Республика ФИО5, <Адрес обезличен> УИД 10RS0<Номер обезличен>-24
Дело <Номер обезличен>
СОРТАВАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 июля 2023 г. г. Сортавала
(резолютивная часть оглашена 07 июля 2023 г.)
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Маркова Алена Викторовна при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Д.С., с участием переводчика Кокулова Т.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Иброхимовой Д.Э., <Дата обезличена> года рождения, уроженки и гражданки <Данные изъяты>, предъявлен <Данные изъяты> на территории Российской Федерации проживающей по адресу: <Адрес обезличен>, на территории России официально не трудоустроенной, нетрудоспособных лиц на иждивении не имеющей, инвалидом не являющейся,
установил:
Иброхимова Д.Э., <Дата обезличена> около <Дата обезличена> по адресу: <Адрес обезличен>, в нарушение требований п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» пребывала на территории Российской Федерации свыше установленного срока пребывания <Данные изъяты>
Иброхимова Д.Э. в судебном заседании вину в совершении вменяемого правонарушения признала, в содеянном раскаялась, пояснила, что допустила административное правонарушение из-за незнания требований специального законодательства в затронутой сфере, на территории России у нее проживает дочь, которой нужна помощь по уходу за детьми, а также указала на состояние своего здоровья, не позволившее ей выехать с территории Российской Федерации, просила не применять к ней наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, обязалась легализовать свое пребывание в России в дальнейшем, планируя трудоустроиться.
Заслушав объяснения привлекаемого лица, показания свидетелей Мажитовой Б., Махмадизода А.С., Григорьевой М.А., исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу положений ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По информации, представленной органом миграционного учета, Иброхимова Д.Э. прибыла на территорию Российской Федерации <Дата обезличена> через КПП <Данные изъяты> на основании паспорта <Номер обезличен>, выданного <Данные изъяты> от <Дата обезличена> сроком действия до <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> Иброхимовой Д.Э. осуществлен выезд с территории Российской Федерации.
<Дата обезличена> Ибрахимова Д.Э. вновь въехала на территорию Российской Федерации на основании миграционной карты <Номер обезличен>, в которой отражен срок пребывания в России с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Таким образом, по состоянию на <Дата обезличена> Ибрахимова Д.Э. находилась на территории Российской Федерации суммарно 106 дней (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> – 85 дней, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> – 21 день), то есть с превышением установленного п. 2 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы - 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, уклоняясь от выезда с территории Российской Федерации с <Дата обезличена>.
Событие инкриминируемого иностранному гражданину противоправного деяния и виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в его совершении подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств:
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
Данные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для установления события и квалифицирующих признаков состава вменяемого противоправного деяния.
Указание срока пребывания на территории Российской Федерации в миграционной карте <Номер обезличен> иностранным гражданином с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с учетом положений п.п. 2, 9, 10 постановления Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 «О миграционной карте», которым утверждены Правила использования миграционной карты, является предполагаемым сроком пребывания на территории России, служит для контроля за его временным пребыванием в России и не является правовым основанием для подтверждения легальности его нахождения в Российской Федерации в указанный период времени.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, прихожу к выводу о доказанности вины Иброхимовой Д.Э. в совершении административного правонарушения и квалифицирую его действия по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ - нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нахождении на территории Российской Федерации свыше установленного срока пребывания 90 суток суммарно в течение периода в 180 суток и уклонении от выезда с территории Российской Федерации.
Неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении вменяемого правонарушения, не усматривается, обстоятельств, предусмотренных ст. 2.7 КоАП РФ и исключающих производство по делу, не установлено.
В силу п. 10 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося членом семьи гражданина Российской Федерации или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, имеющего место жительства в Российской Федерации, продлевается на срок до одного года с даты его въезда в Российскую Федерацию. Указанный срок временного пребывания может быть неоднократно продлен, но не более чем на один год для каждого такого продления.
Членами семьи гражданина Российской Федерации или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, имеющего место жительства в Российской Федерации, признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), родители (усыновители), дедушки, бабушки, внуки.
Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 22.11.2021 № 926 утвержден Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока частям временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Установлено, что Мажитова Б. является родной дочерью Иброхимовой Д.Э., имеющей вид на жительство в Российской Федерации, однако, поскольку в период нахождения на территории России на законных основаниях она в установленном законом порядке не обратилась с заявлением о продлении срока пребывания на территории Российской Федерации, правовых оснований для применения вышеуказанных положений и освобождения лица от административной ответственности не имеется.
Оснований для применения к возникшим правоотношениям положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения привлекаемого лица от административной ответственности в связи с малозначительностью допущенного деяния не имеется в виду следующего.
В ст. 2.9 КоАП РФ определено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом характера допущенного иностранным гражданином административного правонарушения, посягающего на отношения, объектом которых является режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, оно не может быть отнесено к разряду малозначительных.
В качестве смягчающих ответственность обстоятельств судья учитывает признание вины, раскаяние, отягчающих административную ответственность обстоятельств не усматривает.
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Решение о назначении того или иного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.
Из разъяснений, содержащихся в п. 23.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В постановлении от 14.02.2013 № 4-П Конституционный Суд РФ также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 № 3-П, от 13.03.2008 № 5-П, от 27.05.2008 № 8-П, от 13.07.2020 № 15-П, от 17.01.2013 № 1-П, от 17.02.2016 № 5-П и др.).
Кроме того в определении Конституционного Суда РФ от 12.03.2021 № 378-О указано на то, что положения ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ позволяют судам принимать во внимание все фактические обстоятельства конкретного дела об административном правонарушении и не назначать лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации, административное наказание в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации.
Учитывая обстоятельства совершения административного правонарушения и его характер, степень вины нарушителя, семейное, имущественное положение иностранного гражданина, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствие фактов привлечения Иброхимовой Д.Э. к административной и уголовной ответственности и крайней социальной необходимости, намерение привлекаемого лица легализовать сове пребывание на территории Российской Федерации, фактическое состояние её здоровья, подтвержденное медицинской документацией, в том числе выписным эпикризом ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» <Номер обезличен>, прихожу к выводу о том, что в отношении Иброхимовой Д.Э. возможно применить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере без административного выдворения за пределы Российской Федерации, что будет соответствовать тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных ст. 3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать Иброхимову Д.Э. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <Номер обезличен> рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
<Данные изъяты>
Копию квитанции об уплате административного штрафа представить в Сортавальский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Лесная, д. 2).
Неуплата штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Сортавальский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Лесная, д. 2).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья А.В.Маркова