УИД 59RS0044-01-2023-002402-62
судья Петухова Н.Е.
дело № 72-535/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 15 ноября 2023 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Баскова П.В., действующего в интересах Белова С.В., на постановление начальника 19 ОНДиПР по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 17.08.2023, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 02.10.2023 по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Белова Сергея Владимировича,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника 19 ОНДиПР по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю № 48 от 17.08.2023 должностное лицо, глава администрации Чусовского городского округа Пермского края Белов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 02.10.2023 вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Баскова П.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Басков П.В. просит об отмене решения судьи городского суда и постановления должностного лица, считая их незаконными, и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что административным органом при назначении наказания не рассмотрен вопрос о применении положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вместе с тем имелись основания для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
При рассмотрении жалобы в краевом суде Белов С.В., извещенный о времени и месте судебного заседания, участие не принимал.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Баскова П.В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители органов местного самоуправления.
Согласно статье 19 Федерального закона № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, помимо прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, установлены требования пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника 19 ОНДиПР по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю № 26 от 23.05.2023 в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Чусовского городского округа Пермского края, в результате которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, статьями 62, 68 Федерального закона от 02.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), пунктами 48, 71, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее - ППР), пунктами 4.1, 4.2, 8.2-8.14, 10.1-10.11 СП 8.13130.2020, выразившиеся в не обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники к зданиям, сооружениям, расположенным по следующим адресам: г. Чусовой, ул. Зеленая, ул. Седова, ул. Дальняя; ул. Закурье, ул.Заостровка; не обеспечении наружным противопожарным водоснабжением микрорайона «Южный» - по ул. Ермака, ул. Постниковых, ул. Олимпийская, ул. Спортивная, ул. Рябиновая, ул. Энергетиков, ул. Преображенская, микрорайона «Ерзовка» - ул. Болотная, ул. Кутузова (гаражный кооператив); а также ул. Вильвенская, ул. 2-я Вильвенская, ул. Каспийская, ул. Ватутина, ул. Мартеновская, ул. Кирпичная, ул. Трактовая, ул. Клубная; ул. Сплавщиков, ул. Республиканская, ул. Центральная, ул. Луговая, ул. Северная, ул. Заречная, ул. Загородная, ул. Речная, ул. Менделеева, ул. Радищева, ул. Полевая; ул. Волжская, ул. Шибановская, ул. Путевая, ул. Островского, ул. Полины Осипенко, ул. Лермонтова, ул. Ленинградская, ул. Розы Люксембург, ул. Энгельса, ул. Камасинская, ул. Садовая, ул. Калинская, пер. Полевой, пер. Ляминский; микрорайон «Архиповка» - ул. Линейная, ул. Пролетарская, ул. Делегатская; микрорайон «Красный поселок» - ул. Транспортная, ул. Партизанская, ул. Красногвардейская, ул. Новостроящаяся, ул. Ударников, ул. Свободы, ул. Профинтерна, ул. Интернациональная, ул. Красноармейская, ул. Допризывников, ул. Карла Либкнехта, ул. Гоголя, ул. Окулова, ул. Карла Маркса; также микрорайон «Подъеловик» - ул. Решетникова, ул. Усьвинская, ул. Репина, ул. Лесная; микрорайон «Чунжино» - ул. Береговая (дома с № 1 по № 31), ул. Жуковского, ул. Кирова (дома с № 1 по № 34), ул. Метростроевская (дома с № 1 по № 30), ул. Балашова (дома с № 1 по № 42), пер. Керчинский; микрорайон «Закурье» - ул. Заостровка, ул. Закурье; также ул. Мичурина, ул. Мостовая, ул. Набережная, ул. Выборгская, ул. Бисерная, ул. Жданова, ул. 2-й Майдан; территория населенного пункта д. Успенка; в не создании условий для организации добровольной пожарной охраны, участию граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, по принятию мер по локализации пожара, спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы в д. Макариха, п. разъезд Вереиненский, п. Вереино, д. Лысманова, д, Кутамыш, д. Копальио, д. Борисово, д. Тёмная, д. Махнутино, д. Шалашная, д. Косогор, д. Куликово; неисправности пожарных гидрантов, являющихся источниками противопожарного водоснабжения, расположенных по адресам: г. Чусовой ул. Ленина, 3, 4, 12, 36, ул. Революционная 5, 21, 47 69а, 75а, 93, ул. Фрунзе 2, ул. Электродеповская 10, ул. Матросова 24а, ул. Механическая 11, ул. Загородная, 31, ул. Челюскицев, 23а, ул. Пашийская, 70, ул. Мира, 7; ул. Мира, 14, ул. Чайковского 4, 4в, 6б, 14, 16, ул. 50 лет ВЛКСМ 23б, ул. Сивкова, 9, ул. Преображенская, ул. Коммунистическая, 3в, ул. Космонавтов, 7, 5, ул. Севастопольская - ул. Высотная, ул. Севастопольская, 74, ул. Луначарского, 29, пер. Еничейский в районе дома № 2, ул. Лысьвенская - ул. Чайковского, ул. Лысьвенская, 69, 57, 49, ул. Кирова, 149, 117, ул. Красных партизан, 3, ул. Метростроевская, 61, 70, ул. Камгэс, 26, 16; ул. Чкалова, 2, ул. Глинки, 1, ул. Молодежная, 7, ул. Лесная, 5, п. Лямино, ул. Гагарина в районе дома № 4а.
В связи с указанными нарушениями требований пожарной безопасности, допущенными должностным лицом, в отношении указанного лица, главы администрации Чусовского городского округа Пермского края Белова С.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Белов С.В. привлечен к административной ответственности.
Факт совершения должностным лицом главой администрации Чусовского городского округа Пермского края Беловым С.В. указанного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении № 48 от 12.07.2023; копией распоряжения начальника 19 ОНДиПР по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю № 26 от 23.05.2023 о проведении внеплановой выездной проверки; копиями суточных актов проверки пожарных гидрантов 25.04.2023-29.05.2023; копией акта проверки № 26 от 27.06.2023; предписанием об устранении выявленных нарушений № 48/4-29-27 от 17.08.2023; выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.
Оценка собранных по делу доказательств произведена судьей городского суда в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все выводы судьи должным образом мотивированы.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах образования отнесено к вопросам местного значения.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В данном случае глава администрации Чусовского городского округа Пермского края Белов С.В. является субъектом вмененного административного правонарушения, с учетом положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ и его полномочий как главы на территории муниципального образования, где выявлены нарушения, связанные с необеспечением мер пожарной безопасности.
Вопрос о наличии вины Белова С.В. в совершении вменяемого административного правонарушения исследовался административным органом и судьей городского суда в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности и решении судьи городского суда. Вина Белова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанной. Материалами дела об административном правонарушении подтверждается наличие на момент проверки вменяемых нарушений, указанных в акте, протоколе об административном правонарушении и постановлении.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии обязанности у главы администрации Чусовского городского округа Пермского края Белова С.В., как должностного лица, соблюдать требования пожарной безопасности на территории городского округа, в рамках реализации возложенных полномочий производить и предпринимать достаточные меры к соблюдению требований пожарной безопасности.
Материалы дела не содержат доказательств принятия должностным лицом Беловым С.В. всех необходимых, достаточных и своевременных мер для соблюдения требований правил и норм пожарной безопасности на территории муниципального образования, а также доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства.
Доводы жалобы о том, что Белов С.В. не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку полномочия по обеспечению первичных мер возложены на МКУ «Управление гражданской защиты», м входят также в должностные обязанности заместителя главы Чусовского городского округа Пермского края по общественной безопасности и муниципальному контролю, не влекут отмену состоявшихся по делу актов. Передача указанных полномочий подведомственным учреждениям, входящим в структуру администрации Чусовского городского округа Пермского края, как и возложение отдельных обязанностей на заместителей не является основанием для освобождения Белова С.В. от административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, поскольку Белов С.В. является высшим должностным лицом Чусовского городского округа в Пермском крае и наделяется Уставом в соответствии с федеральным законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, и обеспечивает осуществление органами местного самоуправления городского округа полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Пермского края.
Ссылка заявителя о том, что муниципальное имущество - пожарные гидранты переданы во владение на праве хозяйственного ведения МУП Горводоканал, не являются обстоятельствами, влекущими освобождение Белова С.В. от исполнения возложенной на него в силу закона обязанности обеспечивать соблюдение мер первичной пожарной безопасности на территории городского округа, в том числе путем осуществления контроля за их выполнением иными лицами.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки судьи городского суда, они не опровергают наличие в действиях Белова С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенных актов.
Административное наказание Белову С.В. назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом установленных должностным лицом обстоятельств, в минимальном размере санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает принципам соразмерности и справедливости, при этом учтены характер правонарушения и степень потенциальной опасности правонарушения.
Обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие которых является необходимым для применения положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в настоящем случае не усматривается.
При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не установлено.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Белова С.В. допущено не было.
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление начальника 19 ОНДиПР по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 17.08.2023 № 48, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 02.10.2023 оставить без изменения, жалобу защитника Баскова П.В., действующего в интересах Белова С.В., - без удовлетворения.
Судья - подпись