дело № 2-177/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Первомайский Первомайского района 09 апреля 2019 года
Оренбургской области
Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Куценко Е.И., при секретаре Тяпухиной О.Л., с участием представителя истца Каширова А.И.– Перминова Е.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каширова А.И. к Поповой И.А., Соколовой Н.А., администрации муниципального образования Первомайский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о внесении изменений в договор на продажу квартир (домов) в собственность граждан, определении долей, включении имущества в наследственную массу и признании права общей долевой собственности на ? долю квартиры в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Каширов А.И. обратился в суд с иском к Поповой И.А., Соколовой Н.А., администрации МО Первомайский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о внесении изменений в договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, определении долей, включении имущества в наследственную массу и признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке наследования по закону, указав, что 25 декабря 1992 года Каширов А.И., <данные изъяты> заключили с <данные изъяты> договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан. Согласно договору семье Кашировых была передана квартира по адресу: <данные изъяты>. Семья на момент приватизации состояла из четырех человек, двое из которых несовершеннолетние в договор включены не были. Договор приватизации зарегистрирован в администрации <данные изъяты>. Однако в договоре приватизации имеется ряд ошибок. В разделе договора с информацией о стороне, которой передается квартира, указаны данные только о двух участников приватизации – Каширове А.И., <данные изъяты> В графе, содержащей данные о количестве участников приватизации, проставлена цифра 2. Согласно сведениям, полученным в администрации <данные изъяты> на момент приватизации были зарегистрированы и проживали Каширов А.И., <данные изъяты>, Каширова Н.А., Каширова И.А.. Доли участников приватизации договором не определены, неверно указана площадь. <данные изъяты> умерла. Поскольку право общей долевой собственности в виде <данные изъяты> доли на спорную квартиру за покойной <данные изъяты> является ранее возникшим, то указанная <данные изъяты> доля подлежит включению в состав наследства после ее смерти. После смерти <данные изъяты> истец является наследником первой очереди, к нотариусу, с целью принятия наследства с соответствующим заявлением, не обращался, однако на момент смерти наследодателя был зарегистрирован и проживал вместе с ней. Поэтому, в силу положений ч. 2 ст. 1153 ГК РФ Каширов А.И. фактически принял наследство в виде <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на спорную квартиру.
Истец Каширов А.И. просил внести изменения в договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 25 декабря 1992 года, заключенный между <данные изъяты>, с одной стороны, и Кашировым А.И., <данные изъяты>, с другой стороны, зарегистрированный в администрации <данные изъяты>
- включить в состав участников приватизации квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты> Попову И.А., Соколову Н.А.;
- определить доли собственников: Каширова А.И., <данные изъяты> Поповой И.А., Соколовой Н.А. по <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>
включить в наследственную массу после смерти <данные изъяты>, умершей <данные изъяты> года, недвижимое имущество, в виде <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенную по адресу: <данные изъяты>
признать за Кашировым А.И., <данные изъяты> года рождения право собственности в порядке наследования по закону, после смерти <данные изъяты>, умершей <данные изъяты> года, на недвижимое имущество в виде <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенную по адресу: <данные изъяты>
Истец Каширов А.И. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.
Представитель истца Каширова А.И.- Перминов Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования Каширова А.И. поддержал в полном объеме.
Ответчики Попова И.А., Соколова Н.А. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика – администрации МО Первомайский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в направленном в суд заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассматривается в отсутствие не явившихся истца, ответчиков, представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 3.1 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизировать свое жилое помещение вправе граждане, занимающие это жилое помещение по договору найма или аренды, а в соответствии со ст. 1 названного Закона приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 245 Гражданского кодекса Российской Федерации если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Из справки администрации <данные изъяты> следует, что на момент приватизации, то есть на 25 декабря 1992 года в квартире № <данные изъяты> дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> проживали и были зарегистрированы Каширов А.И., <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> года рождения, Каширова Н.А., <данные изъяты> года рождения, Каширова И.А., <данные изъяты> года рождения.
Как следует из договора на приватизацию указанного жилого помещения, он был заключен 25 декабря 1992 года между продавцом <данные изъяты>, с одной стороны, и Кашировым А.И., <данные изъяты> с другой стороны - покупателями. В п. 1 и п. 2 договора указано, что квартира общей площадью <данные изъяты> кв. м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м. передается в собственность членам семьи с учетом количества 2 человека. Договор приватизации жилья зарегистрирован в администрации <данные изъяты>
Из выписки из ЕГРН от 24 ноября 2018 года № 99/2018/219144155 следует, что квартира № <данные изъяты> расположенная по адресу: <данные изъяты>, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м.
Следовательно, все лица, проживавшие в указанной квартире, имели право на приватизацию. С учетом того, что волеизъявления этих лиц на участие в приватизации были выражены, в приватизации им не могло быть отказано, они имели равные права на приватизацию и приобретение недвижимости в собственность посредством приватизации, в качестве приобретателей собственности должны быть указаны все поименованные выше лица.
Как видно из материалов дела, стороны не определяли свои доли в общем имуществе.
В силу ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными (ст. 245 ГК РФ).Из указанного следует, что доли Каширова А.И., <данные изъяты> Кашировой И.А. Кашировой Н.А. в указанном имуществе являются равными, и каждому из них по указанному договору передано по <данные изъяты> доли жилой квартиры.
Право наследования, закрепленное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) и включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение, однако само по себе конституционное право наследования не порождает у гражданина прав в отношении конкретного наследства - основания возникновения таких прав определяются законом, каковым в настоящее время является Гражданский кодекс Российской Федерации (раздел V «Наследственное право»), который регламентирует в том числе наследование отдельных видов имущества.
На основании ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное. Наследование, таким образом, относится к числу производных, то есть основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей.
Статьей 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что наследство открывается со смертью гражданина.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> умерла <данные изъяты>
Согласно сведениям, предоставленным нотариусом нотариального округа пос. <данные изъяты>, после смерти <данные изъяты> года рождения, умершей <данные изъяты> года, наследственное дело не заводилось.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствие с завещанием или законом.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Учитывая, что на момент смерти <данные изъяты> отсутствовали надлежаще оформленные документы, подтверждающие право собственности наследодателя на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты> суд приходит к выводу о законности требования о включении указанного имущества в состав наследственного имущества после смерти <данные изъяты>
В соответствии с требованиями пунктов 1, 2, 4 ст. 1152, ст. 1153, п. 1 ст. 1154 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, если не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Как установлено в судебном заседании, после смерти супруги истец Каширов А.И. распорядился наследственным имуществом в виде квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, вступив во владение и управление наследственным имуществом, а также путем принятия мер по сохранению наследственного имущества и выполнили иные действия, свидетельствующие о фактическом вступлении в наследство. Кроме того, истец на день смерти проживал вместе с наследодателем.
В связи с указанным заявленные исковые требования о признании права собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <данные изъяты>, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного выше и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 1992 ░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░, ░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░, ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░