Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2764/2023 ~ М-2288/2023 от 15.05.2023

Дело № 2-2764/2023

64RS0045-01-2023-002983-81

Решение

Именем Российской Федерации

4 сентября 2023 года город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьиПугачева Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Жарун А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токарева ВВ к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о восстановлении срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечении жилыми помещениями, о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области,

установил:

Токарев В.В. обратился в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о восстановлении срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечении жилыми помещениями.

В обоснование искового требования указаны следующие обстоятельства.

Токарев В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался, обучался в <адрес>

В силу жизненных обстоятельств Токарев В.В. проживал один, не имел поддержки со стороны семьи, воспитывался в условиях, неблагоприятных для детей, для обеспечения своего существования Токареву В.В. пришлось систематически нарушать закон.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Токарев В.В. отбывал наказание в <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Токарев В.В. отбывал наказание в <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Токарев В.В. отбывал наказание в <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Токарев В.В. отбывал наказание в <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Токарев В.В. отбывал наказание в <адрес>.

Токарев В.В. не имел реальной возможности для подачи заявления на предоставление жилого помещения. Истец обращался в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о постановке на учет, но на данное заявление получил отказ.

До момента подачи заявления Токарев В.В. не находился на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма.

Конкретные причины, которые препятствовали для подачи заявления Токаревым В.В. в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области для постановки на учет в качестве нуждающегося присутствовали, в связи с чем он имеет гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В связи с изложенным, с учетом принятых судом уточнений исковых требований, истец просил восстановить ему срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечении жилыми помещениями, возложить на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанность по включению его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области, поставить его на жилищный учет.

От ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поступили письменные возражения на исковое заявление, в соответствии с которыми гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечениям родителей, и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе обеспечение жилой площадью, предоставляется им по их обращению в уполномоченные органы до достижения ими возраста 23 лет. При обращении в соответствующие органы для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодательством условий получения такой социальной поддержки. Кроме того, согласно разъяснению прокуратуры Саратовской области, нахождение в местах лишения свободы не является уважительной причиной не обращения в уполномоченные органы для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку у лица имеется возможность обратиться с соответствующим заявлением, воспользовавшись услугами почты. Токарев В.В. достиг совершеннолетнего возраста в 2006 году, недееспособным не признавался, каких-либо заболеваний, препятствующих реализации гражданских прав не имеет, в исправительное учреждение, исполняющее наказание в виде лишения свободы помещен в 2009 году в возрасте 20 лет. Вместе с тем, впервые о своих правах истец заявил лишь в 2022 году, в возрасте 33 лет, не смотря на то, что имел возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после достижения совершеннолетия и до 23лет, следовательно, истцом допускается злоупотребление правом, он имел фактическую возможность встать на учет и приобрести статус сироты до достижения возраста 23лет. Согласно распоряжению министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием законных оснований для постановки на учет. Требования истца не подлежат удовлетворению в связи с тем, что будет нарушен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, права и законные интересы Токарева В.В. не нарушены. В связи с изложенным ответчик просит суд в удовлетворении исковых требований Токарева В.В. отказать в полном объеме.

Третьи лица своей процессуальной позиции по заявленным истцом требованиям не выразили.

Истец Токарев В.В., иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Правоотношения сторон сложились по вопросу предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

До 1 января 2013 г. правоотношения по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировались пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Этой нормой было предусмотрено, что указанной категории граждан вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

С 1 января 2013 г. данные правоотношения регулируются частью 1
статьи 109.1 ЖКРФ, которой предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения этим лицам (за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное) предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
(части 1 и 2 статьи 109.1 ЖК РФ).

Базовым законом, определяющим права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа этих детей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

Абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Определение понятию «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дано в статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Указанные выше лица признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:

не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или

являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Достигшие возраста 23 лет лица, которые относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона
№ 159-ФЗ).

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (абзац 5 пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

На территории Саратовской области дополнительные гарантии указанной выше категории лиц установлены Законом Саратовской области от 2 августа 2012 г.
№123-ЗСО «Обобеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (далее - Закон Саратовской области №123-ЗСО).

Нормы данного закона предусматривают те же условия и порядок предоставления жилых помещений названной выше категории лиц, что и указанные выше нормы Федерального закона № 159-ФЗ.

В соответствии со статьей 5 данного закона и пунктом 3 Положения о министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 14мая 2005 г. № 168-П, на это министерство возложены полномочия по формированию списка.

Исходя из содержания изложенных выше правовых норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23лет указанные лица в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

При обращении в соответствующие органы для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Разъяснения о применении норм Федерального закона № 159-ФЗ изложены в Обзорах практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г. и 23 декабря 2020 г.

В соответствии с этими разъяснениями, при разрешении споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

В свидетельстве о рождении Токарева В.В. указано, что он родился ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, отец – Токарев В.В., мать – Токарева ЛН.

В соответствии со справкой от 31 мая 2023 3г. № 10646 Токарев В.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>

От администрации муниципального образования «Город Саратов» поступили сведения о том, что помещение по адресу: <адрес>, непригодным для проживания граждан не признано. С 2007 г. в данном помещении никто не проживает.

Заочным решением Саратовского районного суда Саратовской области от 11августа 1999 г. Токарев ВВ и Токарева ЛН лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Токарева ВВ и Токаревой ЕВ.

Постановлением администрации объединенного муниципального образования Саратовского района Саратовской области от 25 ноября 1999 г. № 1699 Токарев В.В. и Токарева Е.В. определены в детское государственное учреждение.

Постановлением администрации объединенного муниципального образования Саратовского района Саратовской области от 25 ноября 1999 г. № 1700 за ТокаревымВ.В. и Токаревой Е.В. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

В соответствии со свидетельством о смерти Токарев ВВ умер ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со свидетельством о смерти
Токарева ЛН умерла ДД.ММ.ГГГГ

С 2 декабря 1999 г. по 11 сентября 2002 г. Токарев В.В. воспитывался, обучался и состоял на полном государственном обеспечении в <адрес>

С 11 сентября 2002 г. по 13 мая 2005 г. Токарев В.В. воспитывался, обучался и состоял на полном государственном обеспечении в <адрес>».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приговора Саратовского районного суда Саратовской области Токарев В.В. находился в
<адрес> до достижения возраста 18 лет.

Возраста 18 лет Токарев В.В. достиг ДД.ММ.ГГГГ

Возраста 23 лет Токарев В.В. достиг ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 26 апреля 2002 г. №246-р Токареву В.В. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обязательному обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области.

Из объяснений истца, копии распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 26 апреля 2002 г.
№246-р следует, что с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Токарев В.В. обратился в 2022 г. (когда ему исполнилось 33 года).

Доказательств, подтверждающих обращение Токарева В.В. до 2022 г. в компетентный орган по вопросу включения в указанный список (постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения), стороной истца не представлено.

То есть с заявлением о включении в указанный выше список Токарева В.В. впервые обратился по истечении 15 лет с момента достижения возраста 18 лет и по истечении 10 лет с момента достижения возраста 23 лет.

Сторона истца не ссылалась на признание Токарева В.В. в период времени с 2006 г. по 2011 г. недееспособным, наличие у него заболевания или иных объективных причин, препятствующих обращению в компетентный орган по данному вопросу.

Сторона истца выдвинула довод о том, что причиной столь позднего обращения с данным заявлением являлось отбывание истцом наказания в местах лишения свободы.

Проанализировав данные доводы, суд пришел к следующему выводу.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Токарев В.В. отбывал наказание в <адрес>, что подтверждается представленной в материалы дела справкой № 134 от 1 декабря 2016 г.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Токарев В.В. отбывал наказание в <адрес>, что подтверждается представленной в материалы дела справкой № 076708 от 14 декабря 2017 г.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как указал истец, он отбывал наказание в <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Токарев В.В. отбывал наказание в <адрес>, что подтверждается представленной в материалы дела справкой № 030596 от 4 сентября 2020 г.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Токарев В.В. отбывал наказание в <адрес>, что подтверждается представленной в материалы дела справкой № 055792 от 18 января 2023 г.

Суд отмечает, что нахождение истца в местах лишения свободы в вышеуказанные периоды по приговору суда само по себе не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока обращения Токарева В.В. в компетентный орган по вопросу предоставления жилого помещения. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о реальной невозможности обратиться за защитой своих прав в указанные периоды в материалы дела не представлено.

Кроме того, суду не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, в соответствии с которыми Токарев В.В. не мог обратиться в компетентный орган в периоды, когда он не отбывал наказание в местах лишения свободы (в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Тексты Федерального закона № 159-ФЗ и Закона Саратовской области
№123-ЗСО являются общедоступными, опубликованы как в ряде официальных печатных изданий, так и размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на Официальном интернет-портале правовой информации и на официальном сайте Правительства Саратовской области.

Кроме того, распоряжением министерства строительства и жилищного хозяйства Саратовской области от 8 октября 2013 г. № 349-р Токарева Е.В. (сестра Токарева В.В., обладающая одинаковым с ним статусом) поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области. Решением Кировского районного суда г. Саратова от 25 марта 2015г. постановлено обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить ТокаревойЕ.В. благоустроенное помещение, общей площадью не менее 30квадратных метров, по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области на территории Саратовского района Саратовской области.

В соответствии с объяснениями, данными Токаревым В.В. в судебном заседании, он поддерживает отношения с Токаревой Е.В. (в настоящее время КостюнинаЕ.В., представитель истца), знал о том, что она была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области. Таким образом, истец с 2013 г. располагал сведениями, о наличии у него права обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области.

Поэтому указанное стороной истца обстоятельство не может быть признано уважительно причиной несвоевременного обращения Токарева В.В. в компетентный орган по вопросу включения в указанный список (постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения).

Таким образом, Токаревым В.В. был утрачен статус ребенка-сироты, поскольку он обратился в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по вопросу постановки его на учет по предоставлению жилья после достижения им возраста 23 лет (в возрасте 33 лет), в то время, как статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, сохраняется до 23 лет, при этом уважительных причин пропуска срока истцом не представлено.

Из материалов дела следует, что по достижении совершеннолетнего возраста и до двадцати трех лет истец имел реальную возможность самостоятельно обратиться с заявлением в компетентные органы с целью реализации жилищных прав.

Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, в том числе путем своевременного обращения в суд, не представлено.

Доводы о нахождении истца в федеральном розыске также не свидетельствуют о наличии уважительных причин для пропуска установленного законом сроком для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося.

Основываясь на изложенных выше нормах права и доказательствах, суд приходит к выводу, что Токареву В.В. в отсутствие уважительных причин пропуска было обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого фонда.

При таких обстоятельствах исковые требования Токарева В.В. о восстановлении срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечении жилыми помещениями, о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Токарева ВВ (паспорт гражданина Российской Федерации серия ) к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ИНН6452911715) о восстановлении срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечении жилыми помещениями, о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.В. Пугачев

Решение в окончательной форме принято 11 сентября 2023 г.

Председательствующий Д.В. Пугачев

2-2764/2023 ~ М-2288/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Токарев Владимир Васильевич
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
Другие
Министерство финансов Саратовской области
ГБОУ Саратовской области «Школа-интернат г. Хвалынска»
ГБСУВОУ "Марксовская специальная общеобразовательная школа открытого типа"
Департамент Гагаринского административного района МО "Город Саратов"
Администрация Марсковского муниципального района Саратовской области
Администрация Хвалынского муниципального района
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Пугачев Дмитрий Владимирович
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
15.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
04.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Судебное заседание
09.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее