№2-2632/2024
УИД 44RS0001-01-2024-004560-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Серобабы И.А. при секретаре Туриловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах Власовой Марии Михайловны к Департаменту здравоохранения Костромской области об обеспечении медицинскими изделиями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сусанинского района Костромской области обратился в суд в интересах Власовой М.М. с иском к Департаменту здравоохранения Костромской области с исковым заявлением об обязании организовать обеспечение материального истца изделиями медицинского назначения.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что по результатам надзорных мероприятий установлено, что материальный истец Власова М.М., <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом, установлены диагнозы: .... Заключением ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» от <дата> Власовой М.М. назначена паллиативная медицинская помощь, в связи с прогрессирующим заболеванием, для которого не существует радикального лечения, в том числе, в виде респираторной поддержки с использованием следующих изделий медицинского назначения: кислородный концентратор, пульсоксиметр, аспиратор слизи. <дата> Власовой М.М. предоставлен стационарный концентратор кислорода на срок до <дата>, аспиратором слизи и пульсоксиметром Власова М.М. не обеспечена. Таким образом, прокурором установлено, что Власова М.М. не обеспечена изделиями медицинского назначения в соответствии с медицинскими показаниями при оказании паллиативной помощи, в связи с чем, просит суд обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Власовой Марии Михайловны, <дата> года рождения, средствами ухода для респираторной поддержки согласно медицинским показаниям, а именно аспиратором, пульсоксиметром.
В судебном заседании помощник прокурора Сусанинского района Окунева К.В. исковые требования поддержала в полном объеме, ходатайствовала об обращении судебного акта к немедленному исполнению на основании ст.212 ГПК РФ в случае удовлетворения исковых требований.
Законный представитель материального истца Власовой М.М. – Власова А.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержала требования прокурора.
Представитель ответчика Пекишев П.В. исковые требования не признал. Полагает, что Департамент здравоохранения Костромской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку своими нормативными актами делегировал закупочные полномочия ОГБУЗ «Костромская областная детская больница». По аспиратору в настоящее время закупочные процедуры завершены, пульсоксиметр для детей приобрести невозможно, поскольку он не производится на территории Российской Федерации.
Представитель третьего лица ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7). Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
В развитие Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона №323-ФЗ, охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых – соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона №323-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона №323-ФЗ).
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона №323-ФЗ назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 323-ФЗ).
Положениями ст.13 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Положениями п. 2 ч. 3 ст. 80 данного Федерального закона предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч. 11 ст. 83).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню, право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды неработающие инвалиды II группы.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства <адрес> в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится обеспечение за счет средств федерального бюджета, поступающих в виде межбюджетных трансфертов в бюджет субъекта Российской Федерации, лиц, страдающих муковисцидозом, лекарственными средствами. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не предусмотренное стандартами оказания медицинской помощи и перечнем жизненно необходимых лекарственных средств, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится: организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Вопросы оказания паллиативной медицинской помощи урегулированы совместным приказом Минздрава России и Минтруда России от 31.05.2019 №345н/372н «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья»
Во исполнение Положения и в соответствии со ст.37 Федерального закона №323-ФЗ ответчиком издан приказ №996 от 01.09.2023 «Об организации паллиативной медицинской детям на территории Костромской области».
Согласно заключению врачебной комиссии ОГБУЗ «Сусанинская районная больница» Власовой М.М. установлены следующие диагнозы:
...»;
...».
Этим же заключением определена нуждаемость Власовой М.М. в паллиативной помощи в амбулаторных условиях (выездная патронажная служба) по 4 группе заболеваний, подлежащих паллиативной медицинской помощи (необратимые, но не прогрессирующие заболевания с тяжелыми формами инвалидности и подверженностью осложнениям).
ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» в отношении Власовой М.М. вынесено заключение о наличии показаний к паллиативной медицинской помощи, которым определена 3 группа заболеваний, подлежащих паллиативной медицинской помощи (прогрессирующие заболевания, для которых не существует радикального излечения, и с момента установления диагноза объем терапии является паллиативным), рекомендована амбулаторная форма организации паллиативной помощи с применением средств ухода для респираторной поддержки: пульсоксиметр, кислородный концентратор, аспиратор.
Из назначенных показаний в настоящее время Власова М.М. обеспечена только кислородным концентратором на основании договора безвозмездного временного пользования оборудованием № от <дата>, заключенного между законным представителем материального истца и ОГБУЗ «Костромская областная детская больница», остальными изделиями в соответствии с назначениями Власова М.М. не обеспечена.
Из пояснений прокурора в судебном заседании следует, что респираторная поддержка пациента без пульсоксиметра крайне затруднена, поскольку невозможно определить момент начала медицинских манипуляций с использованием кислородного концентратора, в связи с чем, эти мероприятия начинаются по клинической картине кислородной недостаточности, когда ребенок по факту начинает задыхаться.
Из пояснений представителя ответчика следует, что необходимость приобретения аспиратора не оспаривается, соответствующие закупочные мероприятия начаты уполномоченной Департаментом медицинской организацией, однако до настоящего времени он не передан материальному истцу. Применительно к пульсоксиметру имеются объективные сложности в закупке, поскольку соответствующий код медицинского изделия для детей указывает на отсутствие его производства на территории Российской Федерации.
Суд, с учетом анализа приведенных положений нормативного регулирования вопросов обеспечения детей паллиативной помощью на территории Костромской области, а также вопросов социального обеспечения детей-инвалидов в Российской Федерации, исходит из того, что иск предъявлен к надлежащему ответчику, поскольку само себе делегирование Департаментом закупочных процедур конкретной медицинской организации не отменяет обязанность обеспечить материального истца изделиями медицинского назначения. При этом исковые требования сформулированы прокурором в отношении истца как возложение обязанности по организации обеспечения, о присуждении каких-либо обязанностей в рамках закупочных процедур прокурором не заявлено и нарушений закона в действиях третьего лица не установлено. Ненадлежащее взаимодействие структурных подразделений и подведомственных ответчику учреждений также не является основанием для возложения обязанности на других участников судебного разбирательства.
Суд находит недоказанными обстоятельства объективной невозможности обеспечения Власовой М.М. пульсоксиметром, поскольку каких-либо доказательств в данной части не представлено, напротив, из приложения к приказу Департамента здравоохранения Костромской области от 26.01.2024 №97 «О закупке медицинских изделий в 2024 в рамках реализации мероприятий по развитию системы паллиативной медицинской помощи» среди наименований закупаемых медицинских изделий поименованы пульсоксиметры, приобретаемые для нужд иных медицинских организаций, доказательств невозможности их закупки (при предельном сроке до 15.05.2024) в материалы дела не представлено, наличие заявленной дефектуры не препятствовало включению их в соответствующий перечень при издании приказа.
Не представлено суду и доказательств передачи материальному истцу (ее законному представителю) аспиратора на дату судебного заседания.
При установленных судом фактических обстоятельствах иск подлежит удовлетворению, на Департамент здравоохранения Костромской области следует возложить обязанность по обеспечению материального истца заявленными медицинскими изделиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Поскольку медицинские изделия, обязанность по обеспечению истца которыми возложена на ответчика, необходимы Власовой М.М. по жизненным показаниям, замедление исполнения решения может привести к негативным последствиям для здоровья материального истца.
При таких обстоятельствах ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению суд находит обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сусанинского района Костромской области – удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Власовой Марии Михайловны, <дата> года рождения (свидетельство о рождении I-ГО №) средствами ухода для респираторной поддержки согласно медицинским показаниям, а именно аспиратором, пульсоксиметром.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья И.А. Серобаба
Мотивированное решение изготовлено 22.05.2024.