УИД: №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сосногорск Республики Коми |
ДД.ММ.ГГГГ |
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Тарасова А.А., при секретаре Мухиной Г.А., с участием прокурора Копейкиной Д.С., представителя ответчиков ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске Республики Коми гражданское дело по иску прокурора г. Сосногорска в интересах ФИО1 к администрации МР «Сосногорск», Управлению ЖКХ администрации МР «Сосногорск» о возложении обязанности,
установил:
Прокурор г. Сосногорска, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации МР «Сосногорск», УЖКХ администрации МР «Сосногорск», просил возложить на ответчиков обязанность устранить течь кровли над жилым помещением № в доме № по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; произвести ремонт выгребной ямы для жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; произвести ремонт канализационной трубы в жилом помещении, расположенного по адресу: <адрес> в срок до 01.11.2023
В обоснование иска прокурором указано, что данное жилое помещение находится в муниципальной собственности, по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено ФИО1 на состав семьи 5 человек. ФИО1 обращалась в УЖКХ администрации МР «Сосногорск» по вопросу ремонта кровли над жилым помещением № дома № по <адрес>, а также ремонта канализационной трубы и выгребной ямы. По результатам обращений, в том числе на основании протокола заседания рабочей группы № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола № от ДД.ММ.ГГГГ в реестр объектов муниципального жилого фонда ГП «Сосногорск», подлежащих ремонту, включено указанное жилое помещение, в перечень ремонтных работ включены работы по ремонту кровли, выгребной ямы и канализационной трубы, однако, до настоящего времени меры по ремонту не приняты. Прокурором предъявлены требования о возложении на ответчиков обязанности по ремонту канализационной трубы и выгребной ямы жилого помещения № в доме № по <адрес>, устранению течи кровли над указанным жилым помещением.
В судебном заседании прокурор Копейкина Д.С. на иске настаивала.
Истец участие в судебном заседании не принимала, будучи извещена, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчиков администрации МР «Сосногорск» и Управления ЖКХ администрации МР «Сосногорск» ФИО3, действующая на основании доверенностей, не возражала относительно исковых требований.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Выслушав прокурора, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, квартира № жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности ГП «Сосногорск».
Жилое помещение предоставлено истцу ФИО1 и членам ее семьи по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, передано по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с условиями договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, в обязанности наймодателя входят передача нанимателю жилого помещения, пригодного для проживания; участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится предоставленное жилое помещение.
Как следует из ответа начальника УЖКХ администрации МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ № на требование прокурора по вопросу обследования и ремонта кровли над квартирой № в доме № по <адрес>, выгребной ямы и канализационной трубы, указанное жилое помещение числится в Реестре объектов муниципального жилого фонда ГП «Сосногорск», подлежащего ремонту под №, в перечень ремонтных работ включено проведение работ по ремонту кровли над указанным жилым помещением, выгребной ямы и канализационной трубы. Ремонтные работы по Реестру производятся исходя из очередности поступивших заявлений на ремонт ограждающих и несущих конструкций жилых помещений, а также лимитом средств бюджета ГП «Сосногорск» на данный вид работ. Способ управления домом № по <адрес> не выбран.
Таким образом, наличие нарушений в содержании спорного жилого помещения достоверно установлено судом и не оспаривается ответчиками.
Обоснованность предъявленных прокурором исковых требований к администрации МР «Сосногорск», УЖКХ администрации МР «Сосногорск» вытекает из следующих положений закона.
Права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма перечислены в статье 65 ЖК РФ и включают, в частности, обязанность участия в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение (подп. 2 пункта 1). С указанной нормой соотносятся и положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 27.09.2003 N 170, согласно которым балансодержатель жилого помещения несет обязанность по надлежащему техническому обслуживанию и капитальному ремонту зданий.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частями 3 и 4 статьи 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно частям 1 - 3 статьи 39 ЖК РФ, части 1 статьи 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, именно собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан обеспечивать надлежащее содержание общедомового имущества и нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества. При этом отсутствие договора управления (договора обслуживания), заключенного между собственником и управляющей организацией (обслуживающей организаций), не освобождает собственника нести предусмотренные законом расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 10, 11, 30, 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
В силу ч.2 ст.215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
В соответствии с ч.4 ст.161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу ч.6 ст.161 ЖК РФ орган местного самоуправления не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято.
Способ управления многоквартирным домом собственниками не выбран.
Пунктом 3 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Частью 4 статьи 51 приведенного Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, в целях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования, администрацией МР «Сосногорск» могут создаваться указанные предприятия (учреждения) при отсутствии управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом.
Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск, утвержденному решением Совета МР «Сосногорск» №XVI-12 от 24.03.2017, УЖКХ администрации МР «Сосногорск» является отраслевым (функциональным) органом администрации МР «Сосногорск», входящим в структуру администрации МР «Сосногорск». Согласно п.2.6 Положения, в число основных задач УЖКХ входит содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
Таким образом, администрация МР «Сосногорск», выступающая в качестве правопреемника ликвидированной администрации ГП «Сосногорск», собственника спорного жилого помещения, и УЖКХ администрации МР «Сосногорск» как лицо, непосредственно осуществляющее полномочия собственника, несут обязанности по содержанию муниципального жилищного фонда в отношении квартиры № в многоквартирном доме № по <адрес>.
На основании изложенного, заявленные прокурором в защиту жилищных прав ФИО1 требования о возложении на администрацию муниципального района «Сосногорск», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» обязанности устранить течь кровли над жилым помещением, произвести ремонт выгребной ямы и канализационной трубы подлежат удовлетворению, при этом заявленный в иске срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора г. Сосногорска – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Сосногорск», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» устранить течь кровли над жилым помещением № в доме № по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.А. Тарасов
Копия верна: А.А. Тарасов