УИД 66RS0050-01-2023-000121-10 Мотивированное решение составлено 27.03.2023
Дело №2-201/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Североуральск 20 марта 2023 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Лещенко Ю.О.,
при секретаре судебного заседания Голуб Н.С.,
с участием истца - прокурора Вершининой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Североуральского городского округа об обязании оборудовать остановочный пункт,
У С Т А Н О В И Л:
требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Североуральска на основании информации, опубликованной на интернет-сайте газеты «ПроСевероуральск.ги» 11.05.2022 в 14:30 под заголовком «Автобусная остановка в районе церкви не оборудована. Пассажиры и провожающие испытывают неудобства» проведена проверка на предмет исполнения Администрацией Североуральского городского округа требований законодательства о безопасности дорожного движения. Установлено, что в районе адреса: ул. Советская, д. 129, г. Североуральск расположен остановочный пункт, используемый для регулярных перевозок (в том числе городских и межгородских) с названием «7 микрорайон». При этом указанный остановочный пункт не оборудован надлежащим образом: отсутствует остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания; тротуары и/или пешеходные дорожки; пешеходный переход; автопавильон или навес; скамьи; контейнер и урны для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). Постановлением Администрации от 05.12.2019 № 1299 утвержден Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Североуральского городского округа (далее - Реестр). Согласно Реестру остановочный пункт «7 микрорайон», расположенный в районе адреса: ул. Советская, д. 129, г. Североуральск, используется для движения маршрутов № 129, 131, 3. Данная информация подтверждается и вывеской, размещенной на указанном остановочном пункте. В этой связи, прокуратурой г. Североуральска в адрес Главы Североуральского городского округа внесено представление. Согласно ответу Администрации Североуральского городского округа на представление прокуратуры г. Североуральска выполнение мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями данного остановочного пункта будет рассмотрено при планировании бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. При этом, в настоящее временя остановочный пункт в соответствие с требованиями законодательства не приведен. Автомобильная дорога по ул. П. Баянова относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и внесена в реестр муниципальной собственности. Кроме этого, регулярными маршрутами пользуются также и лица, не достигшие возраста совершеннолетия. Отсутствие надлежащим образом оборудованного остановочного пункта влечет неудобства для жителей Североуральского городского округа, создает угрозу безопасности дорожного движения.
Просит суд обязать Администрацию Североуральского городского округа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать остановочный пункт «7 микрорайон» по адресу: ул. Советская, д. 129, г. Североуральск в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
В судебном заседании прокурор Вершинина Е.А. исковые требования поддержала.
Администрация Североуральского городского округа, извещена в установленном процессуальном порядке о месте, времени и дате разбирательства дела, представителя в суд не направила. Представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что на сегодняшний день Администрация Североуральского городского округа не может оборудовать остановочный пункт «7 микрорайон» по адресу: ул. Советская, д. 129, г. Североуральск в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в связи с тем, что денежные средства в бюджете Североуральского городского округа на данные цели в 2023 году не заложены.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определенно о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав прокурора, изучив доводы иска, исследовав и оценив письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии со п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» следует, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 243 8-р.
В соответствии с п. 12 Перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-р, к таким документам отнесен ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования". Разделы 4 (за исключением пунктов 4.5.2.3, 4.5.2.4, 4.5.2.5, 4.5.3.2), 5 (пункты 5.1.2.1, 5.3.2.1 - 5.3.2.6, 5.3.3.1 - 5.3.3.4, 5.3.3.6 - 5.3.3.11, 5.3.4.1 - 5.3.4.3, 5.4.1.3 - 5.4.1.5, 5.4.2.3, 5.5.7).
Согласно п.п. 5.3, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.2.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст) остановочные пункты маршрутных транспортных средств на дорогах и улицах должны размещаться в местах промежуточных остановок на маршруте следования в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ГОСТ 33062. Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания; переходно-скоростные полосы; заездной «карман» (при размещении остановочного пункта у пересечений и примыканий автомобильных дорог); боковая разделительная полоса (для дорог 1-Ш категорий); тротуары и/или пешеходные дорожки; пешеходный переход; автопавильон или навес по 5.3.3.10; скамьи; туалет (через 10-15 км для дорог 1-Ш категорий); контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна); технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Требования указанного ГОСТа в силу ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются обязательными при проектировании и содержании и обустройстве дорог.
Из дела следует, что прокуратурой г. Североуральска проведена проверка информации, опубликованной на интернет-сайте газеты «ПроСевероуральск.ru» 11.05.2022 в 14-30 часов, автор А.Брославская, под заголовком «Автобусная остановка в районе церкви не оборудована. Пассажиры и провожающие испытывают неудобства», по результатам которой установлены обстоятельства, перечисленные в исковом заявлении. 16.01.2023 составлен акт с приложением подтверждающих фотоматериалов. Проверкой установлено, что по адресу: ул. Советская, д. 129, г. Североуральск расположена остановка общественного транспорта «7 микрорайон». Справа размещен знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». Расчищено место под стоянку автобусов и пассажиров. На указанной площадке установлена деревянная лавочка, которая на момент осмотра привалена к забору, находилась в сугробе. На заборе размещена информационная табличка с наименованием остановки «7 микрорайон» и расписанием движения автобусов.
Постановлением Администрации Североуральского городского округа № 1299 от 05.12.2019 утвержден Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Североуральского городского округа.
27.05.2022 прокуратурой г. Североуральска в адрес Главы Администрации Североуральского городского округа вынесено представление.
Из ответа Администрации Североуральского городского округа от 16.06.2022 следует, что на территории Североуральского городского округа разработана муниципальная программа Североуральского городского округа «Развитие транспортного обслуживания населения и дорожного хозяйства, обеспечение безопасности дорожного движения в Североуральском городском округе» на 2020-2025 годы». Муниципальная программа сосредоточена на выполнении работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений, расположенных на них, проектирование и строительство (реконструкция) автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений, расположенных на них, организации регулярных перевозок пассажиров и повышение доступности транспортных услуг в границах Североуральского городского округа. Учитывая обращения граждан выполнение мероприятий по приведению в соответствие с ГОСТ остановочного пункта, расположенного по ул. П. Баянова будет рассмотрено при планировании бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Североуральска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Североуральского городского округа об обязании оборудовать остановочный пункт – удовлетворить.
На Администрацию Североуральского городского округа возложить обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать остановочный пункт «7 микрорайон» по адресу: ул. Советская, д. 129, г. Североуральск в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Лещенко Ю.О.
Копия верна.