Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г.Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Трифаненковой А.В.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании отказа окружного управления социального развития № Министерства социального развития Московской области в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за жилое помещение и стоимости коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ № не законным; признании за ФИО2 право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной п. п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О Ветеранах" по месту проживания по адресу: <адрес>; обязании ответчика предоставить ФИО2 меру социальной поддержки, предусмотренную п. п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", по месту проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГг. Свои требования мотивирует тем, что он /ФИО2/, являясь ветераном боевых действий, проходит военную службу в войсковой части 13877, которая расположена по адресу: <адрес>. В соответствии с договором найма служебного жилого помещения ему, как военнослужащему, и членам его семьи предоставлено для временного проживания служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился за предоставлением меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты жилого помещения. Письмом окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> он был уведомлен об отказе предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, по причине регистрации по месту жительства по адресу воинской части.
Истец, ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик, представитель Министерства социального развития Московской области, по доверенности ФИО5, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Изучив, оценив и проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ).
Согласно ст. 1 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Как установлено ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.
Как установлено п. 1 ст. 13 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п. п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в числе которых, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В силу положений ст. ст. 27 - 28 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива в денежной форме определяются Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 29.03.2022 N 299/12 (далее - Порядок).
В силу п. 17 Порядка, расчет компенсации производится территориальными подразделениями Министерства или государственным казенным учреждением Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" на основании сведений, представляемых организациями жилищно-коммунального хозяйства, о начисленных (оплаченных) платежах по согласованной сторонами форме либо на основании документов, подтверждающих произведенные затраты по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг.
Пунктом 2 Порядка установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя (далее - компенсация).
В соответствии с п. 20 Порядка решение о назначении компенсации либо об отказе в ее назначении принимается в течение 7 рабочих дней со дня обращения за компенсацией. Компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи заявления.
Как следует из п. 21 Порядка, основаниями для отказа в назначении компенсации являются: отсутствие у получателя права на получение компенсации; представление получателем неполных и (или) недостоверных сведений; представление заявления и документов с противоречивыми сведениями; противоречие представленных получателем документов сведениям, поступившим в порядке межведомственного взаимодействия; представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы получателя; получение компенсации получателем по такому же или другому основанию; отзыв заявления по инициативе получателя; некорректное заполнение обязательных полей в Заявлении; наличие у получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов гражданского дела следует, что ФИО2 проходит военную службу по контракту в войсковой части 33877, зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части, по адресу: <адрес> при этом, фактически проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, которое предоставлено в связи с прохождением военной службы на основании договора пользования служебным жилым помещением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по указанному адресу не имеется.
По адресу регистрации истец не получает истребимую меру социальной поддержки.
ФИО2 является ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением /л.д.7/.
При таких обстоятельствах, истец имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов, которая предусмотрена п. п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах", в том числе, и в отношении указанного выше жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении соответствующей меры социальной поддержки. Письмом окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> он был уведомлен об отказе предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, по причине регистрации по месту жительства по адресу воинской части.
Вместе с этим, данные обстоятельства сами по себе не являются основанием для отказа в предоставлении истцу той меры социальной поддержки, за получением которой он обратился к ответчику.
Регистрация истца по адресу: <адрес>, обусловлена прохождением военной службы по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ, и в силу ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, установлено, что истец имеет право на предоставление ему данной меры социальной поддержки применительно к п. 19 названного выше Порядка предоставления мер социальной поддержки, поскольку истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено представленными в дело письменными доказательствами, и не опровергнуто сторонами.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом по существу ответчик в представленных письменных возражениях ссылался только на принятое решение об отказе, и не ссылался на иные обстоятельства, послужившие основанием для отказа в предоставлении истцу меры социальной поддержки.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в указанной выше части ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.
По указанным выше основаниям не подлежат удовлетворению требования истца о признании отказа ответчика незаконным, поскольку истец действительно предоставил ответчику различные сведения о месте своего жительства при подаче заявления.
Нарушенное право ФИО2 возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную п. п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения. Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать за ФИО2 право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной п. п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О Ветеранах" по месту проживания по адресу: <адрес>
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить ФИО2 меру социальной поддержки, предусмотренную п. п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", по месту проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГг.
В удовлетворении требований о признании незаконным отказа в предоставлении льготы по оплате жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, через Чеховский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>