложения на Департамент здравоохранения Костромской области обязанности обеспечить Шленбаеву А.П. лекарственным препаратом Аллопуринол №50 100 мг. в необходимом объеме по медицинским показаниям.

Руководствуясь ст. ст. 194-199,233 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Шленбаевой Антонины Павловны к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Шленбаевой Антонины Павловны, <дата> года рождения, лекарственным препаратом Аллопуринол №50 100 мг. в необходимом объеме по медицинским показаниям.

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова

Решение принято в окончательно форме: 08 июня 2022 года

Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова

2-2315/2022 ~ М-1499/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шленбаева Антонина Павловна
Нерехтский межрайонный прокурор Костромской области
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ "Нерехтская ЦРБ"
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Нефёдова Любовь Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
22.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2022Передача материалов судье
27.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2022Судебное заседание
07.06.2022Судебное заседание
08.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
20.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
17.01.2024Дело оформлено
17.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее